Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практика сопровождения инклюзивного образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для работы по внедрению результатов инновационной работы в общеобразовательную практику при ресурсном центре необходимо создание сети ресурсного центра, под которой понимается группа образовательных учреждений, осуществляющих трансляцию образцов новой образовательной практики по единой программе. Характерной чертой сети ресурсного центра является принципиально сетевой характер взаимодействия… Читать ещё >

Практика сопровождения инклюзивного образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению Н. Н. Малофеева, ресурсная деятельность в образовании — это деятельность, направленная на реализацию и внедрение результатов экспериментальной и инновационной работы в общеобразовательную практику, для чего необходима концентрация ресурсов: кадровых, материально-технических, научно-методических — в специально созданном ресурсном центре.

Для работы по внедрению результатов инновационной работы в общеобразовательную практику при ресурсном центре необходимо создание сети ресурсного центра, под которой понимается группа образовательных учреждений, осуществляющих трансляцию образцов новой образовательной практики по единой программе. Характерной чертой сети ресурсного центра является принципиально сетевой характер взаимодействия.

В инклюзивном образовании в качестве ресурсных центров могут выступать образовательные учреждения разного типа — как специальные (коррекционные) образовательные учреждения, так и учреждения системы общего образования, полагает Е. В. Ковалев.

С.В. Алехина утверждает, что в современных условиях возникает необходимость трансформации модели специального образования. Специальное образование в России в настоящее время обязательно должно соответствовать нормам действующего международного права, российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации более эффективного и качественного сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах.

В ряде регионов Российской Федерации (Республика Чувашия, Псковская и Калининградская области) специальные (коррекционные) образовательные учреждения были определены ресурсными центрами по развитию инклюзивных процессов и по психолого-педагогической поддержке процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах.

Например, для организации обучения детей с ОВЗ, в том числе с особенностями интеллектуального развития, в общеобразовательных учреждениях Псковской области была разработана разно уровневая модель взаимодействия систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, центром которой определялось специальное (коррекционное) образовательное учреждение, чаще всегошкола-интернат. Эта модель предполагает тесное взаимодействие регионального и муниципального уровней управления.

Основными задачами взаимодействия учреждений специального и общего образования стали:

  • * создание системы консультационных пунктов и сетевого сообщества на базе ресурсного центра — учреждения специального (коррекционного) образования;
  • * подготовка и реализация индивидуальных образовательных программ учащихся в соответствии с индивидуальными
  • * повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах.

Основная цель ресурсного центра, созданного в Калининградской области, — формирование общего образовательного пространства, внутри которого возможно оказание дополнительной коррекционно-развивающей помощи в любом образовательном учреждении на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов. Ресурсными центрами были определены специальные (коррекционные) школы-интернаты различного профиля (для детей с нарушениями слуха, зрения, с интеллектуальными особенностями).

Задачи ресурсного центра:

  • * обеспечение сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья по профилю ресурсной школы-интерната (зрение, слух, интеллектуальные трудности) в общеобразовательных учреждениях;
  • * научно-методическая и консультационная поддержка общеобразовательных школ, реализующих интегрированное обучение детей с ОВЗ;
  • * обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Модель деятельности территориального ресурсного центра развития инклюзивного образования в Москве разрабатывалась при непосредственном руководстве Департамента образования и Московского государственного психолого-педагогического университета.

Образования детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным проектом. Это определяет насущную потребность и актуальность создания как общей методологии продвижения инклюзивных процессов в образовании, так и конкретных разработок организационно-содержательных компонентов системы, технологий, методического, технического, информационного обеспечения и сопровождения.

По мнению М. С. Староверовой подобный дефицит может быть ликвидирован только посредством создания системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов во всей инновационной сети образовательных учреждений, включенных в инклюзивную практику.

Данная система сопровождения состоит из:

  • * территориального (городского) ресурсного центра развития инклюзивного образования;
  • * окружных ресурсных центров;
  • * служб психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования (на базе ОУ).

Городской ресурсный центр является структурным подразделением Института проблем инклюзивного образования, созданного в Московском государственном психолого-педагогического университете (МГППУ).

Обеспечение деятельности всех окружных ресурсных центров, являющихся, как правило, подразделениями ППМС-центров, регулируется различными структурами непосредственно Департамента образования города Москвы — окружными управлениями образования и окружными методическими центрами.

Основные направления деятельности территориального (городского) ресурсного центра:

  • 1. Координационно-организационная деятельность;
  • 2. Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, в том числе методическое сопровождение инклюзивных ОУ;
  • 3. Мониторинг состояния и условий инклюзивной практики в ОУ города Москвы;
  • 4. Разработка программ повышения профессиональной компетенции и повышения квалификации, участие в подготовке кадров для системы инклюзивного образования города Москвы.

ПО мнению С. В. Алехиной, наиболее важными из вышеперечисленных направлений деятельности территориального (городского) ресурсного центра являются координационно-организационная деятельность и разработки технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании.

Основная цель координационно-организационного аспекта деятельности территориального (городского) ресурсного центра заключается, в первую очередь, в координации деятельности окружных ресурсных центров или служб по развитию инклюзивного образования. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • — поддержка инициатив администрации и городских методических служб в направлении инклюзивного образования;
  • — координация взаимодействия между инклюзивными образовательными учреждениями всех округов города Москвы;
  • — сбор и анализ информации о мероприятиях регионального, территориального (городского, окружного) уровней, посвященных вопросам инклюзивного образования и информирование о них всех учреждений, включенных в инклюзивное образовательное пространство;
  • — сбор и анализ информации о состоянии дел на территории и информирование органов управления образования города Москвы (статистические данные);
  • — участие в разработке содержания мониторинга эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в инклюзивных образовательных учреждениях Москвы;
  • — организация и сопровождение деятельности базовых площадок по отработке психолого-педагогических технологий и методов работы с детьми с ОВЗ в инклюзивных образовательных учреждениях;
  • — участие в мероприятиях по подготовке и повышению профессиональной компетентности специалистов инклюзивных школ и детских садов;
  • — организация взаимодействия с общественными организациями, фондами, родительскими ассоциациями, заинтересованными в эффективном продвижении инклюзивного образования, участие в совместных мероприятиях.

Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, в том числе методическое сопровождение инклюзивных образовательных учреждений. Это направление деятельности территориального (городского) ресурсного центра следует осуществлять, руководствуясь следующими важнейшими концептуальными положениями:

  • * опора на философию инклюзии, ее приоритеты и принципы с учетом особенностей отечественной образовательной системы;
  • * инклюзивное образование не заменяет и не подменяет систему специального образования, и в своей практике опирается на научно-методический и кадровый ресурс специального образования;
  • * необходимо рассматривать эффективность инклюзивного образования не только с позиции ее «полезности» для ребенка с ОВЗ, но и с позиции качества получения образования другими детьми, находящимися рядом с включенным в общую деятельность ребенком;
  • * имеющиеся образовательные программы и воспитательные технологии нуждаются в значительной модификация с выходом на разноуровневое построение, позволяющее во фронтальном режиме обеспечивать полноценное образование (и воспитание) различных категорий детей, с различными стартовыми и ресурсными возможностями, в то же время включенных в единое образовательное (инклюзивное) пространство;
  • * это, в свою очередь, предъявляет особые требования к квалификации педагогов, их умению адаптировать программу к работе с конкретной группой детей, планировать участие всех учеников в образовательном процессе, понимать, каким образом следует работать вне традиционных рамок преподавания, и учитывать культурные особенности.

Окружные ресурсные центры обеспечивают непосредственное сопровождение деятельности образовательных учреждений, включенных в инклюзивное образовательное пространство округа. Достаточно эффективной в этом случае будет следующая последовательность шагов построения сопровождения данных образовательных учреждений.

Алгоритм последовательности шагов деятельности окружного ресурсного центра:

  • — определение команды специалистов, ответственных за это направление деятельности в окружном ресурсном центре, координаторов взаимодействия с дошкольными, школьными ОУ, в том числе с учреждениями специального образования данного округа Москвы;
  • — анализ ситуации в округе по образованию детей с ОВЗ, в том числе знакомство с образовательными учреждениями, уже реализующими инклюзивное образование, и определение новых учреждений, готовых к вступлению в инклюзивное пространство в соответствии с разработанными критериями;
  • — определение потребностей ОУ для решения задач сопровождения инклюзивного образования (материальные и кадровые ресурсы, готовность специалистов к работе с различными категориями детей с ОВЗ и т. п.);
  • — заключение договоров о совместной деятельности;
  • — разработка плана совместных мероприятий в соответствии с анализом ситуации, в том числе определение потребностей ОУ в обучении, стажировке и повышении квалификации специалистов и администрации ОУ;
  • — организация деятельности территориальных ПМПК и школьных консилиумов для решения задач комплектации и разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей, включенных в инклюзивный процесс, в том числе проведение совместных консилиумов и консультаций;
  • — методическое и организационное сопровождение специалистов ОУ округа, реализующих инклюзивное образование: организация обучающих семинаров и тренингов, консультаций и рекомендаций для специалистов инклюзивных ОУ по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения, в том числе и для специалистов ПМПК ОУ (обучение специалистов ПМПК ОУ на базовых площадках);
  • — анализ результатов развития инклюзивных процессов в ОУ образования, оценка его эффективности.

Итак, специальное образование в России в настоящее время обязательно должно соответствовать нормам действующего международного права, российского законодательства, меняющимся запросам общества. В этой новой модели актуальным становится взаимодействие учреждений специального и общего образования для организации более эффективного и качественного сопровождения обучения детей в интегрированных /инклюзивных формах. Образования детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным проектом. Это определяет насущную потребность и актуальность создания как общей методологии продвижения инклюзивных процессов в образовании, так и конкретных разработок организационно-содержательных компонентов системы, технологий, методического, технического, информационного обеспечения и сопровождения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой