Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей приобрел Пушкин еще в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годовщины. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного… Читать ещё >

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина зарождаются еще в лицейские годы. В раннем стихотворении «К Лицинию» поэт предостерегает современников: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

Обличение самодержавия и крепостничества в оде «Вольность» и стихотворении «Деревня» отражало понимание Пушкиным свободы как личной независимости, свободы взглядов, свободы крестьян от крепостничества. Настроения лучшей части дворянской молодежи, охваченной революционным романтизмом, выразил поэт в дружеском послании П. Я. Чаадаеву — участнику войны 1812 г., члену «Союза благоденствия» — организации будущих декабристов, философу. В стихотворении «К Чаадаеву» сливаются интимные и гражданские мотивы. Стихотворение пронизано высоким гражданским пафосом и оптимизмом: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

После поражения декабристов Пушкин не отрекается от своих взглядов. В стихотворении «Арион» в аллегорической форме, используя античную легенду о знаменитом певце, поэт воссоздает события на Сенатской площади. Пушкин не скрывает своей связи с декабристами: «Нас было много на челне… Пловцам я пел», но буря разметала всех по морю. Не многие устояли, не многие выплыли. Но певец волею судеб остался жив и верен своим принципам: «Я гимны прежние пою».

Послание Пушкина «В Сибирь» было передано ссыльным декабристам с Марией Волконской, которая добровольно ехала к мужу на каторгу. Это стихотворение стало психологической поддержкой декабристам:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

Поэт стремился вселить в декабристов уверенность в ненапрасности их дела, веру в грядущую победу и торжество свободы, когда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут…». Это стихотворение было актом гражданского мужества Пушкина, не отрекшегося от опальных друзей.

Одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина — «Анчар». Оно, как и «Арион», построено на аллегории. Поэт использует полулегендарные сведения о растущем в пустыне ядовитом дереве как аллегорию самодержавной политики. Среди «чахлой и сухой» пустыни, «как грозный часовой», стоит анчар, источающий яд. Ни зверь, ни птица не приближаются к «древу смерти». Но в условиях деспотизма, когда нарушены законы естественного равенства людей,.

… человека человек Послал к анчару властным взглядом.

Для владыки жизнь раба не имеет цены. Выполнив приказ, раб доставляет владыке яд и сам умирает. Судьба его трагична. Деспотизм несет гибель не только людям своей страны, но и «соседям в чуждые пределы». Он порождает войны, уничтожение других людей.

Стремление к свободе, воле, независимости характеризует героев романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Цыганы». Герои этих поэм чувствуют свой разрыв с окружающей действительностью, ищут независимость, но представляют ее только вне общества, вне цивилизации. Такая свобода оказывается иллюзорной.

С вольнолюбивой лирикой тесно связана тема поэта и поэзии. Пушкин провозглашает задачу поэта и его творчества в стихотворении-декларации «Пророк». Томимый духовной жаждой, поэт должен стать проповедником истины и добра. В поэзии необходимо дать место всему многообразному миру, а не только прекрасному в нем, как утверждали некоторые поэты — современники Пушкина. Поэт-пророк обязан видеть и низкое, и возвышенное:

И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.

Он не может быть бестрепетным наблюдателем. Поэзия только тогда воздействует на других, когда прошла через сердце поэта, которое «угль, пылающий огнем». Пушкин призывает поэта выполнить свою миссию:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Призывая поэта на гражданское служение, Пушкин понимал вместе с тем поэзию как божественный дар («Поэт», «Поэту»), которому в современном ему обществе уготована часто трагическая судьба, одиночество и непонимание читателями («Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»). Поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» К теме поэтического памятника обращались многие поэты еще со времен римского поэта Горация, начало оды которого Пушкин поставил эпиграфом к своему «Памятнику». В русской поэзии известны стихи М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди…» и Г. Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид…». В «Памятнике» Пушкина впервые прозвучала мысль о мировом значении его как истинно русского национального поэта, к которому «не зарастет народная тропа». Пушкин ценит поэтическую славу выше царской. Он выполнил истинное назначение поэта тем, что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Пушкин уверен, что великая поэзия не знает границ, она близка всем людям «в подлунном мире».

В «Памятнике» Пушкин выдвинул идеи народности, гражданственности, гуманизма поэзии как ее определяющих качеств.

Большое место в творчестве Пушкина занимает тема любви и дружбы. Пушкин преклонялся перед красотой женщины, воспевал ее. Многие стихи посвящены конкретным адресатам, например «К Осиповой», «К Раевской». В некоторых имя зашифровано, как в стихах «К К***», где отражены сложные переживания отношений с А. П. Керн.

Для Пушкина героиня — олицетворение женственности, грации, «гений чистой красоты». Можно сказать, что это не конкретная женщина в ее реальном телесном облике, а образ любви вообще — «божество и вдохновенье».

В небольшом стихотворении дважды происходит смена интонаций: восторженность от «чудного мгновенья» первой встречи сменяется горечью вынужденного одиночества, когда В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.

Затем опять встреча с любимой пробуждает душу поэта, вселяет в нее вдохновенье. Любовь преображает человека. Стихотворение звучит как гимн любви, гимн жизни.

Любовная лирика Пушкина очаровывает чистотой, возвышенностью переживаемых чувств, их глубиной. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Не пой, красавица, при мне…» наполнены печалью от разлуки с любимой. Даже прекрасная природа Кавказа не может развеять грусть сердца, которое горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

Стихи «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальной», «В последний раз твой образ милый» согреты безмерной нежностью, благородством. Поэт воспевает также неразделенную любовь. В стихотворении «Я вас любил…» герой «то робостью, то ревностью томим», испытывает муки безответной любви. Несмотря на неразделенность чувства, поэт желает женщине счастья, поднимаясь над эгоизмом отвергнутого. Подлинно благородны идущие от сердца слова:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Для Пушкина любовь — это всегда светлое чувство, вселяющее оптимизм, веру в жизнь даже в безответности. Любовь — это благо, Богом дар (человеку, возвышающее и облагораживающее его).

В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение крепостного крестьянства.

Различное содержание двух частей стихотворения определило и различие образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное Судьбой», «неумолимого владельца» .

Чтобы лучше понять идейно — образное содержание романтического метода, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к «Узнику». Это своеобразная формула романтического мировосприятия.

Стихотворение открывается обручи «темницы» и томящегося в ней «узника». Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое преступление герой «сидит»? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормально и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма — выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма — тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море — стихия.

Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ… Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла — очень романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем — мощь свободного полета, тяга в поднебесье… Обратите внимание: стремление к свободе у орла — врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление — определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в воображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:

Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.." .

Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и красоты. Этими качествами в восприятии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «властителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон.

В строфах, посвященных Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своем отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана. В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений»), свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух борца («как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим»).

Стихотворение «К морю» было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.

С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе «Евгений Онегин». Но к реалистичному изображению природы Пушкин подошел не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю» (см. выше).

В стихотворении «Осень» мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники и т. п. Из всех времен года Пушкин отдавал предпочтение осени: «Из годовых времен я рад лишь ей одной» .Осень приятна и дорога Пушкину не только своей «прощальной красой»: она — время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; «Осень… пора моих литературных трудов» , — говорил Пушкин.

Стихотворение «К Чаадаеву (1818)» проникнуто идеями борьбы с самодержавием.

…Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Написанное, в форме дружеского послания, оно отражало взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэто-му стихотворение широко распространялось.

Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят еще желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья» .

В своих «Стансах» (1826) поэт, убедившись в безнадежности попыток без поддержки народа произвести революционный переворот и видя полное отсутствие связи между народом и передовыми кругами общества, пытается убедить Николая I, который своими псевдолиберальными посулами сумел внушить поэту, как и многим декабристам, доверие к себе. Заканчиваются «Стансы» смелым призывом к царю быть «незлобным памятью», то есть вернуть сосланных на каторгу декабристов. Стихотворение это, хотя и полное ошибочных и политических иллюзий, все же было неверно оценено многими современниками, и даже друзьями Пушкина.

Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей приобрел Пушкин еще в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годовщины. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В большом послании «19 октября 1925 года» Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. В те годы Пушкин был в ссылке и не мог быть с товарищами.

Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным… Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.

Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внес бодрость в душу изгнанника.

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство». Стихотворение «И.И. Пущину» (1826) обращено к ближайшему другу Пушкина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину, приговоренно-му к пожизненной каторге. Оно написано 13 декабря, накануне первого восстания на Сенатской площади.

Первая строфа стихотворения совпадает с первой строфой послания к Пущину, обещанного поэтом другу и начатого после посещения им Михайловского. Послание осталось незаконченным. К любовной лирике Пушкина относится стихотворение К*** («Я помню чудное мгновенье…») (1825). Летом 1825 г. в Тригорском гостила Анна Петровна Керн (племянница соседки Пушкина П.А.Осиповой). В первой строфе поэт вспоминает первую встречу с ней, в 1819 г., в Петербурге, в доме Олениных. Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского. «Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами:

" Я помню чудное мгновенье" и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорож-но выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове — не знаю" .

Стихотворение «Мадонна» обращено к невесте, Н. Н. Гончаровой. Та же картина («Мадонна» итальянского мастера, приписывавшаяся Рафаэлю и продававшаяся в Петербурге) упоминается в письме Пушкина от 30 июля 1830 г. к невесте: «Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей» .

В стихотворении «Пророк» Пушкин в образе пророка подразумевал поэта. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восходит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим углем в руке).

Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четырех стихотворений, под заглавием «Пророк», противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М. П. Погодин объяснял П. А. Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г. что «Пророк» Пушкин он написал ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано («Духовной жаждою томим»)" .

За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Я памятник воздвиг себе неру-котворный…» .

Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. А также становится видно, что у Пушкина, под конец жизни сильно развивается самолюбие, судя по всему из-за излишне восторженного мнения окружающих.

Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я Свободу»); в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»).

Гоголь утверждал, что лирика Пушкина «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…».

Многогранность и многомерность пушкинского творчества можно почувствовать и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» — понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы — уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности — важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека — этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора…» (1836). «Покой и воля» — духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина — гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» (1829), «Румяный критик мой…» (1830), «Осень» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам — основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И.И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей…» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, — «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) — другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило…» (1820), «Я пережил свои желанья…» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман…» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной…» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может…» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней…» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений — важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья…» (1821), «Бывало в сладком ослепленье…» (1823), «Дар напрасный, дар случайный…» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума…» (1833), «…Вновь я посетил…» (1835).

Вычленение тем и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в органическом единстве, создавая богатый художественный мир, имя которому — лирика Пушкина.

Анализ стихотворения «Деревня».

Стихотворение написано в 1819 г., в нем отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1819 г. Пейзане точно воспроизводит окрестности Михайловского: «темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами»:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада…

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма.

Верность Пушкина взглядам просветителей и многих участников декабристского движения отразилась в идее «просвященной монархии», способной преобразить общество:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако, продолжая традицию классицизма XVIII века, произведение отличает преодоление условностей. «Деревня» — это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. Это создает ту реалистическую основу, которая отличала Пушкина от его предшественников. Бесспорное влияние радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», полемика с державинским посланием «Евгению. Жизнь Званская», с его идиллическими картинами сельской жизни, обогатили пушкинскую лирику, дали толчок к новым открытиям.

Гражданственность и свободолюбивый пафос придали особый эмоциональный настрой стихотворению. Все это нашло отражение в композиционном строе и в выборе изобразительных средств.

Композиция «Деревни» не только двухчастная, но и двуплановая. Особенность построения произведения отразилась на его жанровой структуре, в нем сочетаются элегия и сатира. Первая элегическая часть (кончая стихом «В душевной зреют глубине…») была напечатана, а вторая распространялась в списках.

Стихотворение построено на антитезе (противопоставлении), что ярко выражено в начале второй части и подчеркнуто союзом «но»: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает…» С этих строк начинается обличение «барства дикого», которое контрастирует с картинами сельской природы, изображенными в начале.

В произведении, даже в первой части, сильно выражен социальный мотив. «Пустынный уголок», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» поэтом противопоставлен «порочному дворцу Цирцей».

Отстаивая цельность и единство поэтического текста пушкинского стихотворения, Е. А. Маймин пишет: «Вторая часть „Деревни“ и продолжает первую и противостоит ей по мысли и характеру картин. Элегия у Пушкина незаметно переходит в сатиру, сливается с ней. Вторая часть — это элегия, пронизанная высокими гражданскими чувствами, раздумья, родившиеся в „уединении величавом“, и это сатира, которая вызвана к жизни и неповторимо-личным взглядом на вещи, и пафосом общественного, гражданского служения».

Интонационный строй отражает своеобразие композиции и идейного содержания, сочетая в себе раздумья и гневный голос поэта-гражданина. Ораторские интонации подчеркиваются в стихотворении риторическими фигурами:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар…

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

поэзия пушкин лирика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой