Электронное учебное пособие как современное средство обучения, направленное на повышение качества знаний учащихся
Задача повышения качества образования для России это актуальная и приоритетная проблема, что нашло отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Система качества должна распространяться не только на конечный, результативный, этап образовательной деятельности, но и на процесс овладения знаниями, умениями и навыками, охватывать все элементы образовательного… Читать ещё >
Электронное учебное пособие как современное средство обучения, направленное на повышение качества знаний учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задача повышения качества образования для России это актуальная и приоритетная проблема, что нашло отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Система качества должна распространяться не только на конечный, результативный, этап образовательной деятельности, но и на процесс овладения знаниями, умениями и навыками, охватывать все элементы образовательного процесса, способствующие достижению этого результата.
В «Управление качеством образования» под.ред. доктора педагогических наук М. М. Поташника предлагается определение, которое и на наш взгляд отражает суть понятия «качество образования»: «Речь пойдет о представлении качества образования как соотношения цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Иначе говоря: образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. При этом никогда не будем забывать, что результаты образования обязательно должны включать в себя и оценки того, какой ценой (ценой каких потерь, затрат) эти результаты достигнуты. Речь идет или об отсутствии, или сведении к минимуму негативных последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в виду достижение не любого хорошего, а именно наивысшего возможного при минимально необходимых затратах сил, энергии, времени и т. п. результата, иначе говоря — речь идет об оптимальных результатах". 10, c.320].
Зададимся вопросом: «Что же школа может делать с качеством образования?» .
- 1. Научиться правильно прогнозировать, проектировать, моделировать те качества (свойства) подготовки выпускника, которые школа предполагает получить «на выходе» образовательного процесса, то есть определять требуемое в будущем качество образования.
- 2. Обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.
- 3. Повышать качество образования, приводя его в соответствие с растущими требованиями внешних заказчиков. Повышение качества образования, появление его новых свойств возможно только через развитие образования (то есть через инновационный процесс).
- 4. Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие требуемым, стандартам. [1,c.346]
Наша работа нацелена на пункт 3- повышать качество образования с использованием таких инновационных средств ИКТ как электронные учебные пособия.
Важнейшим средством повышения качества образовательного процесса является его хорошее научно-методическое обеспечение. Работая над совершенствованием содержания образования, и повышения его качества современные педагоги пришли к выводу, что эффективность деятельности зависит от многих факторов. Среди них важное место занимает умелое владение преподавателями современными образовательными технологиями.
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:
- 1) Качества образовательной программы;
- 2) Качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
- 3) Качества потенциала обучающихся;
- 4) Качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
- 5) Качества образовательных технологий;
- 6) Качества управления образовательными системами и процессами.
Современными средствами повышения качества знаний обучающихся является:
- 1) Современные учебники и учебные пособия, в том числе электронные.
- 2) Использование инновационных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях,
- 3) Использование инновационных методов и технологий.
Использование ИКТ на уроках в школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Благодаря использованию ИКТ на уроках в школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. [3,c.44].
В нашей работе мы рассматриваем использование ЭУП на занятиях как средства повышения качества знаний.
ЭУП — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или при частичном участии учителя осваивать учебный курс или его раздел средствами ИКТ. Базы данных предназначены для хранения различных типов информации: текстовой, графической, справочной, методической, статистической и т. д., которая может быть связана между собой, в результате чего имеется возможность в процессе функционирования баз данных отбирать информацию по определенным критериям, структурировать ее различными способами и т. д.
База знаний может включать в себя базы данных, справочные пособия и энциклопедии, разного рода тексты, графики, иллюстрации, анимационные ролики. В базе знаний имеются возможности для свободного перемещения по базе в произвольном порядке из одного раздела в другой. База знаний содержит подсистему, позволяющую контролировать процесс обучения и управлять им. [6,c.46].
ЭУП были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. ЭУП на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.
В настоящее время наблюдается переход к массовому использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных учебных пособий (ЭУП) в образовательном процессе не только в особых (дистанционных) формах получения образования, но и при традиционном обучении. Формируется специфическая технология обучения — «электронное обучение» (e-learning). Однако психолого-педагогическое обеспечение указанных инноваций запаздывает по отношению к практике. В частности, методология разработки ЭУП базируется на традиционной парадигме обучения, где главный акцент делается зачастую на усвоении как можно большего объема знаний без учета индивидуальных образовательных потребностей и особенностей обучающегося.
Как показывает изучение отечественного педагогического опыта, образовательный потенциал ЭУП, разрабатываемых и предлагаемых для применения как в профессиональной, так и в общеобразовательной школе, используется не полностью. Зачастую ЭУП представляют собой носитель учебной информации, отличный от печатных аналогов лишь своей мультимедийной (иногда только электронной) формой. [2,c.185].
В связи с этим научная проблема заключается в переходе от традиционной (знаниевой) к инновационной (компетентностной) парадигме разработки и применения ЭУП, которые выступают как средство развития информационной компетентности.
Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций: информация технология электронное пособие.
- 1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; поиск путей восполнения пробела в знаниях; разработка стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации, создание на ее основе нового знания;
- 2) компетенции пользования информационными технологиями: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифрового/кассетного диктофона, видеокамеры, проектора); осуществление информационного поиска в Интернете; налаживание общения посредством интернет-технологий. [1,c.68]
Методологию проектирования и использования ЭУП на основе компетентностного подхода можно представить следующим образом:
- · обоснование концепции ЭУП как средства развития информационной компетентности обучающихся (в отличие от традиционного использования ЭУП как мультимедийных аналогов печатных учебных пособий), направленных, в частности, на развитие субъектного опыта самостоятельного получения знаний из информации на основе использования информационных инструментов и компьютерных телекоммуникаций;
- · разработка модели и технологии проектирования ЭУП в рамках компетентностной парадигмы;
- · отбор содержания ЭУП в соответствии с логикой отбора и реализации содержания личностно ориентированного образования:
- 1) систематизация, выделение «базового ядра» информации из той или иной области человеческой (профессиональной) деятельности, подлежащей дидактической трансформации;
- 2) целеполагание, создание целевого проекта;
- 3) трансформация содержания профессиональной деятельности в дидактические объекты. [17,c.242]