Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деформация правосознания. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти. В новейшей российской истории правовой нигилизм также… Читать ещё >

Деформация правосознания. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деформация (от лат. deformatio — искажение) правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права. Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.

Правовой инфантилизм — низкий уровень правового сознания, чувства ответственности относительно поведения в рамках права, несформированность, недостаточность правовых знаний и установок, но высокий уровень желания получить результат.

Еще М. Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций. Складывается ощущение, что со времен великого писателя ничего не изменилось. Граждане России слабо представляют себе не только структуру высших государственных органов, но и не осведомлены о своих правах и свободах, провозглашенных Конституцией РФ, а также о способах их защиты и отстаивания.

Существует несколько причин такого ярко выраженного правового инфантилизма именно в России. Правовой инфантилизм — это особенность менталитета, который уходит корнями в прошлое, в эпоху крепостного права, когда ни о чем не нужно было думать. Все решит барин или государь. В XX в. при большевиках этот инфантилизм еще более усугубили, всякая инициатива наказывалась, сейчас же человек поставлен в такие условия, когда от него также мало что зависит: реализация его прав зачастую полностью зависит от чиновника, который либо позволяет, либо не позволяет такую реализацию, частое несоответствие формы закона его содержанию, некоторые правовые нормы наполняются совершенно иным содержанием, выгодных определенной группе.

Правовой нигилизм — отрицание ценностей норм права и неуважение к праву. Неверие в то, что с помощью права можно защитить свои субъективные интересы. Явление правового нигилизма следует, без сомнения, отнести к наиболее распространенным и укоренившимся формам деформации правосознания населения. Отрицание того, что требует закон, может происходить как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.

Сегодня основной причиной правового нигилизма является знание людей того, что законы не исполняются. Когда человек узнает о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона надает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях.

Одной из причин широкого распространения нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органов власти (для сравнения: в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране — с начала XX в.). В результате власть имущие могли действовать совершенно бесконтрольно со стороны общества.

В советский период правовой нигилизм получил «подкрепление» в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами. В правоприменительной практике зачастую действовал принцип революционного правосознания, позволявший чиновникам творить произвол. Секретные подзаконные нормативные акты, декларативный характер многих законов, административно-репрессивные методы управления обществом способствовали низкому престижу права.

В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти. В новейшей российской истории правовой нигилизм также получил «подкрепление» в результате «войны законов» между союзным и российским центром, несогласованности действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях, неотлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью.

Правовой фетишизм — гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России.

Однако это далеко не так, ведь еще Ш. Монтескье отмечал, что хороших законов еще не достаточно для улучшения жизни, нужны действенные механизмы их реализации. Поэтому, не увидев реального улучшения жизни после принятия «хороших законов», которые из-за различного рода препятствий не могут вступить в действие или «не работают», граждане разочаровываются в праве и постепенно переходят на позиции того же самого правового нигилизма. Вот почему нежелателен ни правовой нигилизм, ни правовой фетишизм, а в отношении человека к праву должна быть, говоря языком Горация, «aurea mediocritas» (т.е. «золотая середина»).

Всем рассмотренным формам деформации подвержено и профессиональное правосознание юристов, например совершение преступлений, как связанных, так и не связанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания, расцвет коррупции, низкий уровень исполнительской дисциплины в исполнительных органах и т. д.

Это связано с тем, что зачастую при отсутствии условий саморегуляции личности затрудняется процесс воспитания, а в ряде случаев может привести и к прямой десоциализации личности, которая выражается в антисоциальной направленности личности, деформированной системе ценностных ориентаций, пренебрежительному отношению к нормам морали, свидетельствующему о низком уровне правосознания и правовой культуры.

Дефицит необходимых материальных благ прямо или косвенно усиливает семь непопулярных характеристик общества: дезинтеграцию, беспорядок, репрессии, неравенство, централизацию, национальные и международные конфликты. И ослабляет три популярные характеристики: социально-экономическое развитие, демократию и законность, легитимность существующего социального порядка.

Личность же — это не пассивный продукт обстоятельств. Человек с твердыми убеждениями и нравственными принципами в самых неблаговидных обстоятельствах остается самим собой, не идет и не пойдет на нарушение закона. Поэтому главная цель социализации — воспитание уважения к праву, закону, непримиримости к любым нарушениям законности, готовности активно участвовать в охране правопорядка. В этом смысле сегодня особенно необходим широкий взгляд на понимание и оценку роли правовой культуры.

Сегодня очевидно, что наличие развитых правовых отношений является важной предпосылкой как становления личности, обладающей зрелой правовой культурой, так и общественных структур, обеспечивающих реализацию ее прав. Универсальность действия права в обществе означает его регулятивное воздействие на общественное поведение в рамках социальных групп, а также и на поведение отдельных граждан. Это воздействие должно определяться природой власти в правовом государстве и гуманистической сущностью принимаемых законов, направленных на стимулирование правомерного поведения и активной жизненной позиции. В гражданском обществе человек как субъект и объект правовых отношений воспринимает предписания закона и норм права как выражение объективно необходимых действий, направленных на поддержание гражданского согласия, мира, правопорядка и правовой культуры общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой