Формирование деятельностных способностей учащихся начальной школы
Тема нашей работы: «Формирование исследовательской культуры младших школьников как условие повышения качества образования». Ученики нашей школы вместе со своими учителями постигают азы исследовательской работы, учатся приобретать и осваивать новое. Внедряемые в практику работы школы современные информационные технологии позволяют развивать критическое и творческое мышление. А также формируют… Читать ещё >
Формирование деятельностных способностей учащихся начальной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование деятельностных способностей учащихся начальной школы Дети и современный мир. Сколько разнообразных, противоречивых и быстро меняющихся жизненных ситуаций вскоре предстоит решить этим детям — нашим сегодняшним ученикам!
Сегодня каждого из нас должны волновать три проблемы:
- 1. Как научить детей максимально использовать данные природой способности.
- 2. Воспитать в них полноценную, с позиций общечеловеческих
ценностей, личность с активной гражданской и жизненной позицией.
3. Сохранять и укреплять при этом их физическое и психологическое здоровье.
На современном этапе развития цивилизации передача детям всей суммы знаний, накопленных человечеством, становится невозможным из-за грандиозности самой задачи. Поэтому происходит трансформация самой модели обучения: не передавать знания, а формировать и развивать в детях деятельностные способности, имеющиеся у каждого ученика. Это, в свою очередь, способствует повышению качества образовательного процесса.
Технология деятельностного метода (далее ТДМ) была разработана коллективом авторов под руководством доктора педагогических наук Л. Г. Петерсон как средство реализации принципа непрерывности в курсе математики начальной и средней школы.
Содержание курса раскрывается в учебнике математики Л. Г. Петерсон по программе «Школа 2000…» и приложениях к ней.
ТДМ можно использовать по всем предметам и в других методических комплектах. Проводить уроки следует на системнотехнологическом уровне, неуклонно соблюдая семь дидактических принципов деятельностного метода обучения.
" Надо учиться не содержанию науки, — писал В. Г. Белинский, — а деятельности по её усвоению" .
- 1. Принцип деятельности заключается в особой организации учебного процесса таким образом, что ученик получает знания в результате собственной деятельности.
- 2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми частями (этапами) урока любой целевой направленности на уровне технологии, содержания и методики.
- 3. Принцип минимакса позволяет решить важную проблему дифференцированного обучения. Отбирая содержание к уроку, учебный материал классифицируется по уровню сложности:
- — базовый, реализующий стандарты образования;
- — технологический — уровень повышенной сложности, который позволяет применить знания в нестандартной ситуации;
- — системно-технологический — творческий уровень, в котором ученик сам создаёт способ действия.
- 4. Принцип целостного представления о мире является средством формирования обобщённого представления о мире, о месте каждого человека в нём реализует требования к интеграции наук.
- 5. Принцип вариативности формирует способность к систематическому перебору вариантов и выбору наиболее рационального из них. Таким образом, каждый ученик выбирает индивидуальную траекторию развития.
- 6. Принцип творчества позволяет каждому ребёнку максимально проявлять свои творческие способности в учебной деятельности, добывать личностно-значимые знания.
- 7. Принцип психологической комфортности реализуется в снятии возможных стрессов через идеи педагогики сотрудничества, что позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного обучения: «урок для всех и для каждого». Оценка выполненной работы возможна только в двух формах: деятельностный математика личность общечеловеческий
похвала (отлично! молодец! принято! и т. д.).
после разбора недочётову тебя всё получится! (я буду ждать,. постарайся и т. д.).
Учителям и родителям, всегда надо помнить слова Ярослава Смелякова: Ничему меня не научит То, что тычет, талдычет, жучит…
Технология деятельностного метода, на мой взгляд, уникальна.
Автору удалось объединить методы традиционного и развивающего обучения. Существенным отличием ТДМ является наличие чёткой научно-обоснованной системы дидактических принципов и структуры уроков разной целевой направленности: «открытия» нового знания; рефлексии; обучающего контроля; общеметодологической направленности. Изначально ТДМ была разработана для курса математики, но, освоив её, можно перенести технологию на уроки обучения грамоте, русского языка, окружающего мира.
Универсальный инструмент учительского труда — ТДМ прояснил пути решения триединой профессиональной задачи: достижений высоких результатов труда, совершенствование, развитие и профессиональный рост невозможны без постоянной работы собственной личности над собой. Целеполагание и внутренняя мотивация. Пробное действие и осознание места и причины затруднения (признание самому себе, чего именно я не знаю или не умею делать), план построения выхода из затруднения и отбор средств для реализации этого плана, достижение (или недостижение) предполагаемого результата и следующая за ним рефлексия собственной деятельностивсё это является составляющими ТДМ, это признаки личности, способной к саморазвитию. Это можно и должно формировать в себе и своих учениках.
Где и как формируется деятельность учащихся?
1. Урок любой методологической направленности невозможен без принятия и соблюдения всеми участниками правил коммуникации.
Каким образом уже в раннем школьном возрасте можно формировать у детей коммуникативные способности, без которых жизнь в обществе немыслима? Решение этой задачи состоит из нескольких шагов:
- — системный тренинг способности внимательно слушать и задавать вопросы по содержанию и на понимание услышанного формируют активного слушателя;
- — побуждение ученика к аргументированному высказыванию своего мнения формирует привычку критически мыслить,
- — свободное владение грамотной, с т. з. учебной ситуации, речью формирует способность к публичным выступлениям, умению доказать свою точку зрения в цивилизованном споре.
- — организация работы в группах.
Правила работы в группах формируют дети под руководством учителя.
В группе должен быть ответственный.
Каждый должен работать на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Своё несогласие высказывать вежливо.
Если не понял — переспроси.
Выбираем ответственного, который будет защищать проект от имени группы.
Как покажем готовность? Поднимем руки, соединив их в «замочек» .
После групповой работы и коллективного обсуждения каждого варианта на доске появляется правильный ответ.
2. Участие в экспериментально-исследовательской деятельности и при этом приобретённый опыт позволяет так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ребёнок становился его полноценным субъектомучастником и творцом.
Каждый ученик получает задание для пробного действиязадание., провоцирующее затруднение в индивидуальной деятельности. Каждый самостоятельно находит выход из учебной ситуации и получает собственный результат. Исследовательская работа является эффективным средством формирования деятельности у обучающихся .
С мая 2009 года наша школа является экспериментальной площадкой БИРО.
Тема нашей работы: «Формирование исследовательской культуры младших школьников как условие повышения качества образования». Ученики нашей школы вместе со своими учителями постигают азы исследовательской работы, учатся приобретать и осваивать новое. Внедряемые в практику работы школы современные информационные технологии позволяют развивать критическое и творческое мышление. А также формируют навыки работы с научной, научно-популярной литературой.
В феврале прошлого года в школе прошёл районный семинар на тему нашей экспериментальной работы.
В работе семинара принимала участие старший преподаватель, методист кафедры теории и методики начального образования БИРО Мусина Г. Г., которая является руководителем нашей экспериментальной площадки.
На семинаре наши учащиеся вместе со своими руководителями учителями показали свои первые работы. С презентацией на тему: «Выращивание земляники из семян в домашних условиях» выступила ученица 1-го класса Ишбердина София,(учитель Пержинская И.Ф.), а обучающийся 3-го класса Дейниченко Артём показал презентацию на тему: «Влияние дождевых червей на растения» (учитель Тимофеева Н.А.). Интересна работа обучающейся 4-го класса Хаматдиновой Регины «Мой дедучастник Великой Отечественной войны» (учитель Еникеева А.У.).
Работы наших учеников мы считаем маленькими открытиями, которые могут стать началом гениальных. Именно они вселяют в человека веру в свои силы и возможности.
В своём классе я использую особую форму исследовательской деятельности — семейные проекты. Активно привлекаю к работе над проектами родителей детей. Руковожу работой в различных предметных областях (ботаника, история, география). Стремлюсь системно организовывать исследовательскую деятельность обучающихся, готовлю их к представлению работ на семинарах, конкурсах. Обучающаяся моего класса Ишбердина София второй год работает над темой «Выращивание земляники в домашних условиях», а Дончик Серафим начал работу по теме «Живая вода России» .
Применяя данную методику, особое внимание уделяем сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
В рамках технологии деятельностного метода меняется статус ошибки. Теперь ошибка — не обвинение в незнании, а констатация факта отсутствия конкретного знания или способа действия. Не повод для обвинения в лени и нерадивости, а «точка роста», область знаний, которая нуждается в дополнительном изучении. При создании благоприятного психологического климата — это основа для формирования волевой сферы личности, внутренней мотивации «надо» .
Настойчивость, целеустремлённость, отсутствие страха перед чем-то новым, неизведанным дают прочную опору для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.