Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты исследования кулинарных шоу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсылки к постоянным характерным чертам (признакам) в определениях обоих терминов провоцируют на использование слов «жанр» и «формат» даже в качестве синонимов. Единственно верного (общепринятого) мнения по поводу разницы между терминами не существует, но во избежание путаницы в дальнейшем ходе исследования, мы всё-таки проведем грань между жанрами и форматами. В своей статье «Термин «формат… Читать ещё >

Теоретические аспекты исследования кулинарных шоу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Место кулинарных шоу в системе развлекательных программ

С целью определения места кулинарных шоу в сложившейся системе развлекательного телевидения мы приведем их характеристики.

Охарактеризовывать кулинарные шоу мы будем следующим образом:

  • 1. дадим определение понятию «телевизионное шоу» и определим как оно соотносится с кулинарными программами
  • 2. определим жанрово-форматную принадлежность кулинарных шоу
  • 3. назовем причины популярности кулинарных шоу.

При упоминании телевизионных программ о еде часто используется такое словосочетание, как «кулинарные шоу». И в случае с кулинарными программами, это не просто устоявшееся выражение, а научно обоснованный термин.

Шоу (в пер. с английского — зрелище, показ) — спектакль в широком смысле слова; артизация и другие проявления массовой культуры смещают акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий.

Артизация, в свою очередь, это театрализация жизненных событий. Она трансформирует, облекает те или иные реалии жизни в зрелищные формы.

Кулинарным программам свойственно некоторое приукрашивание реальности. Так, например, Кэтлин Коллинс в книге «Watching What We Eat» развивает эту мысль; по её мнению, первые английские кулинарные программы были «суховатыми» — они выглядели практически как диктовка рецепта. Но телевизионные продюсеры довольно быстро поняли важную истину: программы о еде должны сниматься не только для тех, кто любит готовить, но и для тех, кто любит есть.

Один из способов осуществления артизации в кулинарных шоу — погружение участников в разные ситуации, которые располагают их к общению. В статье «TV Cooking Shows: The evolution of a genre» К. Коллинс называет кулинарные программы «шоу-вне-студии»: помимо самого приготовления блюд кулинарные шоу показывают взаимоотношения между участниками и между участниками и ведущим (не всегда диалоги, которые входят в шоу, сняты в той же студии, где готовилась еда), кулинарные шоу стали включать сюжеты про разные блюда или продукты, в некоторых программах (таких, как «МастерШеф») конкурсы с приготовлением еды проводятся на разных площадках.

Подтверждает принадлежность кулинарных программ к разряду шоу и еще одно определение, приведенное в Толковом словаре Т. Ф. Ефремовой: согласно автору, телевизионные шоу — это «яркое сценическое зрелище с участием выдающихся актёров эстрады, балеты, цирка и т. п., транслируемое по телевидению». Известные люди (не профессиональные журналисты) действительно часто принимают участие в съёмках кулинарных программ: и в качестве гостей (программы «Кулинарный поединок», «Подставь, если сможешь», «Кто кого на кухне» и др.), так и в качестве ведущих (программу «Барышня и кулинар» на телеканале Домашний ведет певица Анна Семенович; программу «Время обедать!» вела певица Наталья Королёва). Таким образом, сомнений в оправданности термина «кулинарные шоу» не возникает. И далее, в контексте анализа российских кулинарных телевизионных передач, понятия «кулинарные шоу» и «кулинарные программы» будут использоваться как взаимозаменяемые, так как во всех программах, отобранных для исследования, о рецептах рассказывают, но не «диктуют» их. Более того, в каждой из программ приготовление блюда сопровождается как минимум одной побочной темой.

Следующий шаг, необходимый для определения места кулинарных шоу в сложившейся системе развлекательного телевидения — соотнесение их с существующими устоявшимися жанрами. Далее мы проясним еще один вопрос, связанный с терминологией; а именно: дадим определение понятию «жанр телевидения», приведем объяснение, почему мы сравниваем кулинарные шоу с другими жанрами (соответственно, приравнивая кулинарные программы к понятию «жанр»), и почему в дальнейшем ходе исследования выделим форматные, а не жанровые особенности кулинарного шоу.

Приведем несколько определений термина «жанр». В контексте изучения средств массовой информации, жанр называют способом отражения реальной действительности с такими постоянными признаками как предмет изображения, целевая установка отображения и его метод; а по отношению к телевидению, жанр — это обобщение характерных черт для произведений, построенных на одинаковых закономерностях.

Что касается термина «формат», то даже в контексте телевидения у него существует несколько трактовок. Так, например, формат может быть термином сугубо техническим: под понятием «формат» подразумеваются различные стандарты вещательного телевидения (частота кадров, соотношение сторон кадра и другие характеристики); «форматом» называют набор элементов, составляющих контент СМИ и определяющих особенности подачи этого контента или, конкретнее, концепцию вещания целого канала, «которая включает в себя и способ организации эфира, и программную политику, и форму эфирной работы». Но для нашего исследования необходимым является третье значение формата — «набор постоянных признаков телевизионной передачи (не только хронометраж, как полагают многие)». Или, как сформулировала Надежда Капустина, юрист украинского патентно-юридического агентства «ГОЛДМАРК», формат является основой шоу и «объединяет множество элементов, которые составляет определенную систему».

Отсылки к постоянным характерным чертам (признакам) в определениях обоих терминов провоцируют на использование слов «жанр» и «формат» даже в качестве синонимов. Единственно верного (общепринятого) мнения по поводу разницы между терминами не существует, но во избежание путаницы в дальнейшем ходе исследования, мы всё-таки проведем грань между жанрами и форматами. В своей статье «Термин „формат“ в массовой коммуникации» О. Р. Лащук подтверждает, что понятие «формат» необходимо для упорядоченности; автор подчеркивает, что термином «формат» в определенной степени можно «компенсировать размытые тип, жанр и стиль». По мнению Лащук, жанр скорее будет одним из компонентов, одной из составляющих в структуре формата.

Подобного мнения придерживается и И. Н. Кемарская в статье «Формат как способ позиционирования программы». Согласно И. Н. Кемарской, понятие «жанр» более широкое и используется для того, чтобы подчеркнуть общие черты телевизионных программ. А «формат», хоть и включает в себя некоторые признаки жанра, подчеркивает «уникальность конкретного телепроизведения».

Более того, некоторые исследователи по тематическому признаку даже выделяют кулинарные шоу как самостоятельный телевизионный жанр, наряду с телеспектаклями и теленовостями. Основываясь на вышеуказанных источниках, кулинарные шоу мы будем называть жанром (и, как следствие, сравнивать с другими телевизионными жанрами), а под форматом подразумевать отдельно взятое телевизионное произведение (так, например, в случае с кулинарными шоу, форматом можно назвать программу «Кулинарный поединок» телеканала «НТВ», программу «Еда, я тебя люблю» телеканала «Пятница» и другие).

Перейдем к тому, как соотносятся «кулинарные телепередачи» с существующими жанровыми классификациями телевизионных программ.

Так как единой жанровой классификации не существует, мы обратимся сразу к нескольким, предложенным такими авторами, как В. Л. Цвик, Л. П. Шестеркина, Н. В. Вакурова и Е. Ю. Агамян, так как в их работах представлены разные подходы к выделению телевизионных жанров.

В.Л. Цвик в книге «Телевизионная журналистика» называет три группы жанров телепублицистики: информационные, аналитические и художественные. Кулинарные программы тяготеют к жанру «ток-шоу» — «разговорная передача с участием приглашенной в студию аудитории» — ведь съемки кулинарных шоу зачастую проходят с участием зрителей, а за «разговорную» часть передачи отвечает ведущий (на российском телевидении такими являются «Кулинарный поединок» или шоу «Кулинарная звезда»). Автор относит ток-шоу в разряд аналитических жанров.

Еще один жанр, отголоски которого присутствуют в кулинарных шоу — это интервью. В интервью (информационном жанре по В.Л. Цвику) журналист посредством общения получает интересующую его информацию о госте; как правило, общение проходит «в форме диалога — вопросов и ответов» (так, например, на съемках программ «Смак» или «Ешь и худей» ведущие задают звездным гостям вопросы и на личные темы, и на темы, связанные с кулинарией). Получается, что в кулинарном шоу жанр интервью используется для достижения сразу нескольких целей: для получения информации и для раскрытия темы программы.

Далее в книге заходит речь и о развлекательном телевидении, но как оно соотносится с классификацией жанров автор не указывает.

Книга «Методика телевизионной журналистики» предлагает «специальный классификатор программ, предусматривающий их социальную значимость, общественную полезность, необходимый минимум присутствия в эфире». Авторы выделяют такие жанры, как информационная и публицистическая (к которой относят в том числе и ток-шоу) программы, познавательно-развлекательная программа, культурно-просветительская, детская, спортивная, развлекательная программы, художественные и многосерийные фильмы, рекламные программы.

При таком разделении для описания сути кулинарных программ наиболее уместными являются 2 жанра.

Во-первых, это «развлекательные программы». Определения авторы не дают, но приводят примеры: эстрада, цирк, легкая музыка, игры. В некоторых кулинарных шоу, которые предполагают получение участником приза, присутствует элемент именно игры (например, программа «МастерШеф»).

Во-вторых, это «познавательно-развлекательные программы». Авторы книги допускают, что такая программа может быть и в форме ток-шоу, и в форме веселого обозрения текущих событий. «Это „коктейль“ из интервью со знаменитостями, … информации, полезных советов и пр.» В основе таких программ лежит принцип «поучать, развлекая». К такому жанру можно отнести программу «Смак», в которой помимо «поучения» — подробного описания процесса приготовления блюда — ведущий задает вопросы своим звездным гостям.

В учебном пособии «Типология жанров современной экранной продукции» приведена одна из широчайших жанровых классификаций: авторы Н. В. Вакурова и Л. И. Московкин выделяют 36 телевизионных жанров. К описанию кулинарных шоу подходят три из них: уже упомянутый вариант «ток-шоу», «игра» (пример жанра «развлекательные программы» у Л.П. Шестеркиной) и «телешоу». «Телешоу» авторы называют развлекательным жанром, в котором преобладает музыка и изображения (нередко в кулинарных шоу в сопровождении с музыкой демонстрируется слайд-шоу с фотографиями (или одна фотография) приготовленных блюд, пример — «Кулинарный поединок»). Главным критерием телешоу является зрелищность.

Книга «Основы тележурналистики» Е. Ю. Агамян, как и в первом примере, выделяет три основных жанра: информационные, аналитические и документально-художественные.

Каждому жанру в книге посвящен раздел, в котором перечисляются конкретные примеры. За описанием аналитических жанров в книге идут разделы, посвященные «развлекательным» и «разговорным» жанрам, которые в основной классификации не упомянуты. Одним из разговорных жанров, по мнению автора, является ранее никем не упомянутый жанр «реалити-шоу».

Реалити-шоу — действие, происходящее по незапланированному сценарию, показывающее действительность, вскрывающее характер персонажей, которые, в свою очередь, являются «простыми людьми с улицы», а не дипломированными актерами.

Выделяется четыре основных разновидности таких шоу, каждая из которых ассоциируется с тем или иным кулинарным шоу:

1. «шоу подглядывания».

Эта разновидность подразумевает подглядывание за отношениями участников без вмешательства ведущего. В российской адаптации программы «МастерШеф» перед оглашением победителя того или иного конкурса пока члены жюри совещаются, участники проводят время в отдельной комнате. Они обсуждают прошедший день, обсуждают кого-то из участников, иногда вступают с противниками в открытый конфликт. У зрителя создается ощущение подглядывания, так как участники говорят между собой, а не «на камеру».

2. «шоу на выживание».

Термин «выживание» стоит понимать не только в буквальном смысле. «Выживание» — это и шоу, в процессе которого проигравшие участники покидают программу. В пример можно привести уже упомянутую программу «МастерШеф» или шоу «Голодные игры» (в финал проходил только каждый четвертый участник).

3. «шоу профи».

Эта разновидность реалити-шоу выполняет не только развлекательную, но и информационную или даже практическую функцию. «В рамках шоу профи игроки осваивают ранее незнакомое ремесло, повышают профессиональный уровень, а зритель наблюдает саму „кухню“, либо набирается практических знаний». Это описание подходит к любому кулинарному шоу, в котором принимает участие профессиональный повар («Время обедать», «Барышня и кулинар» или программа «Адская кухня» в которой все участники являются поварами с разницей лишь в степени профессионализма). Демонстрация поваром приготовления того или иного блюда и является тем самым практическим знанием.

4. «квест».

Шоу в формате «квест» подразумевает некую детективную составляющую, головоломку, поиск нестандартных решений. И снова примером можно привести программу «МастерШеф», а, точнее, одно из испытаний этого шоу — «Тайный ящик». Участникам необходимо приготовить блюдо из заранее выбранных для них продуктов, которые находятся в «тайном ящике». Зачастую набор продуктов располагает именно к поиску нестандартных решений.

Так как все существующие кулинарные шоу нельзя отнести к одному из вышеперечисленных жанров (разные программы связанные с кулинарией включают в себя характеристики большого количества разных жанров), можно сказать, что кулинарные шоу — это самостоятельный жанр, а отдельно взятые программы (форматы) являются составными или, как пишет в одной из своих научных статей А. А. Новикова — «гибридными». По словам А. А. Новиковой, вариативность форматных признаков, а так же тот факт, что термин «формат» в большинстве случаев используется в отношении развлекательных программ, позволяет сказать, что «гибридность — это определяющий признак телевизионного формата» (в нашем случае — телевизионного).

Подтверждает мнение о гибридности кулинарных форматов и Изабелла де Солиер в материале «TV Dinners: Culinary Television, Education and Distinction». Автор утверждает, что кулинарное телевидение «подвергает сомнению привычную разницу между информационным и развлекательным программированием». Получается, что форматы не отрицают наличие разных жанров, а используют их потенциал воздействия.

Популярность кулинарных шоу многие исследователи связывают с распространением такого феномена как «культура потребления». Например, К. Г. Абелян в статье «Программы гастрономической тематики на российском телевидении» пишет о том, что на контрасте с «бедными годами» и ограничением возможностей, после распада СССР в России стала распространяться культура потребительства, так как «в противовес непрекращающемуся дефициту людям было предложено изобилие товаров и услуг». Как следствие, у населения сформировался повышенный интерес к еде, кулинарии и, соответственно, кулинарным шоу. Н. Н. Зарубина в своей научной статье так же отмечает, что одна из характерных черт постсоветского периода — повышенное внимание к бытовому и повседневному (и к питанию в том числе); повседневность превращается «из незначимой и репрессируемой на фоне высоких задач „строительства коммунизма“ сферы в объект внимания и культивирования».

Культура потребления и её следствие — потребительское общество — привило человеку зависимость от визуальных репрезентаций различных жизненных сфер; визуальный опыт становится доминирующим; и важно отметить, что человеку становится одинаково важно как показать свою жизнь, так и увидеть жизнь чужую.

Смотреть на то, как живут и, в частности, готовят другие хочется по нескольким причинам:

Во-первых, это желание «сделать то, чего не умеешь»; существует ряд кулинарных шоу, которые демонстрируют не столько инструкцию по приготовлению блюд, сколько красивый процесс приготовления блюд (меньше информации — больше красивой «картинки»), таким образом внушая зрителю, будто он уже умеет всё это делать; рецепт преподносится не как лекция, не как научение, а как «схватывание чужого телесного опыта через его образ».

Во-вторых — стремление «провести время с теми, кто тебе недоступен»; в первую очередь, это касается известных людей, демонстрирующих свои кулинарные способности в телевизионных шоу — предложение повторить то, что делает звезда в кулинарном телешоу вызывает желание «подражать, заимствовать идентичность, случайно или целенаправленно» и может быть воспринято как «предложение совместности телесного опыта, пусть и разнесённой в пространстве и времени»; достаточно только посмотреть кулинарное шоу и у телезрителя сложится ощущение, что он готовил с Натальей Королевой и ее мамой («Время обедать!»), Полиной Гагариной («Вкусно жить»), Иваном Ургантом («СМАК») и другими; но стремление разделить телесный опыт с образами на телеэкране связано не только с желанием провести время с медийным лицом, но еще и с нежеланием проводить время в одиночку. Так, например, популярность соревновательных кулинарных шоу объясняют тем, что в них воспроизводится «модель взаимоотношений между людьми в современном обществе, например, в офисе, позволяя „наслаждаться“ накалом страстей со стороны»; так же, информация о последовательности действий и визуальный ряд кулинарных программ вызывающих желание повторить и присоединиться, создают тем самым ситуацию «тотального сотрапезничества», проще говоря — кулинарное шоу может заменить телезрителю живое общение и он как минимум на время просмотра перестает чувствовать себя одиноким.

И, наконец, третья причина — желание «повысить свой социальный статус»; все способы визуализации кулинарной сферы — многие кулинарные телевизионные программы, блоги, газетные колонки и даже поваренные книги, не являющиеся средством массовой информации, предлагают публике рецепты блюд гораздо более изысканных и элегантных, чем ежедневная пища. Изысканность блюд заключается в сложных, ранее неизвестных публике названиях (десерт сабайон, кростата, сорбе, карпаччо, яйцо-пашот и др), непривычных ингредиентах (кус-кус, кальмары, чернила каракатицы, различные специи) и, конечно, подаче (так, например, в шоу «Кулинарная звезда» обязательным условием была ресторанная подача блюда). На время просмотра посредством разделения телесного опыта зритель становится адептом элитарной культуры. О тяге людей «к высокому» писал еще Ролан Барт в своем эссе «Орнаментальная кулинария». В эссе автор рассматривал пример журнала «Элль», который предоставлял массовой аудитории «грезу о шикарной жизни». Чаще всего в журнале для людей с низкой покупательной способностью публиковались рецепты блюд из дорогостоящих ингредиентов («рецепты куропатки-фантазии»); публикация рецептов блюд крестьянской кухни означала, что читатели, как «пресыщенные горожане» всего лишь играют в деревенский быт. Подтверждалась фантазийность блюд и их изображением: «блюдо обязательно снято сверху, как предмет и близкий, и недоступный, который фактически можно потребить разве что вприглядку».

Подводя итог, можно сказать, что кулинарные шоу образуют самостоятельный телевизионный жанр; характерной чертой программ созданных в жанре кулинарного шоу, является гибридность; а в качестве причин популярности кулинарных форматов исследователи называют возможность разделения телесного опыта с целью преодоления одиночества, повышения своего социального статуса и тому подобными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой