Анализ социально-экономического положения региона, обслуживаемого ЮУЖД
Как говорилось ранее основным номенклатурами влияющими на объем погрузки являются: строительные грузы, чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, руда цветная и серное сырьё. Рассмотрим динамику изменения объемов выручки этих номенклатур на рисунке 2.6. Благодаря выгодному экономико — географическому и стратегическому положению областей в сочетании с исторически мощным производственным потенциалом… Читать ещё >
Анализ социально-экономического положения региона, обслуживаемого ЮУЖД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Южно — Уральская железная дорога расположена в 5 субъектах РФ — Челябинская, Оренбургская, Курганская, Куйбышевская области и Башкортостан, а также на территории Казахстана — Актюбинская, Кустанайская и Северо — Казахстанская области.
Благодаря выгодному экономико — географическому и стратегическому положению областей в сочетании с исторически мощным производственным потенциалом, регион является одним из наиболее индустриально развитых территорий Российской Федерации.
Определяют развитие региона такие отраслевые комплексы, как металлургический, машиностроительный, металлообрабатывающий, энергетический, строительный и аграрно — промышленный.
Анализ структуры породовой погрузки
Рассмотрим фактическую среднесуточную погрузку по основным родам грузов за период с 2007 года по 2011 год.
В таблице 2.1 приведены данные по среднесуточной погрузке в период с 2007 по 2011 год по основным видам груза.
Таблица 2.1 — Динамика среднесуточной погрузки по основным родам грузов, тонн.
Род груза. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Удельный вес, % за 2011 г. |
Всего погружено и налито. | 195 665. | 199 191. | 215 576. | 191 631. | 203 604. | 100%. |
каменный уголь. | 9 929. | 8 332. | 9 044. | 9 696. | 9 370. | 4,6%. |
кокс. | 4 095. | 4 386. | 4 738. | 4 082. | 4 410. | 2,2%. |
нефть и нефтепродукты. | 18 084. | 19 817. | 23 114. | 18 907. | 21 011. | 10,3%. |
флюсы. | 7 956. | 7 246. | 8 512. | 8 608. | 8 560. | 4,2%. |
руда железная и марганцевая. | 3 539. | 2 470. | 2 439. | 3 341. | 2 890. | 1,4%. |
руда цветная и серное сырьё. | 14 648. | 15 624. | 16 421. | 14 138. | 15 280. | 7,5%. |
чёрные металлы. | 44 375. | 45 362. | 48 693. | 43 425. | 46 059. | 22,6%. |
Цветные металлы, изделия из них. | 0,4%. | |||||
химикаты и сода. | 4 798. | 4 834. | 5 169. | 4 479. | 4 824. | 2,4%. |
строительные грузы. | 53 020. | 57 471. | 59 503. | 52 595. | 56 049. | 27,5%. |
гранулированные шлаки. | 3 388. | 3 220. | 3 340. | 3 355. | 3 348. | 1,6%. |
пром.сырьё. | 3 157. | 3 204. | 3 306. | 2 527. | 2 917. | 1,4%. |
огнеупоры. | 7 087. | 6 521. | 7 212. | 6 753. | 6 983. | 3,4%. |
цемент. | 3 171. | 2 946. | 2 395. | 3 232. | 2 814. | 1,4%. |
лесные грузы. | 0,2%. | |||||
зерно. | 7 292. | 6 429. | 8 707. | 5 382. | 7 045. | 3,5%. |
мука. | 1 860. | 1 756. | 1 732. | 1 630. | 1 681. | 0,8%. |
грузы в контейнерах. | 1 037. | 1 042. | 1 199. | 1 010. | 1 105. | 0,5%. |
прочие грузы. | 7 110. | 7 424. | 8 882. | 7 391. | 8 137. | 4,0%. |
Из Таблицы 2.1 видно, что основную долю в погрузке на Южно-Уральской железной дороге составляют: строительные грузы — 27,5%, черные металлы — 22,6%, нефть и нефтепродукты — 10,3%, а также руда цветная и серное сырье — 7,5%. Доля остальных грузов не столь значительна (не более 5%), тем не менее требующая подробного изучения и проведения мероприятий по увеличению погрузки по данным родам грузов. Не смотря на небольшой удельный вес большинства представленных грузов, Южно-Уральская железная дорога не только с запасом выполнила задание ОАО «РЖД» по основному показателю, но и продемонстрировала динамику выше сетевого уровня. Южноуральцы внесли свой вклад в строительство объектов универсиады, олимпиады, ремонт пути и строительство автодорог. В 2011 году объёмы погрузки Южно — Уральской железной дороги достигли цифры 86,4 млн тонн. Задание Правления ОАО «РЖД» было перевыполнено на 2,3 процента (+1,979 млн тонн.). Отмечу, что в целом по сети этот показатель составил 0,1 процента.
Магистраль также продемонстрировала высокой темп роста погрузки к уровню 2010 года — 105,2 процента (+ 4,237 млн тонн), в то время как среднесетевой уровень — 103,1 процента. В основном такой темп роста наблюдается за счёт грузов минерально — строительного и руднометаллургического комплексов. Имеются данные, что за прошлый год погрузка строительных грузов возросла на 20, цемента — на 34, промсырья и граншлаков — более чем на 17 процентов к уровню прошлого года. На погрузку строительных грузов, оказало влияние несколько факторов. Так, рост объёмов ремонта пути на сети ОАО «РЖД"позволил на 11 процентов увеличить погрузку щебня в адреса ДРП Горьковской, Приволжской и Куйбышевской дорог. Возросшие размеры финансирования федеральных дорожных программ, значительные государственные ассигнования на строительство объектов Универсиады-2013 (она будет проходить в Казани) позволили достичь высокой динамики погрузки коммерческого щебня — 122 процента к показателям 2011 года.
Росту объёмов погрузки цемента способствовал ввод в эксплуатацию цементного завода ЗАО «Южно-Уральская горно — перерабатывающая компания» (ст. Новотроицк) мощностью 3,3 тыс. тонн в сутки. В результате доля предприятия достигла 24% от общей цифры погрузки цемента на дороге.
Положительная динамика погрузки в 2011 году отмечается и по высокодоходным тоннажным грузам. Так, по чёрным металлам (их доля в структуре погрузки дороги составляет 22,4%) объёмы выросли на 1,2% (+263 тыс. тонн).
Активно развиваются известные металлургические предприятия, такие, как ОАО «ЧТПЗ» (рост погрузки 130%) и ОАО «ММК» (105%). Это связано с запуском новых производств. Так, трубопрокатчики после запуска «Высоты-239» увеличили производство толстолистовой трубы большого диаметра, сырьём для которой служила продукция магнитогорского стана «5000». В основном продукция уходит на Северную и Горьковскую магистрали, на строительство трубопровода «Бованенково — Ухта». Тенденция переориентации перевозок на внутрироссийский рынок к концу 2011 года проявилась очень отчётливо: на долю отгрузки по России приходится сегодня уже порядка 65%. Это свидетельствует о положительной динамике экономического развития страны.
Более подробно необходимо остановиться и на «зерновом» вопросе. В прошлом году регионы, расположенные в зоне ответственности ЮУЖД, собрали рекордный урожай. Южно — Уральские сельхозпроизводители получили 16 750 тысяч тонн стратегически важной продукции (это в 2,6 раза больше, чем в 2010 году).
Характеризуя работу железнодорожного транспорта, необходимо отме…
Как говорилось ранее основным номенклатурами влияющими на объем погрузки являются: строительные грузы, чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, руда цветная и серное сырьё. Рассмотрим динамику изменения объемов выручки этих номенклатур на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 — Динамика изменения объемов выручки с учетом номенклатуры груза Из Рисунка 2.6. видно, что в период с 2007 по 2011 года наибольшая выручка от перевозок грузов наблюдалась в 2009 году. Также можно заметить, что в перспективе на 2012 год также намечается рост выручки в связи с ростом количества перевезенных тонн грузов.
Рассмотрим структуру выручки по основным родам груза Из таблицы 2.5 видно, что объем выручки за 2011 год превышает объем выручки за 2010 на 1 970 тыс. руб.
Таблица 2.5 — Доля выручки в общем объеме по основным родам грузов, млн руб.
Грузы. | 2010 год. | % доля в общем объеме выручки. | 2011 год. | % доля в общем объеме выручки. |
Всего за грузовые перевозки. | 18 919. | 20 889. | ||
Нефть и нефтепродукты. | 3 264. | 17,3. | 3 734. | 17,9. |
Руда цветная. | 3,5. | 3,6. | ||
Черные металлы. | 6 987. | 36,9. | 7 833. | 37,5. |
Строительные грузы. | 1 142. | 6,0. | 1 386. | 6,6. |
Прочие грузы. | 6 863. | 36,3. | 7 181. | 34,4. |
В целом значительного увеличения выручки от перевозок указанных грузов в данный период не наблюдается в связи с не значительным изменением объемов перевозок.
Рисунок 2.7 — Доля выручки за перевозку грузов за 2010 год В 2010 году наибольшая выручка пришлась на черные металлы и прочие грузы.
Рисунок 2.8 — Доля выручки за перевозку грузов за 2011 год В 2011 году наибольшая доля выручки от перевозки черных металлов и прочих грузов (как и в 2010 году). Наметился рост выручки от нефти и нефтепродуктов и строительных материалов.
За 2011 год при выполнении плана погрузки на 101,1%, план по взысканию выручки выполнен на 103,2%, в том числе по внутрироссийским перевозкам — на 102,9%, по экспортно-импортным перевозкам план выполнен на 101,8% .
При плане доходной ставки по начислению 299,73 руб. фактическая доходная ставка составила 305,71 руб., рост — на 5,98 руб.
В сравнении с аналогичным периодом 2010 года погрузка возросла на 5 69,3 тыс. тонн или на 108,2%, начисление выручки увеличилось на 6 558,1 млн руб. или на 37,5%, взыскание — на 6 750,1 млн руб. или на 38,5% .
Из приведенного анализа можно сделать вывод, что основными грузами, как утверждалось в предыдущем разделе, являются такие номенклатуры, как: черные металлы, нефтепродукты, строительные грузы. Что подтверждает сделанный ранее вывод.
Рассмотрим изменение выручки по видам сообщения.
Таблица 2.6 — Выручка по видам сообщений.
Вид сообщения, млн руб. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Всего за грузовые перевозки. | 18 142. | 24 051. | 18 919. | 20 889. | 22 129. |
Внутрирос-сийское. | 13 062,5. | 16 835,9. | 14 189,5. | 15 457,8. | 16 310,5. |
Экспорт. | 5 079,9. | 7 215,4. | 4 729,8. | 5 431,1. | 6 890,9. |
Из таблицы 2.6 видно что, выручка в 2011 году возросла как во внутрироссийском сообщении, так и в экспортном (по сравнению с 2010 годом).
Рассмотрим динамику изменения объемов выручки по видам сообщений на рисунке 2.9.
Рисунок 2.9 — Динамика изменения объемов выручки по видам сообщений Из рисунка 2.9 можно сделать вывод о том, что наибольшая выручка от перевозок грузов по видам сообщения наблюдалась в 2008 году. На 2012 год намечены тенденции к увеличению выручки по видам сообщения.