Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Свободные экономические зоны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под «офшорной зоной» (от английского слова offshore — «вне территории») понимают территории отдельных государств либо части государств, специализирующиеся на предоставлении специального (благоприятного) правового режима в отношении нерезидентов. В таких зонах нерезидентам, как правило, предоставляют льготы по налогообложению и отчетности, но запрещают вести хозяйственную деятельность в пределах… Читать ещё >

Свободные экономические зоны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Свободные экономические зоны — явление, характерное для всей международной экономической системы, а не только для инвестиционной сферы. Под свободными экономическими зонами понимается национальное экономическое пространство (зачастую географически или административно-территориально обособленное), на котором в отношении тех или иных категорий операторов либо вещей используются специальные (особо) льготные правовые режимы, не применяемые на остальной части территории и (или) в отношении прочих операторов либо вещей.

В таких зонах государство предоставляет дополнительные льготы, сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы, сознательно «уменьшает» свою юрисдикцию, увеличивая степень экономической свободы, расширяя объем общего дозволения. В свободных экономических зонах можно то, чего в другом месте нельзя, например, не платить каких-то налогов или их существенной части. При этом специальный правовой режим может распространяться на данной территории в отношении всех операторов (субъектов хозяйственной деятельности) либо только в отношении избранной категории лиц, к примеру лишь нерезидентов.

Кроме того, специальный правовой режим может действовать в отношении всех видов хозяйственной деятельности, всех вещей (товаров) либо только в отношении отдельных видов (секторов) хозяйственной деятельности, вещей (товаров). Наконец, специальный (благоприятный) правовой режим может иметь разную степень глубины либо действовать лишь в какой-то части правовой надстройки: особый таможенный, налоговый, инвестиционный режимы.

Все виды льгот, которые обычно предоставляются в рамках свободных экономических зон, можно разделить на четыре основных группы: 1) таможенные (внешнеторговые) льготы: снижение или отмена пошлин, упрощение порядка внешнеторговых операций; 2) налоговые: снижение налоговых ставок, освобождение от налогов; 3) финансовые: льготные кредиты, субсидии в форме низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы, отсутствие валютного контроля, конфиденциальность счетов; 4) административные: упрощение процедур регистрации предприятия, режима въезда-выезда иностранных граждан и т. п.

Понятие «свободная экономическая зона» является обобщенным, собирательным; оно объединяет все виды пространств со специальным (льготным) режимом, несмотря на множество разновидностей таких пространств. Данное понятие отличается от созвучных с ним понятий: «офшорная зона (территория)», «зона свободной торговли», «исключительная экономическая зона» и т. п.

Под «офшорной зоной» (от английского слова offshore — «вне территории») понимают территории отдельных государств либо части государств, специализирующиеся на предоставлении специального (благоприятного) правового режима в отношении нерезидентов. В таких зонах нерезидентам, как правило, предоставляют льготы по налогообложению и отчетности, но запрещают вести хозяйственную деятельность в пределах зоны, извлекать прибыль в зоне и заключать сделки с резидентами. Понятие «офшорная зона (территория)» — разновидность понятия «свободная экономическая зона». Можно добавить: сам по себе термин «офшорная зона» принадлежит, скорее, к предпринимательскому сленгу (англосаксонского происхождения), чем к правовой терминологии. Вместе с тем данный термин встречается и в официальных, главным образом подзаконных, актах.

Под «зоной свободной торговли» понимается одна из организационно-правовых форм интеграционного объединения государств-участников. Указанный термин относится к праву экономической интеграции. Его следует отличать от термина «зона свободной торговли», который используется в отдельных странах для обозначения свободных таможенных зон — зон со специальным (благоприятным) правовым режимом беспошлинного ввоза (вывоза) товаров. Часто подобную зону называют также: «зона франко» .

" Исключительная экономическая зона" - это явление международного морского права. Она представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Правовой режим такой зоны установлен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Свободные экономические зоны можно подразделить на две большие группы:

  • — зоны, в которых специальный (благоприятный) правовым режимом предназначен для всех операторов — резидентов и нерезидентов; для всех вещей (денежных средств) — национального и иностранного происхождения. В таких зонах иностранный элемент включается в правовой режим внутренних частноправовых, а зачастую и соответствующих публично-правовых, отношений;
  • — зоны, в которых специальный (благоприятный) правовой режим предназначен только для нерезидентов; для вещей (денежных средств) только иностранного происхождения; в таких зонах иностранный элемент как бы выводится за пределы правового режима для национальных лиц и вещей.

Свободные экономические зоны как явление прошли определенную историческую эволюцию — от более простых форм к более сложным и современным. Еще в прошлых веках свободные экономические зоны в форме зон франко, или свободных таможенных зон, появились в основном при портах в торговых центрах Европы: Гамбурге, Бремене, Копенгагене. Такого рода зоны и сегодня есть во множестве государств.

В эпоху европейской индустриализации стали появляться зоны «второго поколения» — промышленно-производственные. В них специальный (благоприятный) режим затрагивает производственную сферу, распространяется на капиталы. Появились не только таможенные, но и налоговые, финансовые льготы.

К зонам «третьего поколения» можно отнести разного рода технологические зоны, характерные для постиндустриального общества: технопарки и т. п. Они появились в 1970—1980;х гг., главным образом вокруг крупных научных центров в развитых странах. В таких зонах концентрируются национальные и иностранные исследовательские, проектные и научно-производственные предприятия. Здесь льготы направлены на интеллект, на привлечение и сосредоточение интеллектуальной собственности. В технологических зонах предоставляется широкий набор налоговых, финансовых, административных льгот. Наиболее известная технологическая зона — технопарк «Силикон Вэлли» — «Силиконовая долина» в США.

Определенный опыт создания и использования свободных экономических зон имеется и в России, и в странах СНГ. В России действует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005 г.). Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — членов СНГ был принят Модельный закон о свободных экономических зонах (2000 г.).

Множество свободных экономических зон ориентированы на развитие сферы услуг, поэтому эту группу зон часто называют сервисными зонами. В таких зонах специальный (благоприятный) режим предоставляется операторам, оказывающим финансово-экономические, страховые и иные услуги, а также самим видам деятельности по оказанию услуг.

Наиболее распространенными примерами сервисных зон (т.е. зон в сфере услуг) являются зоны, в которых предоставляется специальный (благоприятный) правовой валютнофинансовый, налоговый режим. К ним-то чаще всего и относят зоны, называемые в экономической среде «офшорными зонами (территориями)» либо «налоговыми („вольными“) гаванями» .

К отдельной группе свободных экономических зон можно отнести зоны, в которых сочетаются характерные черты и особенности нескольких типов свободных экономических зон. Это — комплексные зоны. Они характеризуются наиболее полным и глубоким правовым режимом, который охватывает широкий круг операторов, вещей, видов деятельности. Часто такие зоны охватывают целые административно-территориальные подразделения государств («открытые районы» Китая, зона «Манаус» в Бразилии, территория «Огненная Земля» в Аргентине).

Сегодня в мире имеется большое число зон, в которых действует специальный (благоприятный) режим в отношении нерезидентов и (или) в отношении иностранных вещей (денежных средств). Предоставление такого рода режима используется государствами для привлечения определенных нерезидентов, — таких, с помощью которых можно создать и (или) развить в стране определенный сектор экономики, чаще сектор услуг. На этом специализируются целые государства или отдельные территориальные подразделения государств. Иностранный элемент в таких зонах как бы обособляется, выводится за пределы внутреннего правового режима, в котором существуют резиденты. Нерезиденты не вправе извлекать прибыль на территории зон, заключать имущественные сделки с резидентами, вести хозяйственную деятельность.

Такого рода зоны можно было бы называть нерезидентскими зонами, или экстерриториальными зонами (взамен англосаксонского термина «офшорные зоны»), т. е. зонами, благоприятными для нерезидентов; зонами, где, вместо национального режима, функционирует специальный, особо благоприятный, режим, предназначенный только для нерезидентов. При этом часто бывает (особенно в малых и островных государствах/территориях) так, что режим нерезидентской зоны наслаивается на территорию с обычным внутренним правовым режимом — режимом, в котором живут резиденты. Получается, что на одной и той же территории нерезидент находится в свободной экономической зоне (в «офшорной зоне»), а резидент — в обычном правовом режиме, предназначенном для резидентов.

В настоящее время к подобного рода зонам относятся: Антильские острова, Багамские острова, Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Вануату, Гибралтар, Гонконг (Сянган), Ирландия, Каймановы острова, Либерия, Лихтенштейн, Маврикий, Панама, Швейцария и др.

Среди нерезидентских зон существует своя специализация — на банковском, страховом деле, услугах в сфере морского судоходства, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, в экспортно-импортных операциях, консалтинге. Капитал, сосредоточенный в нерезидентских зонах, может составлять триллионы долларов. Вся эта масса условно свободных денег ищет места вложения или «ожидает» на экстерриториальных счетах лучших времен. Эти средства и представляют собой один из инвестиционных ресурсов; они прибывают в ту или иную страну в качестве прямых или портфельных инвестиций. Если значительная часть таких средств неожиданно хлынет на биржи, то это может обвалить курсы национальных валют, привести к финансовому кризису, создать панику, дезорганизовать всю международную экономическую систему или любую из ее подсистем.

В то же время нерезидентские зоны очень помогают предпринимателям в финансовом маневрировании, в аккумуляции денежных средств (инвестиций). Предприниматели стремятся зарегистрировать в такой зоне предприятие, открыть банковский счет, а затем, пользуясь реквизитами предприятия и банковским счетом, заключать сделки по всему миру. Предприятие, зарегистрированное в такой зоне, можно было бы называть нерезидентским предприятием, поскольку оно, как правило, с точки зрения налоговой юрисдикции, имеет статус нерезидента, т. е. статус с экстерриториальным изъятием из налогового режима данной зоны.

Нерезидентские зоны и предприятия, созданные в них, используются предпринимателями, в международной торговле и международной инвестиционной системе. Так, например, российское предприятие может продать товар из России за 100 условных единиц «своему же» нерезидентскому предприятию, зарегистрированному на острове Мэн (Великобритания), а затем перепродать этот же товар от лица нерезидентского предприятия любому другому зарубежному предприятию уже за 120 условных единиц. В Россию после сделки «войдет» в оплату товара 100 условных единиц, и по этим деньгам надо будет отчитываться перед таможенными (налоговыми) властями. Разница в 20 условных единиц осядет за пределами России на счете нерезидентского предприятия в зарубежном банке. Произошел вывоз капитала. Капитал накапливается на счетах нерезидентских предприятий и, по сути, оказывается вне контроля государств. Часто капитал возвращается в страну происхождения в виде иностранных инвестиций — инвестиций нерезиденского предприятия.

Государственные органы большинства развитых стран знают о подобных схемах предпринимательской деятельности и поэтому особенно жестко контролируют и проверяют сделки, если их стороной являются нерезидентские предприятия.

Часто государства пытаются вписать имеющиеся или создаваемые свободные экономические зоны в контекст двустороннего и многостороннего взаимодействия. Примером может служить свободная зона Колон в Панаме. Значительная часть российских товаров (удобрения, автозапчасти, суда) экспортируется в Панаму — в эту зону, а оттуда реэкспортируется в другие латиноамериканские страны. В 2003 г. было подписано российско-панамское межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области морских перевозок, которое предусматривает взаимное предоставление РНБ в коммерческих перевозках товаров и пассажиров.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой