Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Адвокатура. 
Теория государства и права: функции государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Появление таких государственных образований связывается с тем, что процесс создания институтов гражданского общества в нашем государстве шел «сверху» ввиду отсутствия самоопределения свободных, экономически самостоятельных личностей. Поэтому он нуждался в государственной поддержке и даже (на первых порах) контроле. Более того с учетом конкретных политических и социально-экономических реалий Л. Ю… Читать ещё >

Адвокатура. Теория государства и права: функции государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Адвокатура является одним из основных институтов гражданского общества[1]. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвокатура осуществляет публично-правовые функции во взаимодействии с другими институтами гражданского общества, тем самым содействуя отправлению правосудия, соблюдению законности, уважению к правам, чести и достоинству людей и реализуя публично-правовые интересы многонационального российского гражданского общества[2].

Наряду с адвокатурой в сфере оказания квалифицированной юридической помощи также задействованы участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи, формируемые на добровольных началах: юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи[3].

Нотариат.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462−1) (далее — Основы) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе или занимающимися частной практикой, предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Основная функция нотариата — обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц (ст. 1 Основ). В литературе эту функцию иногда именуют правоохранительной[4]. В качестве составных частей правоохранительной функции нотариата И. Г. Черемных рассмотрел правоустанавливающую и юрисдикционную функции[5]. Вместе с тем нотариат также выполняет функцию превентивного правосудия[6], суть которой заключается в закреплении нотариусом в специальной юридической форме содержания правоотношений, что позволяет исключить возникновение спора о правах и обязанностях участников гражданского оборота, а, следовательно, необходимость обращения в суд.

Важной стороной деятельности частных нотариусов является самостоятельное финансирование. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Основ источником финансирования деятельности частного нотариуса являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Эта особенность деятельности частных нотариусов (наряду с иными детерминантами) позволяет относить нотариат латинского типа к институтам гражданского общества.

Рассмотрение политических партий в качестве институтов гражданского общества следует подвергнуть сомнению. На наш взгляд, политические партии, которые в результате борьбы за власть получают представительство в парламенте государства, практически полностью теряют связь с гражданским обществом. Они, как точно отметила О. И. Цыбулевская, занимают маргинальное положение, переплетаясь с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом[7]. В одном из политологических исследований институтов гражданского общества было также отмечено, что «…государство начинает контролировать партийную деятельность, используя политические партии для политической институционализации гражданских инициатив… политические партии становятся все более зависимыми от государства, теряют свою самостоятельность и общественный характер»[8]. Поэтому политические партии скорее «…играют роль посредников между гражданским обществом и государством»[9].

В социально-экономической и культурной сферах можно выделить следующие институты гражданского общества, которые, как будет показано ниже, принимают активное участие в процессе осуществления функций государственных органов: некоммерческие организации (общественные фонды, социально ориентированные некоммерческие организации, саморегулируемые организации и др.), профессиональные объединения работников (профсоюзы) и объединения работодателей, общественные объединения, а также коммерческие организации, оказывающие публичные услуги.

Следующим звеном механизма взаимодействия государства и гражданского общества являются государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества.

Под государственными образованиями, содействующими формированию институтов гражданского общества будем понимать образуемые органами государственной власти путем принятия специальных нормативных правовых актов об их создании (как правило, федеральных законов и указов Президента) органы (советы, комиссии, комитеты и т. д.), призванные способствовать реализации, охране и защите прав и свобод человека и гражданина путем диалога с создавшим их государственным органом[10].

Появление таких государственных образований связывается с тем, что процесс создания институтов гражданского общества в нашем государстве шел «сверху» ввиду отсутствия самоопределения свободных, экономически самостоятельных личностей[11]. Поэтому он нуждался в государственной поддержке и даже (на первых порах) контроле[12]. Более того с учетом конкретных политических и социально-экономических реалий Л. Ю. Грудцыной была обоснована идея о невозможности существования и развития в Российской Федерации институтов гражданского общества без целенаправленной государственной поддержки[13].

Рассмотрим подробнее созданные в Российской Федерации государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества.

  • [1] См.: Ануфриев Д. В. Адвокатура как институт гражданского обществав многонациональной России: дис… канд. юрид. наук. М., 2005. С. 195; Анисимов В. Ф., Акинина Н. Ю. Роль адвокатского сообщества в реализации правграждан на бесплатную юридическую помощь // Адвокатская практика. 2013.№ 3. С. 3.; Гриб В. В. Адвокатура как институт гражданского общества // Адвокатская практика. 2010. № 6. С. 21.
  • [2] Ануфриев Д. В. Адвокатура как институт гражданского общества в многонациональной России: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 4, 174.
  • [3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 263.
  • [4] См.: Черемных И. Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее / И. Г. Черемных; под ред. Г. Г. Черемных. М: ОКТБ, 1999. С. 97—101;Зацепина С. А. Нотариат в системе гражданской юрисдикции: монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. С. 53.
  • [5] Черемных И. Г. Российский нотариат… С. 97—101.
  • [6] Там же. С. 112.
  • [7] Цыбулевская О. И. Государство и гражданское общество: методологический аспект взаимодействия // Ответственность власти перед гражданскимобществом: механизмы контроля и взаимодействия: сборник научных статей. Саратов: Изд-во Поволж. ин-та управ, им. П. А. Столыпина, 2014. С. 22.
  • [8] Журавель В. Н. Институционализация гражданского общества в современной России как политическая проблема: дис. … канд. полит, наук. М., 2005. С. 91.
  • [9] Воржецов А. Г., Ханнанова И. Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной Росси. Казань: Изд-во Казан, гос. технолог, ун-та, 2008. С. 137.
  • [10] Грудцына Л. Ю. Государство и гражданское общество. М.: ЮРКОМ-ПАНИ, 2010. С. 188.
  • [11] В литературе, в частности, было отмечено, что в России изначальноотсутствовали основания гражданского общества, ибо ни в крестьянскойобщине, ни в городских поселениях не было должного уровня свободной воли, а стало быть, не было и согласованной воли, обеспечивающей гражданскоеобщество в его становлении и развитии. См.: Гражданское общество: истокии современность / науч. ред. И. И. Кальной, И. Н. Лопушанский. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2006. С. 42.
  • [12] Грудцына Л. Ю. Указ. соч. С. 185—186.
  • [13] Там же. С. 11.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой