Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая журналистика: теоретический анализ понятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическая печать как элемент педагогической прессы носит характер информационной наполняемости актуальных проблем образования, является источником, в котором педагогические факты зафиксированы в письменном виде. В педагогической прессе, печати запечатлены материалы периодической печати: газеты, журналы, бюллетени, в которых поднимаются неотложные и острые вопросы учебной и воспитательной… Читать ещё >

Педагогическая журналистика: теоретический анализ понятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическая журналистика: теоретический анализ понятия

Процесс зарождения, формирования, обогащения и обновления педагогической журналистики обозначен рядом периодов: зарождение педагогической печати (1850- 60-е гг.), когда происходило образование ядра традиций отечественной педагогической журналистики; формирование и обогащение традиций педагогической журналистики осуществлялось в период с конца XIX в. — по начало ХХ века. В 1990;е годы — начале XXI в. произошло обновление сложившихся традиций отечественной педагогической журналистики в мировоззренческом, концептуальном, функциональном и содержательном ракурсе. Во второй половине XIX — начала XXI вв. педагогическая журналистика становится объектом изучения ученых и педагогов практиков.

Проблеме исследования роли и значения отечественной педагогической журналистики в развитии различных аспектов образования посвящены научные публикации: в области исследования генезиса и структурно-функциональных особенностей педагогической прессы в системе образования (М.А. Азарная, Г. В. Балицкий, А. Ф. Бережной, Т. П. Гуйван, А. С. Елеонская, Б. И. Есин, Н. Б. Кириллова, О. Ю. Образцова, Е.В. Царева); имеются исследования по проблеме воспитательного и нравственного потенциала педагогической прессы, СМИ (И. Бабурова, Н. А. Виноградова, Л. Н. Береснев, Е. Ю. Камышева, М. В. Захарченко, А.В. Федорова); ряд исследований посвящен проблеме целевой подготовки в современных условиях журналистских кадров для сферы образования (М.В. Белоусов, В.А. озчиков, Т. Е. Денисович, Б. Г. Козловский, Г. В. Лазутина); исследования по проблеме методики изучения периодической печати и психологии массовых коммуникации (Б.И. Есин).

Анализ состояния изученности исследуемой проблемы показал, что в историко-педагогической науке выполнен ряд исследований по освещению роли отечественной педагогической журналистики в развитии российского образования. Вместе с тем отсутствуют работы, специально посвященные трактовке педагогической журналистики как фактора развития отечественного образования, раскрытия педагогического потенциала педагогической журналистики как инструмента, обладающего функциями формирования нравственной и культурной личности.

Представляется проблемным и дефинирование педагогической журналистики как научно-педагогического понятия. В силу этого возможен анализ родовых понятий: публицистика, педагогическая публицистика, педагогическая пресса, педагогическая печать.

Публицистика (от лат. publicus — общественный), род литературы и журналистики, рассматривающий современные проблемы, актуальные политические, экономические, социальные вопросы. Цель публицистики — воздействовать на общество, привлечь внимание людей к какому-либо факту, добиться от них реакции. В публицистике всегда существует чётко выраженная авторская позиция и отсутствует художественный вымысел. Предмет публицистики — некое событие, явление, происходящее в настоящий момент или недавно произошедшее, а также мнение автора об этом событии или явлении. Публицистика формирует общественное мнение, авторы вступают в дискуссии друг с другом, защищая свою точку зрения. Публицистический стиль отличается эмоциональностью, полемичностью. [4].

Педагогическая публицистика трактуется как жанр педагогической журналистики — род произведений (публикаций), посвященных острым, насущным проблемам и явлениям системы образования и изложенных, как правило, в яркой полемичной форме [1, С.5].

В целом публицистика — это род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах, оценки с точки зрения автора, а также выдвинутых целей.

Педагогическая пресса включает в себя всю совокупность газет, журналов, периодических и непериодических сборников, которые целиком или частично посвящены проблемам образования, теории и практики обучения. Основное назначение педагогической прессы — повышение педагогической и информационной культуры учителей, стимулирование роста их интереса к педагогической теории и практике, к вопросам развития отечественного образования и активному участию в реформационных процессах.

Педагогическая печать как элемент педагогической прессы носит характер информационной наполняемости актуальных проблем образования, является источником, в котором педагогические факты зафиксированы в письменном виде. В педагогической прессе, печати запечатлены материалы периодической печати: газеты, журналы, бюллетени, в которых поднимаются неотложные и острые вопросы учебной и воспитательной работы; художественно-педагогическая литература, например, произведения А. С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, Л. Н. Толстого, А. П. Гайдара, А. Лиханова, Ю. Азарова, Г. Белых и Л. Пантелеева, СВ. Михалкова, А. Барто и других писателей, где в художественной форме описываются и отчасти анализируются явления воспитания; мемуарная и эпистолярная литература, личные дневники, содержащие материал о воспитании [6 ].

В целом, круг рассматриваемых в педагогической периодике тем можно типологизировать в рамках следующих тематических категорий: теория и практика воспитания, теория обучения, методика преподавания предметов, состояние образовательных и воспитательных учреждений, положение педагогов (учителей и воспитателей), педагогическая литература, история педагогики, выдающиеся педагоги, экономическое состояние образовательной системы, регулирование деятельности педагогов, взаимодействие школы и общества [1, С.9].

Педагогическая журналистика — многогранное явление, включающее в себя, во-первых, профессиональную деятельность специалистов по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной педагогической информации; во-вторых, всю многообразную продукцию этой деятельности; в-третьих, все каналы распространения педагогической журналистской информации; в-четвертых, всю совокупность профессий в ее рамках; впятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

Педагогическая журналистика постоянно находится в состоянии развития, отражая картину меняющего мира и адаптируясь к новым условиям. В становлении и обогащении педагогической журналистики сочетается как подвижность, дискретность, динамичность, с одной стороны, так и непрерывность, относительное постоянство, с другой. Диалектическая природа отечественной педагогической журналистики проявляется в том, что в конечном итоге, на смену традициям минувших эпох приходят новые традиционные проявления, и в действующих традициях происходят постоянные изменения.

Педагогическая журналистика как педагогический феномен обладает богатым функциональным содержанием: историко-прогностический характер публикуемых материалов, раскрывает диалектическое соотношение традиционной и инновационной деятельности, консервативной и новаторской; ей подвластна реализация исследовательского подхода к анализу образовательной практики; актуализация содержания педагогической культуры как цивилизационной составляющей; содействие подъему общественного авторитета педагога; выполнение интегрирующей и инверсионной функций [2, С.56].

В исследовании Н. И. Бондаренко отмечается миссионное предназначение педагогической журналистики: ментально-миссионная направленность; реализация культурологической миссии; гуманистическая направленность, выдвижение на первый план проблематики самоценности личности; обостренная забота о судьбах российского просвещения; обеспечение пространственной свободы творчества в образовании; осуществление воспитания творческой личности [1, С.21].

Главным педагогическим фактором журналистики выступает направленность на развитие отечественного образования. Освещая и обсуждая проблемы системы образования, авторы статей — педагоги, политические и культурные деятели выступают в роли своеобразных общественных экспертов, формируя определенное отношение читателей к данным проблемам. В этом реализуется ценностно-ориентационная функция педагогической журналистики, направленная на воплощение в жизнь демократических взглядов на подготовку педагогов и систему российского образования в целом.

Исследователи (М.В. Белоусов, Н. И. Бондаренко, Н. А. Виноградова, Т. П. Гувайн и др.) выделяют следующие функции педагогической журналистики: непрерывность, содержательная преемственность и ценностный континуум; динамическая стабильность устойчивость и жизнеспособность; сохранение самобытности и приспособление к изменяющимся условиям жизни; формирование общественного мнения по проблемам образования; налаживание диалога в триаде «государствообщественность — субъекты системы образования»; объединение множества индивидов в педагогическое сообщество; создание открытого пространства для диалога и плюрализма мнений; обеспечение устойчивой обратной связи; осуществление взаимосвязи между семьей и школой; повышение педагогической и информационной культуры учителей, стимулирование роста их интереса к педагогической теории и практике, к вопросам развития отечественного образования и активному участию в реформационных процессах; выступает транслятором государственных преобразований и важнейших событий в сфере образования.

Как и всякая педагогическая модель процесса или явления, педагогическая журналистика базируется на теоретико-методологических основаниях, подходах. Анализ научной литературы показал, что наиболее продуктивными являются культурологический, цивилизационный, аксиологический и антропологический подходы. Их роль заключается в том, что эти методологические подходы в развитии педагогической журналистики не альтернативны друг другу, а, наоборот, составляют систему, позволяющую осмыслить многоаспектность педагогической журналистики в ее воспитательном, дидактическом, информационном и других проявлениях.

В работе «Общие принципы цивилизационной теории и ее критика. Сравнительное изучение цивилизаций» П. Сорокин цивилизационный подход описывает как комплексное, системное использование методологических средств познания, отображающих в своем единстве многоаспектное видение государства и права — их происхождение, сущность, функции, сферы и пределы воздействия на общество, социальную ценность. Основанием цивилизационного подхода является понятие цивилизации.

Цивилизационный подход — это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Педагогической журналистике цивилизационный подход дает возможность рассматривать генезис педагогических идей и самой педагогической журналистики как типологического многообразия социокультурных изменений и форм жизнедеятельности людей в их историческом развитии и преемственности.

Культурологический подход обеспечивает изучение общетеоретических основ развития поликультурной личности, концентрирует внимание на ценностно-ориентационном содержании культуроведческого образования, позволяет определять принципы культуроведческого образования, позволяет обратиться к проблемам отбора культурологического материала для учебных целей, его структурирования для различных образовательных контекстов и разработки технологии экспертной оценки культуроведческого наполнения учебной литературы [7, С. 19−23.].

Значение культурологического подхода в педагогической журналистике в том, что он позволяет рассматривать педагогическую журналистику как форму отражения и существования более общих категорий культуры в сфере образования.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Ценностные ориентации являются одной из главных «глобальных» характеристик личности, а их развитие основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путем развития общества. Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию учащихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, сексуальной, национальной, этнической, правовой культуры [5].

Аксиологический подход выявляет ценностно-смысловые ориентиры в педагогической журналистике, особо выделяя педагогические и гуманистические ценности.

Антропологический подход в своей исследовательской и воспитательной функциях сосредоточен на постижении духовной жизни воспитанника, предметом, высшей ценностью и целью воспитания является Человек. Идеи антропологического подхода: целостность и неделимость духовной и биологической природы человека; субъектность человека как его сущностная характеристика; единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке; взаимосвязь индивидуального и социального в человеке; совокупность умственного, нравственного и физического в развитии человека; воспитуемость и обучаемость человека; пластичность всех личностных свойств [3, С.322−323].

Антропологический подход опирается на анализ произведений педагогической журналистики, в центре которых человек как базовая ценность и цель воспитания и образования.

Научность педагогической журналистики отражает взаимоотношения педагогической журналистики и науки, проявляющиеся в различных формах: наука выступает предметом познания журналистики, журналистика рассматривает практическую деятельность с точки зрения достижений науки, журналистика является для науки одним из источников развития, журналистика опирается на выработанные наукой методы объективного познания и осмысления действительности, журналистика выполняет функцию антиципации, то есть предвосхищает появление новых научных теорий, журналистика использует систему научных форм, методов, средств, приемов получения педагогической информации и способов ее фиксации.

Итак, педагогическая журналистика в своей гуманистической направленности находит отражение в содержании текстов, отражающих актуальные, общественно значимые педагогические проблемы, произведения, насыщенные антропологической доминантой, гуманистическими идеями и ценностями; в социально-педагогическом аспекте педагогическая журналистика оказывает прямое влияние на жизнедеятельность как отдельного индивида, так общества в целом; в плане воспитательной целесообразности педагогическая журналистика дает такой материал для осмысления, который, эмоционально воздействуя на читателя, заставляет его размышлять не только над сиюминутными проблемами, но над вечными ценностями образования.

педагогическая журналистика публицистика.

  • 1. Бондаренко Н. И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования. Автореф. дис. канд.пед.наук.М., 2000.
  • 2. Качалова Л. П. Педагогическая публицистика — путь к познанию // Наука и научный поиск № 4 (9). С.53−58.
  • 3. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1985.
  • 4.

    Литература

    и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. П. А. Николаева, М. В. Строганова. М. 2010.

  • 5. Племенюк М. Г. Аксиологический подход в формировании содержания образования в высшей школ
  • 6. Погорелов С. Т. Духовно-нравственное воспитание средствами педагогической печати // Просветитель № 1.
  • 7. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования. — Ижевск, 2004.
  • 8. Элементарные начала общей теории права, М., 2003
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой