Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цели и задачи образования на Кубе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принимая во внимание существенные изменения, произошедшие как во всем мире, так и в кубинском обществе за последние годы, в стране были внесены определенные коррективы в планирование и подготовку специалистов с высшим образованием. Этим объясняется динамика количества выпускников системы высшего образования (тыс. чел.) в 1997;98 — 2001;02 уч. годах: 1997;98 гг. — 19,4; 1998;99 гг. — 16,9; 1999;00… Читать ещё >

Цели и задачи образования на Кубе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дошкольное образование Теперь более конкретно рассмотрим, как социальные особенности системы образования на Кубе проявляются в специфике разных уровней этой системы. Начнем с дошкольного воспитания, которое квалифицируется здесь как подготовка детей в возрасте от 0 до 5-ти лет к последующему успешному школьному образованию. Учитывая, что детские сады и учреждения так называемого «дошкольного учебного года» имеют возможность посещать сравнительно небольшой процент кубинских детей (в 2002 г., например, соответственно — 17% и 12%) и для того чтобы дошкольники, не посещающие государственные воспитательные учреждения, смогли успешно влиться в учебный процесс, в 1992 г. принята социальная программа «Обучи своего ребенка». Эта программа позволяет подготовить членов семьи самостоятельно осуществлять воспитательную работу с детьми в домашних условиях. Анализ эффективности данной программы, проведенный в 1994;1999 годах показал высокий уровень развития детей, подготовка которых велась на ее основе.

Отметим главные особенности работы с дошкольниками на базе программы «Обучи своего ребенка» :

родители (семья): ведется систематическая подготовительная работа по вопросам воспитания и развития ребенка;

индивидуальный подход: консультации врачей от одного до двух раз в неделю членов семей, имеющих детей в возрасте до 2 лет в медпунктах по месту жительства;

работа с группами: двухчасовые встречи по два раза в неделю с семьями, имеющими детей в возрасте от 2 до 5 лет. Дети в возрасте от 5 до 6 лет, проживающие в отдаленных или труднодоступных сельских районах Кубы, кроме индивидуального воспитания, посещают два раза в неделю ближайшую начальную школу в сопровождении кого-либо из членов семьи.

Для обучения членов семей и контроля за исполнением воспитательных мероприятий внутри семьи, привлекаются на добровольных началах учителя, преподаватели, воспитатели, врачи, медсестры, пенсионеры, студенты и общественные работники. Число участников указанной Программы из года в год увеличивается.

Среднее образование

Среднее образование делится на две группы: базовое и доуниверситетское.

Начальное образование на Кубе является обязательным и составляет 6 лет. В начальных школах большое внимание уделяется развитию умственных способностей, формированию практических навыков к самостоятельной работе, приобретению и соблюдению общественных норм поведения и правил проживания в коллективе. Дети получают элементарные знания об окружающей природе и обществе, учатся трудиться на пришкольных участках, выращивая зелень и овощи для школьных. В упомянутых школах не наблюдается отсева учащихся, и не случайно. В настоящее время Куба занимает самое высокое место в Латинской Америке по числу учащихся, поступивших и закончивших обучение в начальной школе.

Примечательны и такие факты: в 2002 г. почти 20 тыс. кубинских преподавателей начальных школ прошли подготовку по работе с компьютером; между школами было распределено 82 тыс. телевизоров (один телевизор на 40 учеников) и 22,5 тыс. видеомагнитофонов, 24 тыс. персональных компьютеров, в том числе 8976 компьютеров поступило в начальные школы.

Что касается неполной средней школы, то она включает в себя обучение с 7-го по 9-й класс включительно. Учеба в этих классах сочетается с трудовой деятельностью, трудовым воспитанием, ведется работа по профориентации. Заметим, что в сельских школах обучение ведется по принципу интерната. А учащиеся городских школ на 5−7 недель в году выезжают на сельхозработы. Государством выделяются значительные средства на повышение качества обучения и технической базы данных учебных заведений.

Проводятся мероприятия, направленные на сокращение числа учащихся в каждом классе до 15 человек с целью обеспечения индивидуального подхода преподавателя к каждому ученику в процессе обучения и воспитательной работы.

Неполное среднее образование является обязательным. По его завершении ученикам предоставляется выбор между продолжением образования в средних школах или переходом в профессионально-технические училища. Для продолжения же образования в университете нужно завершить полное среднее образование.

Средняя школа по-испански — preuniversitario — является заключительным этапом среднего образования и знаменует собой важное звено в формировании личности. В этих школах (10−12 классы) идет процесс расширения и углубления знаний, развиваются способности и навыки, необходимые для продолжения учебы в высших учебных заведениях, техникумах, профтехучилищах или начала трудовой деятельности. В стране действуют 193 городских и сельских средних школы, в которых обучаются более 93 тыс. учащихся. Количество школьников, получивших среднее образование, увеличилось в стране с 23,4% в 1999 г. до 34,9% в 2002 г.

Процент отсева учащихся за этот период удалось снизить с 3,6% до 2,7%. Эти данные свидетельствуют о росте возможностей кубинской молодежи для получения среднего образования, усилении социальной защищенности кубинской системы образования, которая позволяет повышать уровень образованности населения.

В сети школьных учреждений обеспечивающих среднее образование, профильные школы, в которых ведется тщательный отбор учащихся в соответствии с их способностями: Речь идет о школах со специальной программой по изучению точных наук; профильных школах по подготовке педагогических кадров, в том числе преподавателей искусств; школах начального спортивного уровня, а также высшего спортивного мастерства; наконец, школах искусств. Кроме того, действуют еще несколько средних школ военного типа, выпускникам которых предоставляется возможность поступления в высшие военные учебные заведения. Для поступления в профильные школы необходимо сдать вступительные экзамены по родному языку, математике и истории. В обычные же полные средние школы принимают на основании среднего балла с которым ученики заканчивают неполную среднюю школу. Попасть в специализированные школы удается только ученикам с высокими проходными баллами.

Особое внимание уделяется средним школам с педагогическим уклоном (их более 30), где обучаются дети, обладающие педагогическими наклонностями. Они имеют важнейшее значение в формировании будущего преподавательского состава. В школах подготовки преподавателей искусств, например, учатся школьники, обладающие музыкальными, художественными, прикладными, театральными и танцевальными способностями, которые после 4-х летнего обучения могут работать в качестве инструкторов искусств в учебных заведениях национальной системы образования и домах культуры. В стране действует 15 таких школ, в которых обучаются более 11 тыс. учащихся. В школах начального спортивного уровня и высшего спортивного мастерства общеобразовательная программа сочетается со спортивными тренировками и обучением различным видам искусств.

Среди специализированных школ выделяется школа «Ленина», с программой усиленного обучения точным наукам. Для поступления в нее государство выделяет определенное число мест для каждого района страны. При этом центральные районы, где в основном проживают семьи с более высоким материальным и социальным положением и где уровень знания детей значительно выше, чем у детей из более отдаленных районов, получают меньше вступительных мест и конкурс для них, естественно, выше. Это делается с целью компенсировать социальные различия в условиях жизни детей из менее развитых районов, которым в большинстве случаев удается завершить свое образование в школе «Ленина», где в процессе обучения идет отсев учащихся, чей средний балл снизился до 85 (по 100-бальной системе оценки). Это школа-интернат, ученики живут здесь 5−6 дней в неделю, и лишь в выходные дни могут побывать дома.

Выборочные опросы выпускников названной школы в 2003 г. показали, что из 1400 поступивших около 200 учеников не смогли завершить свое образование. Среди причин отчисления — не только снижение успеваемости, но и проблемы с дисциплиной. Большинство опрошенных констатировали непростые условия обучения, когда приходится выполнять жесткие требования как в учебе, так и в поведении в быту, когда пропускать уроки или опаздывать даже на 5 минут считается серьезным нарушением. Готовиться к контрольным работам, семинарам и экзаменам необходимо самостоятельно, без расчета на помощь родителей или репетиторов. Каждые две недели нужно 5 дней отработать в поле. Вместе с тем, окончившие школу положительно оценивали товарищескую атмосферу, которую в ней сумели создать педагоги. Большинство учеников отметили, что смогли успешно закончить свое обучение в школе «Ленина» только потому, что научились жить в коллективе, делясь со своим товарищами, помогая друг другу. По их словам, эта школа учит солидарности и равенству. Строгая, единая форма не позволяет учащимся выделяться своим материальным положением, и все их усилия, в основном, концентрировались на процессе обучения и углубления знаний.

Высшее образование

Теперь рассмотрим некоторые особенности высшего образования на Кубе. Оно нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов по широкому спектру специальностей. В кубинских вузах студенты получают знания, сочетая учебу с производственной практикой, в ходе которой сталкиваются с реальными проблемами общества. Довольно широкое развитие в вузах получила научно-исследовательская деятельность как преподавательского, так и студенческого состава, что позволяет им вносить существенный вклад в общественно-экономическое развитие страны.

Учитывая социальные различия кубинских граждан, система высшего образования предоставляет студентам возможность обучаться на дневном, вечернем и заочном отделениях вузов. Дневное отделение предназначено для студентов, поступивших сразу после окончания средней школы. Вечернее и заочное отделения — для работающих студентов. Длительность обучения на вечернем отделении на год больше, чем на дневном. Заочное обучение базируется на самостоятельной подготовке студентов и консультациях с преподавателями.

Принимая во внимание существенные изменения, произошедшие как во всем мире, так и в кубинском обществе за последние годы, в стране были внесены определенные коррективы в планирование и подготовку специалистов с высшим образованием. Этим объясняется динамика количества выпускников системы высшего образования (тыс. чел.) в 1997;98 — 2001;02 уч. годах: 1997;98 гг. — 19,4; 1998;99 гг. — 16,9; 1999;00 гг. — 16,5; 2000;01 гг. — 17,0; 2001;02 — 16.8. Как видим, численность специалистов — выпускников вузов в последние годы несколько уменьшилась. Одновременно осуществлялись меры по повышению качества высшего образования, обеспечению более эффективного использования человеческих и материальных ресурсов.

В настоящее время на Кубе идет разработка программы универсализации высшего образования. Цель ее состоит в том, чтобы все желающие получить высшее образование могли это сделать, и к тому же бесплатно. Для этого создаются университетские центры, предназначенные для обучения студентов по месту их жительства. Эта программа имеет строгую социальную направленность, предусматривая, в первую очередь, решить проблему обучения студентов из отдаленных районов, материально менее обеспеченных. Одновременно продолжается работа над повышением качества и эффективности высшего образования.

Этому способствуют курсы повышения квалификации. Действуют более 200 учебных заведений, на базе которых проводятся эти курсы более чем по 100 специальностям. Приоритетными направлениями повышения квалификации специалистов с высшим образованием являются: образование; генная инженерия и биотехнология; производство медикаментов; программа производства продуктов питания; сфера туризма. По указанным направлениям ежегодно повышают свою квалификацию около 125 тыс. кубинских специалистов. 1].

Невзирая на то, что образование для граждан Кубы бесплатно, иностранным студентам, желающим учится здесь, необходимо оплатить от 4 до 7 тысяч долларов. Иностранные студенты должны также иметь степень бакалавра или аналогичную, получить визу и пройти обязательные занятия по испанскому языку. В 1999 году была внедрена схема, предназначенная для привлечения студентов-медиков из непривилегированных семей в США, Британии, Латинской Америке, Карибском бассейне и Африке. В Гаване обучаются студенты более чем из 20 стран мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой