Факторы, определяющие изменение отраслевой структуры отрасли
По итогам января-марта 2014 года в России реализовано 602.5 тыс. новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В марте продажи новых автомобилей остались практически на уровне годичной давности — 243.3 тыс. единиц (-0.4%), свидетельствуют данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Крупнейший… Читать ещё >
Факторы, определяющие изменение отраслевой структуры отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:
- 1. Научно-технический прогресс — развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;
- 2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения — влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;
- 3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения — изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.
Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.
Одной из главных проблем машиностроительного комплекса остается слабый инвестиционный спрос со стороны реального сектора экономики. В целом за январь-март 2014 года инвестиции в основной капитал в России, по данным Росстата, уменьшились на 4.8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Также большое влияние оказывает снижение потребительского спроса.
Положительного результата по итогам I квартала 2014 года удалось достичь только в одной отрасли — транспортном машиностроении (индекс промпроизводства вырос на 11%), тогда как в двух других отраслях сохранился спад (в производстве машин и оборудования — снижение на 13.5%, в производстве электрооборудования — на 8.3%). Наихудшим образом складывается ситуация с производством металлургического оборудования. Производство прокатного оборудования в І квартале снизилось более чем в два раза, сталеплавильного оборудования — почти на четверть.
По итогам I квартала 2014 года производство станков снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 9.3%. Снижение производства зафиксировано практически по всему спектру продукции. Незначительный рост (на 0.9%) отмечен только в производстве деревообрабатывающих станков, выпуск которых уже превысил докризисный уровень: в марте он был на 11.3% выше среднемесячного уровня производства 2008 года.
По итогам января-марта 2014 года в России реализовано 602.5 тыс. новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В марте продажи новых автомобилей остались практически на уровне годичной давности — 243.3 тыс. единиц (-0.4%), свидетельствуют данные Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
По мнению экспертов, хорошие показатели продаж в марте 2014 года обусловлены, прежде всего, ослаблением рубля. Однако они могут привести к падению в конце II квартала, т.к. отложенный спрос будет уже реализован, а новых драйверов для его роста пока нет.
Выпуск грузовых автомобилей сократился по сравнению с январем-мартом 2013 года более чем на 25%. Негативное влияние на результат оказали высокие складские остатки в начале текущего года.
Крупнейший производитель грузовых автомобилей в России — КАМАЗ — по итогам I квартала снизил производство на 23.4%, выпустив 8.2 тыс. машинокомплектов против 10.7 тыс. в январе-марте 2013 года. Напомним, что предприятие останавливало конвейер на период с 1 января по 22 января, а в феврале перешло на режим неполной рабочей недели с целью сокращения складских запасов.
Активность по слияниям и поглощениям в машиностроении оставалась высокой на протяжении всего I квартала 2014 года. По данным статистики ИА AK&M, за этот период в отрасли произошло 11 сделок M&A против 9 за январь-март 2013 года.
Тем не менее, общая сумма сделок сократилась до $ 100.1 млн., более чем в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ($ 561.5 млн.). Средняя стоимость сделки снизилась почти в 7 раз, до $ 9.1 млн. по сравнению с $ 62.4 млн. в январе-марте 2013 года.
Единственной ожидаемой крупной сделкой является продажа с аукциона 75% - 2 акции ОАО «Вагонреммаш», намеченная на 29 апреля. Начальная цена пакета определена в 2.47 млрд руб.
Кроме того, участились случаи передачи активов в счет погашения задолженности или по символической цене в обмен на потенциальные инвестиции или контракты.