Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика формирования волевых качеств старших дошкольников в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зайцы в огороде". В игре принимали участие все дети. На площадке начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего — 2 м. Водящих-" сторожей" выбрали двое, так как детей было много. «Сторожа» находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки — «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах — то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил… Читать ещё >

Методика формирования волевых качеств старших дошкольников в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью программы формирующего этапа эксперимента является, обоснование и экспериментальная проверка влияния подвижных игр на формирование волевых качеств старших дошкольников на физкультурных занятиях в ДОУ. Данная программа раскрывает задачи и содержание работы по формированию волевых качеств дошкольников.

Программа построена на основе главных методических принципов:

  • — Учет возрастных особенностей детей.
  • — Доступность материала.
  • — Постепенность его усложнения.

Опишем последовательность работы на формирующем этапе эксперимента.

Вначале нами была разработана система по использованию подвижных игр с целью развития волевых качеств старших дошкольников на физкультурных занятиях. Система игр состояла из трех блоков различных подвижных игр. Далее данная система игр была реализована в работе со старшими дошкольниками на физкультурных занятиях в подготовительной группе. Проведем обоснование использования подвижных игр с целью формирования волевых качеств старших дошкольников.

Игра в жизни старшего дошкольника занимает большое место. Для того, чтобы игра носила не только развивающий характер, но и способствовала формированию волевых качеств, необходимо соблюдение следующих условий:

  • а) игра по правилам или с правилами;
  • б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
  • в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
  • г) в игре должна ставиться цель — выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

Мы разработали систему подвижных игр для формирования волевых качеств в процессе реализации образовательной области «Физическое развитие» .

Программа проведения подвижных игр для развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста представлена в таблице 3.

Таблица 3.

Программа формирования волевых качеств у старших дошкольников.

Направление занятий.

Форма проведения.

Количество часов.

Игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости.

Игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди» и др.).

6 ч.

Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями для развития: организованности, внимания, выдержки, согласованности движений.

Игры «Кто подходил», «Чья команда быстрее», «Бой петухов» и др.

3 ч.

Игры-эстафеты для развития настойчивости, упорства, ответственности, решительности, самостоятельности, выдержки, дисциплинированности.

Эстафета «Чья команда быстрее», «Бой петухов» и др.

7 ч.

ВСЕГО.

16 ч.

Как видно по таблице, наша программа включала три блока:

  • — Игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости (игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»);
  • — Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями для развития: организованности, внимания, выдержки, согласованности движений (которые также способствовали общему физическому развитию) — (Игры: «Кто подходил», «Чья команда быстрее», «Бой петухов» ;
  • — Игры-эстафеты для развития таких качеств, как: настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность (Эстафета «Чья команда быстрее» и др.).

В организационном плане работа выглядела следующим образом: игровые занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью по 40 минут.

Подвижные игры во время проведения занятий по физическому развитию распределяли следующим образом. В основной части занятия для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости проводили игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»). Их включали в подготовительную и заключительную части занятия. Иногда занятия полностью состояли из разнообразных подвижных игр. В такое занятие включали 2 — 3 игры, знакомые детям, и 1 новую.

Использование подвижных игр на занятиях и в свободной деятельности способствовало решению не только образовательных задач, совершенствованию изученных ранее двигательных действий, но и формированию таких волевых качеств дошкольников, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Такие игры строились на добровольных началах, предусматривали большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководстве со стороны педагога. В теплые дни их проводили на открытом воздухе, на площадке. Такие игры не требовали никакого специального оборудования или инвентаря. Опишем эти игры, которые были использованы с целью формирования волевых качеств.

  • 1. " Зайцы в огороде" . В игре принимали участие все дети. На площадке начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего — 2 м. Водящих-" сторожей" выбрали двое, так как детей было много. «Сторожа» находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки — «зайцы» во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах — то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры — «зайцы» выпрыгивали из внешнего круга, «сторожа» ловили «зайцев» во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.
  • 2. «Космонавты»

По углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников — «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» нарисовали 4 кружка — «ракеты». Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого «ракетодрома» написали маршруты:

  • 3 — Л — 3 (Земля — Луна — Земля)
  • 3 — М — 3 (Земля — Марс — Земля)
  • 3 — Н — 3 (Земля — Нептун — Земля)
  • 3 — В — 3 (Земля — Венера — Земля)
  • 3 — С — 3 (Земля — Сатурн — Земля)

В начале игры внимание детей было направлено на выполнение правил: начинать игру — только по установленному сигналу взрослого; разбегаться — только после слов: «Опоздавшим — места нет!» Играющие, взявшись за руки, в центре площадки шли по кругу и приговаривали:

Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам.

На какую захотим, На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим — места нет!

Как только произносилось последнее слово, все разбегались по «ракетодромам» и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». Опоздавшие на «рейс» становились в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляли свои маршруты. Это значило, что они совершали прогулку в «космосе». Затем все снова становились в круг, брались за руки и игра повторялась. Выигрывали те, кому удавалось совершить три полета. В этой игре также были случаи нарушения правил: разбегались, не дождавшись слов: «Опоздавшим — места нет!». В игре формировались такие волевые качества, как выдержка, ответственность.

  • 3. " Белые медведи" . Площадка, на которой проводилась игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место — льдина. На ней стоял водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещались по всей площадке. Правила игры, которые были рассказаны дошкольникам, заключались в следующем: «медвежонок» не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»; при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что «медведь» рычал: «Выхожу на ловлю!» — и начинал ловить «медвежат». Сначала он ловил одного «медвежонка» (отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка» брались за руки и начинали ловить остальных играющих. «Медведь» отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяли свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: «Медведь, на помощь!» «Медведь» подбегал, осаливал пойманного и отводил на льдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили «медвежат». Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все «медвежата». Последний пойманный игрок становился «белым медведем». Побеждал последний пойманный игрок. Игра была направлена на развитие таких волевых качеств, как решительность, выдержка, настойчивость. Некоторые дети нарушали правила: выскальзывали из-под рук окружившей его пары, не дождавшись пока осалит «медведь»; хватали играющих за одежду; толкали друг друга. Приходилось игру останавливать и напоминать правила игры, делать упор на выдержку, решительность.
  • 4. " Компас" . На земле нарисовали круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написали согласно направлению буквы «С» (север), «Ю» (юг), «3» (запад), «В» (восток). Сразу перед игрой объяснили правила: игру начинать по сигналу воспитателя; за каждое нарушение правил будут начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры, попросили двух человек повторить эти правила. После этого детям было предложено стать спиной к центру круга, и слушать команду педагога: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!» По команде: «Юг!» все должны были повернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивался на 180°. Другим в это время надо было сделать пол оборота направо или налево, чтобы выполнить команду педагога. Это зависело от того, в каком положении находился тот или иной игрок. Руководитель подавал различные команды, и дети принимали соответствующие положения. Тот, кто ошибался (повернулся не в ту сторону), получал штрафное очко. Победителем считается тот, кто за время игры набирал меньше штрафных очков. Игра воспитывала честность (дети сами считали штрафные очки), упорство (надо было стараться четко выполнять команды, не ошибаться), выдержку.

Использование подвижных игр во время свободной деятельности способствовало активному отдыху детей, формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры помогали детям успешнее овладевать знаниями на занятиях, вырабатывали упорство, выдержку.

Для организации и проведений игр (если проводилось 2 — 3 сразу) требовалось не менее 8 — 10 мин. Например, в игре " Горелки" перед детьми ставилась задача соблюдать следующие правила: игру начинать по сигналу взрослого; бег начинать можно было только по окончании речитатива. Дети становились парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3—4 м было место водящего. По сигналу взрослого дети начинали речитатив:

Косой, косой, Не ходи босой, А ходи обутый, Лапочки закутай.

Если будешь ты обут, Волки зайца не найдут, Не найдет тебя медведь.

Выходи, тебе гореть, тебе гореть!

Как только ребята заканчивали речитатив, первая пара разъединяла руки и бежала вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где водящий уже не мог ловить. Он должен был поймать одного из ребят, иначе ему приходилось водить снова. Водящий становился сзади всех в пару с тем, кого поймал. Другой из этой пары становился водящим. В игре побеждали те, кто ни разу не были пойманы. Эта игра была для детей новой, поэтому ее разучивали несколько раз, а потом уже дети играли даже самостоятельно.

Игра " У медведя во бору" детям была знакома. Но все равно некоторые не соблюдали правила, которые заключались в следующем: игру начинать по сигналу руководителя; водящий мог выбегать из «берлоги», только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналу руководителя дети подходили к «медвежьей берлоге» и начинали делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривали:

У медведя во бору Грибы-ягоды беру, А медведь сидит, На меня рычит.

Когда дети произносили последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивал из берлоги и ловил кого-нибудь. Пойманного он отводил в берлогу. Победителями становились не пойманные дети. Как игра «Горелки», так и эта игра воспитывали выдержку, решительность, дисциплинированность.

Игры в свободной деятельности детей имели свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала добровольное участие детей. Старались подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. Подвижные игры, формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах (не более 10 — 15 человек в каждой). При большом числе желающих играть в одну и ту же игру («Два Мороза», «Тише едешь — дальше будешь», «Караси и щука») (см. Приложение) или в различные игры, их проводили с несколькими группами детей, в разных местах. После выявления победителей, состязания продолжались с новым составом игроков.

В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в группе. Заранее определяли время на активную двигательную деятельность детей. Мы планировали игры на несколько дней вперед (не обязательно было каждый день проводить новую игру). Отбирался требующийся для игр инвентарь, часто к его подготовке привлекали самих детей.

Во время проведения формирующего этапа эксперимента с детьми играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Это были игры:

1. «Узнай по голосу» .

Ребята становились в круг, в его середине находился водящий, которому завязывали глаза. Играющие шли по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливались и говорили:

Мы немножко поиграли, А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя — узнай!

Воспитатель молча указывал на одного из играющих, который восклицал: «Узнай, кто я!» Водящий называл его имя. Если он угадывал, узнанный становился водящим, если ошибался, игра повторялась. Побеждал тот, кто ни разу не был водящим.

Дети должны были соблюдать правила: 1 вариант — слова произносит только тот, на кого укажет руководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей.2 вариант — играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» — делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: „Скок, скок, скок“ (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), — угадай, чей голосок?» Игра была направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.

Организовали с детьми и малоподвижные игры:

1. «Не ошибись» .

На листах картона заготовили рисунки с изображением мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки, медведя, орла, троллейбуса. Играющие строились в шеренгу или образовывали полукруг.

Руководитель игры поочередно показывал листы с рисунками, а дети изображали их позами. Например:

Мельница: одна рука была поднята, другая опущена и прижата к телу. Дети показывали, как мельница работает: меняли положение рук.

Мяч: приседали, спина должна была быть круглой. Играющие начинали подскоки. Стопы ног были соединены, колени при подскоках поднимались высоко.

Дровосек: играющие поднимали вверх над головой руки с соединенными пальцами, ноги были прямые. Широким взмахом ребята имитировали рубку дров.

Побеждали те, кто удачнее других выполнили задание.

Правила игры: за каждое неточное выполнение начислялись штрафные очки.

2. «Три движения» .

Играющие образовывали полукруг. Руководитель игры показывал три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.

Играющие должны были выполнять те же движения, которые соответствовали названному номеру, а не те, которые показывал педагог. Выигрывал тот, кто получал меньшее число очков. Таким образом, умение выполнять только те движения, которые соответствовали названному номеру, способствовало формированию таких волевых качеств как самостоятельности, выдержки. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формировало ответственность, выдержку.

3. «К своим флажкам» .

Играющие делились на группы по 6 — 8 человек и становились в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка находился водящий с флажком в поднятой руке (флажки были разного цвета). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегались по площадке, по второму сигналу — приседали и закрывали глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время менялись местами. По команде учителя: «Все к своим флажкам!» — играющие открывали глаза, искали свой флажок, бежали и строились вокруг него. Побеждала группа, быстрее других образовавшая кружок.

Умение начинать игру по сигналу учителя; не подглядывать, когда водящие менялись местами, чтобы команде не засчиталось поражение, способствовало развитию выдержки, ответственности дисциплинированности.

Методика не рекомендует проводить в помещении игры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают детей. Эти игры мы проводили во время прогулок на площадке. Одна из самых обыкновенных и простых игр с мячом, в которую любят играть и мальчики, и девочки у всякой стены — «Лови мяч!». Мяч (резиновый) выбрали небольшой (диаметром 20 см) и упругий. Дети ловили его с различными вариациями:

Ударить мячом об стену и, когда он отскочит, поймать его обеими руками.

Ударить мячом об стену 6 раз и поймать правою рукой.

Ударить мячом 6 раз правою рукой и поймать левою.

Бросить 6 раз левою рукой и поймать правою (тогда играющий из «ученика» делается «подмастерьем»).

Бросить правою рукой мяч снизу под правую ногу и поймать правою же рукой.

То же — левою рукой под левую ногу.

Правой рукой бросить мяч сзади через голову и поймать правой же рукою.

Бросить сзади и поймать левой рукою (тогда играющий делается «мастером»).

Правой рукою бросить мяч об стену, 5 раз отбить его рукою и в шестой поймать.

  • 10. То же сделать и левой рукою.
  • 11. Два мяча бросать один за другим в стену правою рукой и ловить левой, которая тотчас передает мяч в правую, пока каждый мяч не пере

бывает в левой руке 6 раз.

12. Два мяча бросить в одно время правой и левой рукою и поймать обеими (тогда играющий производится в «старшие мастера»).

В этой игре договаривались, сколько раз повторять каждое упражнение (обыкновенно от 4-х до 6-ти раз). Если мяч упадет, все прежние удары пропадают и снова нужно начинать упражнения по порядку. Кто сделал промах, передает мяч другому игроку.

Для девочек вместо 5-ое и 6-ое упражнение заменяли (по их желанию) следующими:

  • а) Бросить мяч вверх и поймать его сначала обеими руками, потом правою и наконец левою.
  • б) Ударить мячом об пол, 5 раз отбить его правою рукой, а в шестой поймать; то же самое — левой рукою.

Также нами было проведено спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах.

" Чья команда быстрее" . Участники делились на две команды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке, находящейся в 8 — 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждала команда, первой закончившая эстафету.

" Бой петухов" .

Играющие делись на две команды и становились в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному «петуху». «Петухи» становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу «петухи» старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось — получал очко для своей команды. Когда все «петухи» приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.

С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете «Чья команда быстрее» некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете «Бой петухов» наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры.

Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот — проявить решительность, принять участие в игре.

Итак, мы провели систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.

В заключении считаем необходимым дать некоторые рекомендации воспитателям и родителям по развитию волевых качеств детей.

Для воспитания воли взрослым (воспитателям и родителям) необходимо:

  • — ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
  • — направлять, помогать в достижении цели;
  • — приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
  • — воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.;
  • — учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата;
  • — спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

  • — постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
  • — поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
  • — постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
  • — создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.

Мы полагаем, что педагогам-практикам следует обратить внимание на следующие методы воздействия:

  • 1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.
  • 2. Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно, случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство взрослого в дела ребенка должно быть ненавязчивым и, по возможности, незаметным для самого ребенка.
  • 3. Самостоятельность ребенка особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-либо сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолевать препятствия. Поощрение должно иметь место даже в том случае, если ребенок старался что-либо сделать сам, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка получаемые им поощрения ассоциировались именно со старанием, а не только и не столько с высокой оценкой взрослыми его способностей.
  • 4. В практике педагогического общения с ребенком поощрения должны доминировать над наказаниями, что в свою очередь играет важную роль в развитии его волевых качеств. Такая практика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.
  • 5. Волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности. Это — игра, учение, общение и труд, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей.
  • 6. Положительную роль в развитии воли в дошкольном возрасте выполняют игры-соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми.
  • 7. Важное место в стимулировании адекватного процесса формирования воли у дошкольников занимают ролевые игры. Причем под ролью понимается форма участия ребенка в тех ситуациях, в которых присутствуют и другие люди. Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание ролей, противоположных привычным, проигрывание своей роли в гротескном варианте. Дети включаются в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, как злой котенок, как радостный котенок и т. п.), а также пальчиковых игр. В ходе ролевой игры ребенок научается ставить цели (пусть пока «игрушечные», связанные с правилами игры) и стремиться к их достижению. Ярким примером подобных игр для дошкольников может послужить игра «Котенок» (для дошкольников) Дети представляют, что мама принесла домой котенка, которому страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребенок по очереди превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.
  • 8. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.
  • 9. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности.
  • 10. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
  • 11. Искусство как метод формирования воли дошкольников позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воля, которая и является объектом нашего подробного изучения. психология. Работая над постановкой руки, детям задано выполнить множество повторяющихся штрихов, окружностей и т. д. Необходимо отметить, что происходит значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д.

Все предложенные методы развивают активную направленность личности, воспитывают волевые качества.

Следует учитывать и возрастные аспекты формирования волевых качеств дошкольников:

  • — главным методом воспитания волевого поведения детей раннего возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности;
  • — в младшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства. Ребенка следует приучать к послушанию — умению слушаться старших, выполнять поставленные ими задания, советы, указания, поскольку он еще не может понять значение того, что от него требуют, а действует по образцу, подчиняясь авторитету взрослого. Проявления его послушания имеют признаки морального поведения, суть которого заключается в доверии к взрослому;
  • — в среднем дошкольном возрасте с развитием самосознания послушность постепенно перерастает в дисциплинированность. Особенно важно в воспитании дисциплинированности показать значение правильного поведения: человек, который умеет организовать свою жизнь и деятельность, добивается успеха во всех делах;
  • — в старшем дошкольном возрасте следует подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и сознательного их выполнения. Главное условие успеха воспитательной работы — соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни. Необходимыми является: соблюдение четкого режима жизни детей в дошкольном учреждении; единство требований педагогов к поведению ребенка в разных жизненных ситуациях (в частности, в период болезни ребенка или во время праздников); четкие объяснения педагогами мотивов собственного поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.

Необходимо демонстрировать детям их продвижения к цели. Педагог должен так организовать деятельность старшего дошкольника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное — осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.

Рекомендуем педагогам также подготовить памятку для родителей со следующим примерным содержанием.

Рекомендации по формированию волевых качеств ребенка:

  • 1. Не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. Если он не справляется сам, ему необходимо помочь. Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.
  • 2. Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.
  • 3. Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
  • 4. Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.
  • 5. Весьма благоприятно сказывается на формировании волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок с 4−5 лет может оказывать помощь в приготовлении пищи, в уборке комнаты и т. п. Участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя равноправным членом семейного коллектива, вызывает одобрительное и даже уважительное отношение к нему взрослых.

Итак, можно сделать вывод о том, что формирование волевых качеств в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На формирование воли решающее влияние оказывает воспитание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой