Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторское и патентное право, специфическим объектом которых является творческое произведение, регулирует данные отношения настолько своеобразно, что становится невозможным даже проведение аналогий между нормами о праве собственности и нормами об интеллектуальных правах. В конце 2011 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о создании Суда по интеллектуальным правам (специализированного… Читать ещё >

Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию.

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

  • — право на образование (ч. 1 ст. 43);
  • — свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);
  • — право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);
  • — право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
  • — свобода совести (ст. 28).

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в России федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Положения Конституции РФ о праве каждого на образование конкретизируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Целевая инновационная ориентированность современной экономики и социальной сферы, требующие соответствующих знаний, умений и навыков, глобализационные процессы, интеграция науки и образования — эти и иные современные условия развития обусловили необходимость замены ранее действовавшего законодательства.

Закон направлен на обеспечение процессов модификации организационно-правовых форм образовательных организаций, влекущих изменение (расширение) объема их прав в организационной и имущественной сфере, пересмотр подходов к образованию (переход от фундаментальносги образования к компетентностному принципу); направлен не только на финансовую оптимизацию деятельности образовательных организаций, но и на повышение качества образовательных услуг, их ориентированность на современные потребности. В новых условиях актуализируются вопросы совершенствования контроля за деятельностью образовательных организаций (лицензирование и аккредитация). Содержание образовательных программ обеспечивается системой федеральных образовательных стандартов, предусмотренных для всех ступеней образования. Исключение составляют образовательные стандарты, самостоятельно разрабатываемые ведущими образовательными организациями высшего образования.

Среди нововведений, нацеленных на развитие негосударственных образовательных услуг с целью расширения возможностей по реализации права на образование, следует назвать предоставление органам государственной власти субъектов РФ полномочий по субсидированию получения общего образования в частных дошкольных образовательных организациях, частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (ст. 8 Закона).

Наряду с указанным выше Законом в России действуют Федеральные законы от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»; от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Государственные органы в сфере образования осуществляют единую политику в сфере образования, разрабатывают соответствующие целевые программы, образовательные стандарты (за установленным законами исключением), осуществляют лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений, устанавливают эквивалентность документов об образовании, определяют порядок аттестации педагогических работников и др. Важнейшей обязанностью государства в сфере образования является финансирование государственных образовательных учреждений. В частности, механизм реализации права на образование определяется в Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61.

О стремлении России соответствовать международно-правовым стандартам в области образования свидетельствует тот факт, что Российская Федерация ратифицировала принятую Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. Согласно ст. 1 данной Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности; закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какоелибо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» формулирует принципы, направленные на обеспечение международно-правовых стандартов в сфере образования. Согласно ст. 3 данного Закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах 1) признания приоритетности образования; 2) обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единства образовательного пространства на территории России, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства и др.

Немаловажным в условиях многонационального государства является и положение о том, что граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, представляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РФ от 25 октября 1991 г. № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации». Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования. Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

Среди проблем, сохраняющих свою актуальность, следует назвать реализацию прав граждан на дошкольное образование. По-прежнему остро стоят вопросы нехватки дошкольных учреждений, недостаточного их финансирования, нехватки квалифицированных кадров и др. В этих условиях актуализируется вопрос о привлечении негосударственного сектора для решения задач обеспечения конституционных прав граждан в сфере образования. Образовательные услуги, оказываемые учреждениями негосударственного сектора, должны быть надлежащего качества и за доступную плату. В юридической литературе обоснованно поставлен вопрос о совершенствовании способов и механизмов задействования частных образовательных организаций, в том числе дошкольных, применительно к отечественной системе оказания гарантированных услуг[1].

Важнейшим требованием современного этапа является развитие образования, связанного с фундаментальной наукой. Заложенные Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» основы осуществления государственной научной политики не определяли понятие и вектора современной инновационной деятельности. Данный пробел был восполнен Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ. Им были обозначены понятия «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», определены формы государственной поддержки инновационной деятельности и субъектов такой поддержки, предусмотрен механизм оценки эффективности расходования бюджетных средств, направленных на поддержку инновационной деятельности и др.

Конкретные механизмы решения названной задачи обозначены в указах Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий в Российской Федерации», от 9 февраля 2009 г. № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук» и др.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В действующем законодательстве не дается определения понятия «творчество». С точки зрения анализа содержания конституционного права оно может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как се результат, облеченный в конкретную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности. Творение есть процесс и результат духовноволевой и разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее потребности.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612−1 определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что па этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, Конституция РФ и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность — это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы. Термин «интеллектуальная собственность» является новым не только для Конституции РФ, но и для всего законодательства РФ. «Интеллектуальная собственность» представляет собой специфическое наименование нематериальных объектов авторского и патентного права, которые иногда еще называют «промышленная собственность», «литературная собственность» и т. п. Однако произведение (изобретение, товарный знак, фирменное наименование и т. д.), охраняемое авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка, которые не позволяют отождествить его с вещью.

Правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71). В России нет специального закона об охране интеллектуальной собственности, права на интеллектуальную собственность регулируются частью четвертой ГК РФ.

Авторское и патентное право, специфическим объектом которых является творческое произведение, регулирует данные отношения настолько своеобразно, что становится невозможным даже проведение аналогий между нормами о праве собственности и нормами об интеллектуальных правах. В конце 2011 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о создании Суда по интеллектуальным правам (специализированного арбитражного суда, рассматривающего в качестве суда первой и кассационной инстанции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав), разработанный ВАС РФ. Параллельно разрабатывался законопроект о создании Высшего патентного суда РФ, который впоследствии был отвергнут. Согласно Федеральному конституционному закону от 6 декабря 2011 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“ в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» и Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. № 1-ФЗК «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 21 января 2013 г. Суд по интеллектуальным правам был зарегистрирован в качестве юридического лица и начал свою деятельность 3 июля 2013 г.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т. п.

Ключевые направления государственной политики в сфере культуры определены Основами законодательства Российской Федерации о культуре, а также другими, специализированными федеральными законами, в частности, от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Актуальными задачами государства в области культуры являются сохранение культурных ценностей (поддержание и восстановление объектов культуры) и создание условий для развития культуры. Новыми явлениями в сфере культуры являются развитие меценатства и благотворительности; совместное участие государства и бизнеса в развитии рынка культурных ценностей.

Достойный уровень жизни — характеристика, измеримая не только насыщенностью материальными, осязаемыми благами, но и обеспеченностью, доступностью духовно-интеллектуальных благ. Задача удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей граждан как задача развития социальной сферы актуализирует вопрос о создании экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского общества, совершенствования механизмов предоставления соответствующих услуг.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания, особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие «свобода вероисповедания» связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Содержание исповедания любого вероучения раскрывается в деятельности в соответствии со своими внутренними установлениями религиозных организаций, что гарантировано Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ограничения данной свободы, обозначенные непосредственно Конституцией РФ. Поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрещается дискриминация по признаку религиозной принадлежности. Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ запрещается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Нельзя также пропагандировать и религиозное превосходство.

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

  • [1] См.: Негосударственные образовательные организации: правовые аспекты деятельности: науч.-практ. пособие /отв. ред. Н. В. Путило. М., 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой