Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Царская власть эпохи родового строя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это была типичная племенная монархия во главе с царем. Царь — basyleus, на русский язык точно переводится как «воевода», реальной властью не обладал, власть его была временной, она признавалась в полной мере только в случае войны, в случае междоусобий она не имела никакого значения. Так говорил, — и ахеян сердца взволновал Агамнемнон Всех в многолюдной толпе, и не слышавши речи советной. Встал… Читать ещё >

Царская власть эпохи родового строя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обозначенный нами выше порядок страдал общей неустроенностью внутреннего мира. Деление общества на филы, фратрии и тому подобные образования служило слабой формой самозащиты сограждан. Само государственное устройство греков в этот период было некрепким.

Это была типичная племенная монархия во главе с царем. Царь — basyleus, на русский язык точно переводится как «воевода», реальной властью не обладал, власть его была временной, она признавалась в полной мере только в случае войны, в случае междоусобий она не имела никакого значения.

Единственным крепким средством для управления своими подвластными служили царю его сакральные и судебные права. Царь считался ставленником Зевса, поэтому первоначально он играл роль верховного судьи своего племени. Гомер говорит:

«Многих народов ты царь, и тебе вручил Олимпиец Скипетр и законы, да суд и совет произносишь народу» (Илиада. IX. 98−99).

В другом месте Гомер говорит, что Аякс, поспорив с Девкалионом, договаривается с ним, что рассудит их царь Агамнемнон (Илиада. XXIII. 485−486). По всей видимости, царь осуществлял главный культ. Во всяком случае у Софокла именно царь (Эдип) посылает вестника испросить оракула о причине постигшей Фивы беды, в Спарте цари тоже заведовали культом Дельфийского оракула (вопрошали его по особым торжественным случаям), а еще — культом Зевса.

Наследование царского достоинства осуществлялось от отца к старшему сыну. Однако вероятны случаи, когда народное собрание избирало нового царя из состава царского рода. Принцип единовластия греки Гомера знали очень хорошо, считали его идеалом (в ту пору нередки были случаи диархий, классическим примером которых является Спарта, и даже тетрархий):

«Нет в многовластии блага; да будет единый властитель, Царь нам да будет единый, которому Зевс прозорливый Скипетр даровал и законы: да царствует он над другими» (Там же. II. 203−205).

Положение царской власти той эпохи мы вообще хорошо можем видеть из следующего места поэмы Гомера:

«Кущи твои преисполнены меди, и множество пленниц В кущах твоих, которые тебе, аргивяне, избранных Первому в рати даем, когда города разоряем…» (Там же. II. 226−228).

Царь получает почетную часть добычи во время войны. В обществе ему оказываются различные знаки внимания, на общественных обедах, как в Спарте, ему полагались удвоенная порция и самое почетное место за столом. В пользу царя собирались судебные пошлины и дань с подвластных племен.

При царе состояла его боевая дружина (hetairo) и свита (therapontes). Царь управлял подданными при помощи совета старейшин — булевтов или геронтов. В последующем этот орган только усилится у греков, тогда как сама царская власть во многих местах Эллады падет.

Народное собрание — непременный атрибут военной демократии — существовало и у греков. Гомер дает красочное описание его во второй песни Илиады, где греки держат совет, продолжать или снять осаду Трои:

«И Атрид повелел провозвестникам звонкоголосым Всех к собранию кликать ахейских сынов кудревласых. Вестники подняли клич, — и ахейцы стекалися быстро. Прежде же он посадил на совет благородных старейшин» (Илиада. II. 50−53). Народное собрание уже во времена Гомера проводилось сидя:

«Царь, опираясь на скипетр сей, вещал к восядящим ахеям…» (Там же. II. 119). Этот порядок сохранился у афинян все время существования у них народного собрания. Интересно отметить, что Гомер в этом отношении совершенно реалистичен, все его поэтические метафоры, несмотря на их образность, невероятно документальны и точны. Вот знаменитое описание народного собрания:

«Так говорил, — и ахеян сердца взволновал Агамнемнон Всех в многолюдной толпе, и не слышавши речи советной. Встал, всколебался народ, как огромные волны морские, Если и Нот их и Эвр, на водах Икарийского понта, Вздуют, ударившись оба из облаков Зевса владыки;

Или как Зефир обширную ниву жестоко волнует, Вдруг налетев, и над нею бушующий клонит колосья; Так их собранье все взволновалося; с криком ужасным Бросились все к кораблям…" (Там же. II. 142−150). Народное собрание призвано было решать только практические вопросы. Проблемы государственного устройства оно никогда не решало и законы в строгом смысле этого слова не принимало. Таково было протогосударствеиное устройство отдельных племен Греции эпохи синойкизма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой