Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Законодательство об административных правонарушениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом же нужно исходить из того, что административное законодательство расширило представления о роли личности в событии, регулируемом правом, и если пока избегает конкретизации условий, при которых необходимо использование психологических знаний, то и не препятствует их привлечению органом, на который возложено решение по существу. Законодательство об административных правонарушениях также… Читать ещё >

Законодательство об административных правонарушениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законодательство об административных правонарушениях также использует понятие «личность» для характеристики индивидуума, хотя и не столь детально, как уголовное[1].

Общие правила назначения административного наказания, отраженные в ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, определяют концептуальные положения для назначения мер административной ответственности. В частности, указано, что административное наказание должно быть справедливым, соответствовать характеру самого правонарушения, обстоятельствам его совершения, имущественному положению, личности виновного. Органу, рассматривающему дело об административном правонарушении, дается возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, поскольку большинство санкций формулируются либо как альтернативные, либо как относительно определенные. Для правильного выбора и размера наказания большое значение имеют данные, характеризующие человека.

В ряде случаев выбор вида наказания может быть обусловлен полом, возрастом и состоянием здоровья нарушителя. Например, административный арест не может применяться к женщинам, которые беременны или имеют детей до 14-летнего возраста, лицам, не достигшим восемнадцати лет, инвалидам первой и второй группы. В отдельных случаях, когда правонарушение было следствием сильного душевного волнения или стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств, судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело, квалифицируют их как обстоятельства, смягчающие ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ). Для подтверждения их наличия в составе административного проступка требуется экспертиза (ст. 26.1 КоАП).

Тем самым при оценке личности правонарушителя возникает непростой как в теоретическом, так и в практическом плане вопрос, а что вообще следует понимать под личностью субъекта административного правонарушения, какие обстоятельства следует учитывать при столь расплывчатых формулировках? Пока что более или менее проступают две категории: возраст и вменяемость. Возраст обозначен хронологически — достижение шестнадцати лет. «Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и, в первую очередь, уточнить его возраст». К сожалению, освобождение от ответственности в связи с невозможностью в полной мере осознавать фактический характер и социальные последствия своих действий, как это установлено уголовным законом, здесь не предусмотрено. Законодатель лишь рекомендует учитывать субъективные особенности, свидетельствующие об оценке содеянного, глубине раскаяния, гражданских качествах и асоциальных наклонностях: невменяемость идентична в своих критериях уголовному законодательству. От ответственности освобождаются люди, не способные «осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики» (ст. 2.8 КоАП). По факту невменяемости производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

Статья 111 Налогового кодекса РФ исключает применение санкций к невменяемым лицам, причем обстоятельством, препятствующим человеку отдавать себе отчет в своих действиях, может быть не только психическое расстройство, но иное (соматическое) недомогание. Здесь нужно иметь в виду одну особенность процедуры доказывания, что ставит специалиста, который дает соответствующее заключение, в довольно своеобразное положение. «Указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение». Таким образом, бремя доказывания невменяемости (невиновности) возложено на самого человека, тогда как в публичном праве это всегда возлагается на правоприменительный орган[2].

В целом же нужно исходить из того, что административное законодательство расширило представления о роли личности в событии, регулируемом правом, и если пока избегает конкретизации условий, при которых необходимо использование психологических знаний, то и не препятствует их привлечению органом, на который возложено решение по существу.

  • [1] Раздел подготовлен совместно с А. А. Ахмадулиной.
  • [2] Орлов И. А. Невменяемость как освобождение от административнойответственности // Юрист. 2003. № 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой