Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование занимательного материала на уроках познания мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве примеров рассмотрим несколько видов заданий, которые могут быть использованы на уроках познания мира, на этапе проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания можно организовать, используя анкету. Эта работа позволяет за несколько минут выяснить уровень усвоения материала учащихся всего класса. Основные требования к вопросам анкеты. Краткость формулировки, конкретность… Читать ещё >

Использование занимательного материала на уроках познания мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигаются на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей.

К.Д. Ушинский указывал, что на первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью либо в своем содержании, либо в своей форме. Но он же предупреждал учителей о том, что злоупотребление занимательностью развращает учеников. Поэтому все должно быть использовано в меру.

Игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

На уроках естествознания учитель использует игры, загадки, шарады, викторины и т. д. в зависимости от цели урока, его содержания, знаний учащихся, применяемых методов и приемов обучения.

Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников [9, 102].

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование мышления речи, развивается любознательность.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, развивает умения анализировать, устанавливать связь, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Так же воспитывается логика мысли, развивается правильная речь и воображение.

Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники проводят сравнение, классификацию и др.

Изучение окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому.

Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, понимать самого себя и управлять своим поведением.

Важным элементом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают истины о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о том, что нужно бережно и разумно к ней относится.

Разнообразие, яркость предметов окружающего мира влияет на устойчивость эмоциональных впечатлений.

Взаимосвязь эмоций и познания становится условным развитием эстетических чувств.

Задача учителя как раз состоит в том, чтобы поддержать эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса. На уроках окружающего мира я использую разнообразный занимательный дидактический материал. Поэтому занимательные упражнения связываю с темой конкретного урока и направляю на достижение поставленной цели. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление детей.

Использование на уроках познания мира различные формы занимательных упражнений: ребусы, кроссворды, викторины, загадки (Приложение 2).

Например, при изучении темы «Животные и растения леса» использование кроссворда, вопросы к которому составлены в виде загадок:

Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы ;

Уши больше головы? (Заяц) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) По веткам скачет, Да не птица, Рыжая, да не лисица. (Белка) Думал кошка, Крикнул: Брысь!

Оказалось — это … (Рысь) Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, Кур в деревне крадёт. (Лиса) Кроме того, включая в ход урока игру-викторину «Кто здесь лишний?» (Лиса, заяц, медведь белка, горный баран) — иллюстрации животных.

По этой же теме использование кроссворда с рисунками: по изображению листьев ученики определяют название растений (береза, липа, клен, рябина, дуб).

В качестве примеров рассмотрим несколько видов заданий, которые могут быть использованы на уроках познания мира, на этапе проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания можно организовать, используя анкету. Эта работа позволяет за несколько минут выяснить уровень усвоения материала учащихся всего класса. Основные требования к вопросам анкеты. Краткость формулировки, конкретность, доступность для понимания. Например, анкета для проверки задания по теме «Растения поля» .

  • 1. Пшеница, просо, ячмень, овес — эти культуры мы называем…
  • 2. Главная зерновая культура (подчеркни) — рожь, пшеница, овес, ячмень.
  • 3. Овсюк, пырей, вьюнок — это…
  • 4. Почему на поле живет мало зверей? (Выбери главное и подчеркни). Мало пищи. Много врагов. Открытая местность.
  • 5. Первая группа: сова, канюк. Вторая группа: суслик, хомяк, полевка, полевая мышь. По какому признаку сделано деление на группы?

Такая анкета готовится заранее для учащихся. Это задание требует не просто перечисления фактов, а работы мысли, сообразительности. Для более сильных учеников дано здание творческого характера: дома самим приготовить вопросы для анкеты.

Цель следующего задания — расширение кругозора, развитие памяти, речи. Задание имеет несколько вариантов. Заранее готовится карточка для домашней подготовки. В карточке следующие данные (исходя из темы «Животный мир лесной зоны»).

Бурый медведь весит 1.5−2 центнера, прекрасно плавает, хорошо лазает по деревьям, очень острый слух и обоняние, близорук, своеобразно питается, в его рацион входят трава, орехи, ягоды, желуди, лось, кабан, может съесть за сутки 20−30 кг мяса, за осень сильно жиреет (до 100 кг), конец ноября, вторая половина марта-зимний сон, медвежата рождаются в феврале, вес новорожденного 600 гр., отношение человека к этому животному не всегда разумное, в Дании и Англии медведей уже нет, в нашей стране живет 2/3 от числа этих животных на земном шаре.

Прочитав материал учебника и дополнительные данные по такой карточке, ученик пересказывает в классе то, что запомнил.

Второй вариант работы — для сильного ученика. Карточка ученику дается за 3−4 минуты перед опросом на уроке. За это время он должен познакомиться с этими данными и, дополнив их тем, что знает сам, рассказать. Ученик не просто пересказывает факты в таком виде, как они даны на карточке, а формулирует в виде полных предложений, составляя интересный по содержанию рассказ.

Третий вариант работы. Во время объяснения нового материала я делаю на доске новые пометки, и к концу рассказа на доске появляется запись данных с этой карточки. Запись можно называть кратким конспектом моего рассказа. Затем учащиеся переписывают этот краткий конспект, в свою рабочую тетрадь и пользуются им при подковке домашнего задания.

Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интересна ученику. Пример такого вида заданий можно называть природоведческим журналом.

Описывается кратко животное или растение. Ученик должен узнать о ком идет речь, записав ответ в тетради. При изучении темы «Животные леса» использую такой материал для диктанта.

Пример: — это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные черные кисточки. (Рысь) и др.

В ходе получения ответа от учеников показывается карточка с ответом.

Рысь Так же на уроках окружающего мира использую карточки пред проверкой домашнего задания. Это позволяет ученикам сосредоточиться на конкретных вопросах и служит планом их ответа.

Пример: Тема «Животные и растения леса» .

Чье это меню? Расскажи об этом животном (трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед) Тема «В тундре» .

Что лишнее? Объясни почему? (карликовая береза, тополь, полярная ива, морошка, пушица, мох, ягель) Викторины чаще всего проводят устно, что экономит время и позволяет сразу выявить победителей. Вопросы задают всем участникам викторины или же учащихся разбивают на группы, команды, которые соревнуются между собой.

Вот фрагмент одного из занятий «Растения в загадках», проведенного во II классе. Подготовка к этой части занятия состояла в том, что учащиеся должны были собрать как можно больше загадок о растениях, найти рисунок отгадки или приготовить гербарий. Учительница пояснила, что загадки можно найти в книгах, детских журналах, календарях, спросить у старших.

На занятиях работа с загадками проводилась так.

Загадывающий выходил к столу, читал или говорил свою загадку.

Иногда загадку повторял, если ее сразу не отгадывали. Все пояснения делал загадавший ее. На обозрение класса выставлялся рисунок, гербарий, открытка отгадки.

Отгадавший загадку, правильно и точно пояснивший ее смысл получал право загадать свою загадку.

Такая работа приучает детей к умению вникать в содержание загадки, выделять все указанные свойства и признаки загаданного предмета.

Популярны у детей рифмованные загадки о явлениях природы, растениях, животных. Вот некоторые из них.

Он всюду — в поле и в саду, Но в дом не попадет.

Но никуда я не иду, Покуда он идет.

(Дождь) Мухи белью летели, На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух, Что летают словно пух.

(Снежинки) Телятин гладки Привязаны к грядке.

(Огурцы) Растет зеленый кустик, Дотронешься — укусит.

(Крапива) Природоведческий материал дает широкие возможности для использования его при составлении задач. Ребёнок сам видит, какое значение имеет животное или растение для человека. Что очень важно сейчас, когда люди активно вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические связи в животном мире, когда всем нам грозит экологическая катастрофа.

Пример: Ласка убивает за год до 2000 мышей и полевок. Сколько мышей уничтожит зверек за месяц? Посчитай, сколько зерна сохранит зверек за год, если известно, что одна мышь уничтожает за год 12 кг отборного зерна.

Чувство удивления, которое возникает у ребят при решении таких задач — начало к работе мысли, это очень важно.

Большой интерес на уроках вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал помогает не только в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом. Но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным и сохранять их.

Использую такой материал на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении. (Н. Сладков «Вести из леса» при изучении тем о временах года).

Например: Тема урока «Звери осенью» .

Разобрать с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливается основной фактор. Который повлиял на эти изменения. Этот фактор-температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных. Как готовятся зверёк зиме? Послушай, как рассказали животные.

Карточка «Белка и лесная мышь» .

Видали? Видали? Я гриб на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает…

Ах, злодейка!

Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!

Какие звери на зиму запасают корм?

По рассказам Н. Сладкова, Э. Шима дети с удовольствием готовят инсценировки [10].

Тема урока «Транспорт» .

Использовать в ходе урока карточки с изображением транспорта. Разделив класс на две группы и предложить ученикам одной группы нарисовать транспортные средства, которые есть в городе, а второй группе транспорт который есть в деревне. После выполнения задания рассмотреть различия нарисованных машин и совместно сделать выводы.

Познание мира невозможно без установления связей и отношений, которые существуют в нем. Это относится и к связям экологическим. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Раскрытие экологических связей повышает интерес учащихся к предмету. Например, деревья, изменяя освещенность. Влажность, температуру воздуха под пологом леса создают определённые условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других.

Но не в полной мере будут развиваться познавательные интересы у детей, если задание будет давать только учитель.

Поэтому предлагается детям самостоятельно подготовить загадки или интересные вопросы, рассказы к этой или иной теме.

Таким образом, использование занимательного материала в виде загадок, ребусов, картинок, кроссвордов вовлекает учащихся в образовательный процесс, помогает лучше и быстрее запоминать изученный материал и развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой