Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности репортажа в прямом эфире

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обидно, когда прямое включение используется только как технический прием: мы видим машину Flay Away, «тарелку» антенны спутниковой связи, корреспондента, вещающего в прямой эфир, — а за спиной у него ничего не происходит, да и рассказать ему не о чем. Включите почти любую информационную программу любого федерального канала — и вы увидите несколько таких ложных прямых включений. Мало того, подчас… Читать ещё >

Особенности репортажа в прямом эфире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прямой эфир — важная тенденция современного отечественного информационного телевещания. Более того, новые технические возможности привели к возникновению новых жанровых форм, к числу которых, прежде всего, относится прямое включение.

В связи с насыщением рынка телевизионных новостей развернулась жесткая конкурентная борьба между телекомпаниями за оперативность сообщений. Непреложной целью репортеров стало желание сообщить о событии как можно раньше, в идеале — в момент его свершения. Громоздкие передвижные телевизионные станции позволяют это делать только в отдельных случаях и лишь тогда, когда речь идет о плановом событии, о котором известно заранее.

Миниатюризация телевизионной техники — очевидная тенденция ее совершенствования. К концу ХХ в. появились первые супер-современные мобильные средства спутниковой связи Flay Away, позволяющие в считанные минуты разворачивать оборудование и передавать непосредственно в эфир репортаж с места события. Пока теоретики дискутировали, как назвать это новое эфирное явление, телепрактики техническую возможность сделали определением жанровой формы.

Обидно, когда прямое включение используется только как технический прием: мы видим машину Flay Away, «тарелку» антенны спутниковой связи, корреспондента, вещающего в прямой эфир, — а за спиной у него ничего не происходит, да и рассказать ему не о чем. Включите почти любую информационную программу любого федерального канала — и вы увидите несколько таких ложных прямых включений. Мало того, подчас эти «прямые включения» идут в эфир в записи только для того, чтобы показать: наш корреспондент находится там-то и там-то.

Но есть другие примеры. Самым потрясающим за всю историю мирового телевизионного вещания примером прямого включения стал репортаж CNN 11 сентября 2001 г. «Именно потому, что это было ЧИСТОЕ телевидение с идеальным совпадением всех четырех координат: ЧТО, КАК, ГДЕ и КОГДА», — говорил вице-президент Российской интернет-академии А. Прохоров на Международном конгрессе Евразийского телефорума. И далее он процитировал одного из классиков ХХ в. — знаменитого немецкого композитора Карла Хайнца Штокгаузена, так прокомментировавшего трагические события в США: «То, что там произошло, сейчас вам всем придется „перестроить“ свое сознание, — это величайшее произведение искусства, какое когда-либо существовало». Это высказывание вызвало подлинную лавину возмущенных комментариев и упреков в «цинизме и аморальности». А ведь композитор говорил о том произведении, которое создало телевидение, наблюдавшее за терактом в прямом эфире. «Это отдельная, невероятно тонкая, но и столь же актуальная тема для нашего профессионального сообщества, поскольку 11 сентября стало водоразделом между двумя эпохами телевидения», — заявил А. Прохоров.

В то же время М. В. Ахвледиани считает, что «прямые включения — это всего лишь спецэффект телевидения. Они позволяют зрителю увидеть корреспондента на месте события и, как правило, фрагмент местности или здания, в котором находится журналист, что усиливает доверие телезрителя к материалу». Каждая из этих «точек зрения имеет право на существование, они с разных точек и с разной полнотой освещают различные стороны телевизионной практики.

Прямой репортаж непосредственно с места события в основном используется для передачи экстренной новости. Журналисты замечают, что событие достигнет своего апогея незадолго или во время выхода новостей в эфир. В таком случае на место съемок выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС). В эфир выдается прямое включение, в котором репортер может не только говорить о новых фактах, но и показывать то, что происходит «прямо сейчас». В последнее время такие прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей некоторых телекомпаний. Сейчас можно даже говорить о развитии так называемого интерактивного телевидения, которое будет основано только на рассказе о том, что происходит в данный момент. Для этого телекомпания должна владеть оборудованием, позволяющим выходить в прямой эфир из любого места. Интерактивное телевидение подразумевает также высокую степень информированности репортеров, их умения быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко, понятно и просто.

На многих региональных телекомпаниях прямое включение заменено псевдо-прямым включением. Псевдо включение — то же самое, что прямое включение, только заранее записанное. Бесстыдный обман зрителя, но не требует применения дорогой техники вроде ПТС, в то же время придает новостям приятное ощущение присутствия на месте событий.

Выезжая на съемку, репортер уже представляет экранный материал, поскольку съемка и монтаж всегда подчинены определенным закономерностям, оставляющим, впрочем, достаточный простор для репортерской изобретательности и операторского творчества. Для сложных форм репортажного телевидения (прямой эфир, двусторонняя связь с ведущим) необходима не только специальная подготовка, но и профессиональный уровень. Свое понимание, видение будущих событий и желаемого их отображения репортер должен еще до съемок передать оператору. С одного и того же объекта два оператора могут привезти совершенно разные кадры. Поэтому так важны для репортера знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором, владеющим средствами экранной выразительности.

Репортаж в прямом эфире включает несколько этапов:

  • 1. Интервью.
  • 2. Комментарий.
  • 3. Репортаж с места события.

В прямом эфире важно все, здесь невозможно вырезать помехи и погрешности. Во время прямого эфира могут случиться неполадки с телевизионным сигналом, с телефонной связью, со своевременностью воспроизведения записанных материалов. В такой ситуации ответственность ложиться на телеведущего, именно он в ответе перед телезрителями, ведущий прямого эфира должен адекватно реагировать на подобного рода технические неполадки, но и самому ему необходимо профессионально работать и не допускать возникновения смысловых пауз или других неоправданных заминок.

Репортерство — наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности. Теперь всякий раз репортер должен решать для себя: действительно ли интервью необходимо, может ли собеседник дополнить сообщаемое репортером? Зритель видит в репортере подобного себе человека, имеющего свое суждение обо всем на свете.

Особых навыков требует от журналиста ведение прямого эфира. Это должен быть грамотный коммуникатор, личность вызывающее одобрение в обществе.

Оценить работу тележурналиста, вещающего в прямом эфире можно по следующим критериям:

  • 1. Индивидуально-личностые характеристики:
    • — внешность;
    • — оформление образа (экранный образ).
  • 2. Внутренние характеристики:
    • — знания, интеллект;
    • — эмоциональность;
    • — моральные ценности.
  • 3. Коммуникативные качества:
    • — тембр голоса, дикция;
    • — применение невербальных средств коммуникации;
    • — особенности интервьюирования.
  • 4. Общие профессиональные характеристики
  • — поведение в кадре;
  • — умение ориентироваться в непредвиденной ситуации.

В настоящее время одной из самых популярных ведущих эфира на отечественном телевидение является Марианна Максимовская. Ее аналитическая программа на телеканале РЕН-ТВ «Неделя с Марианной Максимовской» — одна из самых рейтинговых в стране и одна из самых острых и свободных информационных программ с точки зрения подачи информации.

Делая вывод об общих профессиональных качествах Марианны Максимовской, следует отметить, что ведущая всегда гармонична в телекадре, ее поведение соответствует зрительским параметрам, оно не отвлекает от сути передачи и в то же время располагает к просмотру передачи. Марианна не раз доказывала свое умение выходить из сложных ситуаций: заполнять эфирные паузы, компенсировать своими коммуникативными способностями технические погрешности. Следовательно, работа Марианны Максимовской как ведущей прямого эфира заслуживает высокой оценки, что и доказывает наличие 9 премий «ТЭФИИ».

Таким образом, журналисты, работающие в жанре прямого эфира, имеют достаточную профессиональную подготовку, техническая сторона процесса также находится на высоком уровне.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой