Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование информационных отношений в области обработки персональных данных

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важную роль в данной сфере отношений играют и некоторые указы Президента РФ. Можно упомянуть, например, Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609, которым было утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела. В данной сфере российского законодательства действуют и международно-правовые нормы. Россия… Читать ещё >

Правовое регулирование информационных отношений в области обработки персональных данных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основные особенности становления законодательства о персональных данных;
  • • подходы к пониманию условий обработки персональных данных;
  • • сущность и значение конфиденциальности персональных данных;
  • • тенденции формирования правоприменительной и судебной практики в сфере персональных данных;
  • • права субъекта персональных данных и обязанности оператора;

уметь

  • • выделять основные подходы к требованиям законодательства о персональных данных;
  • • определять основные правовые проблемы в сфере защиты персональных данных;
  • • классифицировать направления совершенствования законодательства о персональных данных;

владеть

• понятийным аппаратом в сфере защиты персональных данных.

Становление законодательства о персональных данных

Формирование законодательства об обработке персональных данных — одно из проявлений развития идеи правового государства. Государство должно быть ограничено (или должно само ограничиваться) в сфере информации, имеющей отношение к физическому лицу, к его частной жизни. Конституция РФ провозглашает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23). В то же время государство должно обладать достаточно полной информацией о каждом своем гражданине для выполнения ряда своих важных функций в таких сферах, как здравоохранение, образование, общественный транспорт. И еще государство должно в необходимых случаях защищать информацию об одних граждан от посягательств других.

Как тут найти необходимый баланс?

Ответ на этот вопрос мы можем обнаружить в положениях информационного законодательства, регламентирующих вопросы персональных данных.

Одним из факторов, предопределивших развитие этого законодательства, безусловно, стал научно-технический прогресс, точнее, одно из его проявлений — информационная революция. Развитие компьютерных сетей в 1970 —1980;х гг. обострило проблему защиты сосредоточенных в базах данных сведений о физических лицах. В США Закон «О защите личных данных» был принят в 1980 г. Затем законы, запрещающие несанкционированный доступ к такой информации, стали приниматься в Европе: в 1986 г. — в Австрии, в 1990 г. — в Германии, в 1992 г. — в Венгрии и т. д.

В нашей стране возможность принятия специального закона о персональных данных достаточно широко обсуждалась много лет — в течение 1990;х гг. и позже.

Сторонники данной идеи указывали и на легальный опыт контроля государства и его спецслужб над информацией о гражданах в условиях тоталитарного режима. Предполагая установление определенных ограничений для такого контроля и обеспечение информационных прав граждан. В итоге закон был принят в 2006 г. Вероятно, всех поставленных задач он не решил. Но, во всяком случае, он являет собой первую попытку защитить правовыми средствами информацию о физических лицах и гарантировать некоторые гражданские права в информационной сфере.

Таким образом, главным элементом данного законодательства о персональных данных выступает Закон о персональных данных. Он, в частности, ставит основные условия обработки персональных данных, выделяет среди последних некоторые специальные категории, которые не подлежат обработке. Закон определяет также права субъекта персональных данных.

Достаточно большой массив норм об информации, имеющей отношение к физическому лицу — работнику, содержит ТК РФ. Нормы, устанавливающие правила получения и обработки персональных данных государственных и муниципальных служащих содержатся в федеральных законах «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации». Правила доступа к информации о лицах, участвовавших в судебных процессах, установлены Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Нормы о персональных данных содержатся также в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, регламентирующем обработку информации о лицах, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу России.

В Законе об информации содержатся общие определения информации и конфиденциальной информации.

Нормы, регулирующие различные аспекты отношений, связанных с персональными данными, содержатся и в других федеральных законах.

Важную роль в данной сфере отношений играют и некоторые указы Президента РФ. Можно упомянуть, например, Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609, которым было утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела.

Для решения некоторых вопросов в рамках данной темы, особенно связанных с законодательными пробелами либо правовой неопределенностью норм законов, необходимо учитывать решения Конституционного Суда РФ, в том числе отказные определения. Конституционный Суд, в частности, раскрывал конституционно-правовой смысл нормы закона о конфиденциальности персональных данных.

Большое значение имеют и решения Верховного Суда РФ, а также постановления его Пленума. Например, постановление от 13.12.2012 № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов».

В данной сфере российского законодательства действуют и международно-правовые нормы. Россия в 2015 г. ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. При этом были сделаны следующие заявления:

  • 1) Российская Федерация не будет применять Конвенцию к персональным данным:
    • а) обрабатываемым физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд,
    • б) отнесенным к государственной тайне в порядке, установленном законодательством РФ о государственной тайне;
  • 2) Российская Федерация будет применять Конвенцию к персональным данным, которые не подвергаются автоматизированной обработке, если применение Конвенции соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными без использования средств автоматизации;
  • 3) Российская Федерация оставляет за собой право устанавливать ограничения права субъекта персональных данных на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.

Впрочем, в значительной мере нормы Конвенции воплощены в нормах Закона о персональных данных, действующего с 2006 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой