Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовая основа бухгалтерского учета нематериальных активов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лицензионный договор (п. 1 ст.1235 ГК РФ) — это гражданско-правовой договор, по которому обладатель исключительного права на результат (лицензиар) передает право на использование охраняемого изобретения, полезной модели или промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату). Договор является консенсуальным, двусторонним и, как правило, возмездным. В рамках… Читать ещё >

Правовая основа бухгалтерского учета нематериальных активов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовое регулирование нематериальных активов регламентируются Гражданским Кодексом частью четвертой, раздел 7(ст. ст. 1225 — 1551).

Нематериальные активы могут быть приобретены за плату, созданы собственными силами предприятия (работниками предприятия), или путем привлечения сторонних организаций. Данные отношения должны быть оформлены соответствующим договором.

В бухгалтерском учете нематериальными активами признаются, приобретенные или созданные объекты по авторским договорам.

Права пользования результатами интеллектуальной деятельности не являются нематериальными активами.

Рассмотрим некоторые виды договоров, заключаемые на созданные и приобретенные объекты права:

Договор авторского заказа на создание произведения науки, литературы или искусства о передаче исключительных прав (ст. 1288 ГК РФ) является возмездным и может быть передан в собственность на каком-либо материальном носителе заказчику или отчужден с передачей исключительных прав на указанный в договоре срок.

Объекты авторского права созданные работниками организации (служебное произведение), приобретенные организацией, принадлежат автору служебного произведения. Но исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю (т. е. лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях).

Лицензионный договор (п. 1 ст.1235 ГК РФ) — это гражданско-правовой договор, по которому обладатель исключительного права на результат (лицензиар) передает право на использование охраняемого изобретения, полезной модели или промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату). Договор является консенсуальным, двусторонним и, как правило, возмездным. В рамках лицензионных договоров происходит не полная, а частичная передача исключительных прав патентообладателя.

Договор коммерческой концессии (ст. 1031 ГК РФ) отличается от лицензионного договора тем, что предусматривает передачу в пользование не только товарного знака, а всего комплекса исключительных прав, составляющих предмет договора, — право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, а также на другие объекты исключительных прав (в частности, права на товарный знак или знак обслуживания). Кроме того, по договору коммерческой концессии правообладатель обязан проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

Франчайзинг (англ, franchising) — это договор коммерческой концессии, по которому один предприниматель за вознаграждение предоставляет другому предпринимателю:

  • — право использовать свои средства индивидуализации — фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания;
  • — передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау);
  • — оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса.

Договор ноу-хау (ст. 1027 ГК РФ) относится к категории объектов исключительных прав. Договоры о передаче ноу-хау (договор подряда, коммерческой концессии, лизинга, на выполнение НИОКР) предусматривают условия передачи, использования и защиты коммерчески значимой информации. Правовой режим ноу-хау и договоров о его передаче не урегулированы действующим законодательством. Примером ноу-хау являются методики проведения аудиторских проверок, принятые во многих солидных аудиторских фирмах. В отличие от лицензионного договора, по договору о передаче ноу-хау передается само ноу-хау (информация), а не право на его использование. Поэтому существенным условием является описание передаваемого ноу-хау. Договор о передаче ноу-хау не подлежит какой-либо специальной регистрации.

Деловая репутация (англ, goodwill) — активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению: техническая компетенция, связи, маркетинговые приемы, влияние и т. п.

Под деловой репутацией понимается условная «цена» фирмы, условная стоимость существующих деловых связей и контактов.

Деловая репутация становится объектом бухгалтерского учета только при совершении сделки купли-продажи предприятия и отражается в цене, по которой покупается предприятие. Деловая репутация может быть оценена только субъективно как продавцом, так и покупателем. Она может быть либо положительной, либо отрицательной.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой