Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Лексикология. 
Синонимы в русском языке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Синонимия является свойством всех развитых языков и воплощает выразительные возможности языковой системы. Универсальность этого явления, отражающего диалектическое взаимодействие семантического тождества и различия, коммуникативная предназначенность синонимов, активно используемая говорящим и пишущим, определили многоаспектность подходов к синонимическим связям. Новая антропоцентрическая… Читать ещё >

Предисловие. Лексикология. Синонимы в русском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Синонимия является свойством всех развитых языков и воплощает выразительные возможности языковой системы. Универсальность этого явления, отражающего диалектическое взаимодействие семантического тождества и различия, коммуникативная предназначенность синонимов, активно используемая говорящим и пишущим, определили многоаспектность подходов к синонимическим связям.

Комплекс проблем, возникающих при обращении к синонимам, издавна привлекал внимание лингвистов. Органичное включение проблемы синонимии в разные парадигмы лингвистического знания определяется тем, что в синонимии своеобразно преломляются основные функции языка — коммуникативная, когнитивная и метаязыковая — «уникальная способность языка быть средством анализа самого себя» (Слюсарева, 1986, 3). Л. В. Щерба писал: «Развитый литературный язык представляет собой весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражения, так или иначе соотнесенных друг с другом» (Щерба, 1957, 121).

В закономерностях синонимического варьирования проявляются характерные для русского языка формы концептуализации действительности. По справедливому замечанию О. Н. Трубачева, «синонимическая плодовитость языка проявляется в отношении всего, что связано с человеком» (Трубачев, 1991, 267).

Проблема лексической синонимии приобрела особую значимость в процессе становления системного подхода к лексике, поскольку семантическая близость, наряду с семантической противопоставленностью, была выделена как фактор, в значительной степени определяющий организацию лексической системы.

Активное изучение лексических синонимов как элементов лексической системы и синонимических рядов как минимальных системно организованных ее участков в значительной степени было стимулировано в 60-е гг. XX в. работой над фундаментальным академическим «Словарем синонимов русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой. Результаты этих исследований отражены в сборниках «Очерки по синонимике русского языка» (1966), «Лексическая синонимия» (1967), «Синонимы русского языка и их особенности» (1972). Путь к изучению лексической синонимии как системного явления оказался длительным и преодолевался по мере решения общих проблем лексикологии.

Новая антропоцентрическая парадигма лингвистической науки определила и новые ракурсы изучения синонимов в конце XX в.: они стали рассматриваться как активно используемое средство вербализации концептов, как важный инструмент коммуникации и языковой рефлексии. Особое место занимает изучение роли синонимов в организации текста.

В пособии представлен широкий круг проблем, связанных с изучением синонимики русского языка как совокупности синонимических средств и синонимии как языкового явления. Большое внимание уделяется лексикографическому описанию синонимов, месту синонимов в лексиконе современной языковой личности.

Значительное место в пособии отводится материалам для самостоятельной работы. Фрагменты текстов различной жанровой и стилистической отнесенности, предлагаемые для анализа, демонстрируют разные аспекты синонимии.

Контрольные вопросы и задания должны помочь студентам получить навыки анализа синонимических средств русского языка в разных их ипостасях — в языковой системе, в тексте и в лексиконе носителя языка.

В результате изучения материала пособия студент должен:

знать

  • • основные характеристики системных отношений слов;
  • • основные характеристики лексических синонимов;
  • • основные типы синонимов и синонимических рядов;
  • • основные процессы, характеризующие современное состояние русской синонимики;
  • • историю становления и развития синонимической лексикографии, основные типы синонимических словарей;

уметь

  • • использовать понятийный аппарат лексикологии для интерпретации системных связей слов;
  • • осуществлять семный анализ синонимических рядов в сопоставлении с другими видами отношений лексических единиц;
  • • аргументированно разграничивать системную и текстовую синонимию;
  • • разграничивать литературные и нелитературные единицы русского языка, их место в составе синонимических рядов;
  • • выделять фразеологические синонимы в словарях и текстах;
  • • пользоваться лексикографическими источниками для анализа системных отношений в лексике;

владеть навыками

  • • компонентного (семного) анализа лексических единиц;
  • • коммуникативно оправданного использования синонимов;
  • • анализа синонимов и других видов связей слов в тексте;
  • • использования словарей различных типов для анализа связей слов в лексике.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой