Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление Пятой республики во Франции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. явились события в Алжире, где в апреле — мае 1958 г. резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления национально-освободительного движения алжирского народа. Начались открытые проколониалистские выступления французских военных, полагавших, что правительство недостаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны… Читать ещё >

Становление Пятой республики во Франции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Политическая система Четвертой республики в условиях острых политических противоречий оказалась не в состоянии найти решение экономических, социальных и иных проблем, стоящих перед Францией. Поляризация политических сил, выразившаяся в многофракционности парламента, была одной из причин частых политических кризисов и отставок правительства. В период с 1946 по 1958 г. во Франции сменилось 45 составов правительства. Естественно, в таких условиях выработка долгосрочной политики и решение сложных проблем развития страны были невозможны.

Непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. явились события в Алжире, где в апреле — мае 1958 г. резко активизировались правые силы, требовавшие решительного подавления национально-освободительного движения алжирского народа. Начались открытые проколониалистские выступления французских военных, полагавших, что правительство недостаточно энергично ведет войну. Угроза гражданской войны назревала и в самой Франции. Правые и центристские партии в парламенте добились передачи всей полноты государственной власти де Голлю, имеющему наибольший авторитет в стране. По требованию де Голля ему были предоставлены чрезвычайные полномочия для составления новой конституции. Парламент, ограничившись общими положениями относительно будущей конституции, по существу, устранился от участия в ее составлении. Вскоре проект конституции, минуя парламент, был передан на общенациональный референдум и одобрен большинством избирателей. В октябре 1958 г. новая конституция вступила в силу. Принятие конституции 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.

Конституция 1958 г.

По конституции 1958 г. в центре политической системы Франции находится президент, который «обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов» (ст. 5). Его компетенции, исключающей необходимость контрассигнации премьер-министра или министров, подлежит право роспуска Национального собрания (новые выборы должны быть проведены не более чем через сорок дней после роспуска), введение чрезвычайного положения по предложению правительства или совместному предложению палат парламента, вынесение на референдум любого законопроекта, а также ряд других правомочий.

В области нормотворческого процесса президент наделен правом законодательной инициативы: он подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента нового обсуждения закона или его частей, созывает парламент на чрезвычайные сессии, может передать принятый парламентом закон в Конституционный совет для выяснения степени его соответствия конституции. Президент наделен правом отлагательного вето на законы парламента, но оно может быть преодолено простым большинством при вторичном рассмотрении в парламенте. В связи с этим президенты используют вето очень редко. Так, за 14 лет своего президентства Миттеран применял его всего два раза.

Велики правомочия президента и в области исполнительнораспорядительной деятельности: он назначает премьер-министра, а по его предложению — министров, председательствует в Совете министров. Конституция различает два понятия: Совет министров и Кабинет министров. Совет министров работает под председательством президента и выполняет функции правительства. Все акты, исходящие от этого органа, подписывает президент. Если па заседаниях правительства вместо президента председательствует премьер-министр, то такое заседание рассматривается как заседание Кабинета министров. Однако премьер-министр может председательствовать лишь на основании специальных полномочий, предоставленных президентом, и по определенной повестке дня. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности. Являясь главой вооруженных сил, он председательствует в Совете и Высшем комитете национальной обороны. Президент представляет страну в международных отношениях; в качестве председателя Высшего совета магистратур организует деятельность судебной системы.

Особое значение имеет ст. 16 конституции, в которой говорится: «Когда институты республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти… нарушено, Президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также Конституционным советом». Констатация условий, которые позволяют президенту брать в свои руки фактически всю полноту государственной власти, может толковаться весьма широко, поскольку это целиком зависит от него самого. Вместе с тем, сохраняются некоторые нормы парламентского контроля: парламент собирается по праву, т. е. автоматически, может учредить Верховный суд для разбора дела президента по обвинению его в государственной измене.

Первоначально президент избирался коллегией выборщиков сроком на семь лет. Конституция не ограничивает количество сроков, на которые может переизбираться одно и то же лицо.

Центральным органом исполнительной власти является правительство. В его состав входят премьер-министр и министры. Премьер-министр руководит деятельностью правительства, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает выполнение законов. По определенному поручению президента и с определенной повесткой дня он может председательствовать вместо президента на заседаниях правительства. Премьер-министр скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом. Исключение составляют акты президента, относящиеся к его исключительной компетенции.

Парламент республики состоит из двух палат: Национального собрания и сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием, сенат — косвенным голосованием, но регионам. Срок полномочий депутатов Национального собрания — пять лет, сената — девять лет, но каждые три года? сенаторов переизбирается.

В компетенцию парламента входит принятие законов, утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства, которому он может вынести резолюцию порицания или отказать в доверии.

Конституция наделила сенат почти равными правомочиями с Национальным собранием, что воссоздало систему внутрипарламентских противовесов.

Особое внимание конституция уделила отношениям между парламентом и правительством. Парламент законодательствует лишь в строго очерченных в ст. 34 пределах: гражданские права, уголовное право, суды и судопроизводство, налоги, трудовое право, принципы организации государственного аппарата и др. Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке на основе регламентарной власти, прежде всего путем издания декретов кабинета. Допускается возможность делегирования парламентом своих законодательных правомочий правительству.

Предусматривается приоритет правительственных законопроектов при обсуждении их в палатах парламента. Финансовые законопроекты, если парламент не принял решения по ним в течение 70 дней, могут быть введены в действие путем издания правительственного акта. Устанавливается ответственность правительства перед парламентом (ст. 49). Однако «резолюция порицания» — наиболее действенный инструмент современного парламентского контроля в отношении правительственной власти — может быть применен в ограниченных пределах.

Среди органов, учреждаемых на основе конституции, особое место принадлежит Конституционному совету, состоящему из девяти назначаемых членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Членов Конституционного совета в равном количестве назначают председатели палат парламента и президент. В состав Совета пожизненно входят также и бывшие президенты. Председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. Конституционный совет решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия конституции принимаемых законов. Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляет Государственный совет, значение которого после 1958 г. несколько возросло.

Таким образом, конституция 1958 г. установила во Франции форму правления, сочетающую черты как парламентской, так и президентской республики, при очевидном доминировании элементов последней.

Составной частью конституции 1958 г. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., определяющие основные права и свободы граждан Франции.

В 1962 г. был изменен порядок выборов президента, который стал избираться непосредственно избирателями, что усилило легитимность и независимость президента от других ветвей власти.

В связи с распадом Французской колониальной империи из состава конституции были исключены главы о Французском союзе.

В 1980—1990;е гг. XX в. во Франции происходит расширение прав местного самоуправления. Действительностью политической жизни стала система раздельного правления, когда президент и правительство представляют различные политические силы.

Новый этап конституционных реформ предпринят в 2000 г. Весной этого года президент Ж. Ширак внес законопроект о снижении срока полномочий президента до пяти лет. Осенью 2000 г. законопроект был одобрен на референдуме и вступил в силу.

Судебная система

После принятия конституции во Франции в 1958—1959 гг. была проведена судебная реформа. В настоящее время в стране действует четыре ветви осуществления правосудия.

К первой относятся общественные суды, которые рассматривают мелкие споры. Непрофессиональные судьи (медиаторы или посредники) назначаются муниципалитетами.

Вторую группу составляет иерархическая система судов общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные и гражданские дела. Низшей ступенью в этой системе являются трибуналы малой инстанции. Дела рассматриваются судьей единолично. Компетенция ограничена по гражданским делам суммой иска до 30 тыс. франков, по уголовным — наказанием до двух месяцев лишения свободы или штрафом в 10 тыс. франков. При рассмотрении уголовных дел эти суды называют полицейскими трибуналами. Кроме того, существуют трибуналы большой инстанции, которые рассматривают гражданские иски суммой свыше 30 тыс. франков и уголовные дела с наказанием в виде лишения свободы от двух месяцев до пяти лет или штрафом свыше 10 тыс. франков. Как правило, дела рассматривает коллегия из трех профессиональных судей. При рассмотрении уголовных дел эти суды называют исправительными трибуналами. Следующей инстанцией являются апелляционные суды. В их составе образуются палаты по уголовным, гражданским, социальным делам и т. д. Количество палат может быть различно. Апелляционные суды рассматривают жалобы на приговоры и решения нижестоящих судов и выступают в качестве суда первой инстанции по некоторым категориям дел. При апелляционных судах действует коллегия присяжных, которая участвует в рассмотрении дел по уголовным преступлениям с наказанием свыше пяти лет лишения свободы. В состав коллегии входят три профессиональных судьи и девять выборных заседателей.

Высшей судебной инстанцией Франции является Кассационый суд, который рассматривает жалобы па нарушение закона в судебном процессе.

Третью группу составляют специальные суды: суды по торговым делам (так называемые «торговые трибуналы»), советы по трудовым отношениям, суды по арендным делам.

В четвертую группу входят суды административной юстиции, в компетенцию которых входит проверка законности всех административных актов от постановлений муниципальных органов до ордонансов президента включительно. В систему административных судов входит Государственный совет, апелляционные суды и административные суды первой инстанции.

В 1982 г. были упразднены постоянные трибуналы в вооруженных силах, большинство дел было передано на рассмотрение специальных коллегий по делам военнослужащих при судах общей юрисдикции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой