Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современное образование в развитых странах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях модернизации сопровождающих профессиональных школ — важнейшего элемента двойной системы профессионального обучения, в ФРГ осуществляется «Инвестиционная программа для будущего профессиональных школ», инициированная Комиссией федерального центра и земель по планированию образования и развитию научных исследований. В рамках данной программы выделяются значительные средства (около… Читать ещё >

Современное образование в развитых странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система образования Германии

образование система перспектива Данная система образования является одной из старейших в мире. Многовековые университетские традиции успешно сочетаются в ней с новейшими направлениями в обучении. Возможно, именно эти особенности делают Германию столь привлекательной для студентов из-за рубежа: по некоторым подсчетам обучение здесь проходят более ста пятидесяти тысяч иностранцев. И получение образования в Германии для русских студентов перестало быть чем-то недостижимым.

В немецкой системе образования существует традиционное деление на начальную, среднюю и высшую образовательные ступени. Школьный уровень является всеобщим и бесплатным; несмотря на это помимо государственных образовательных учреждений в стране действует большое количество частных школ и университетов. В том числе, стоит пройти курсы немецкого в Германии в центре при ВУЗе — это отлично помогает правильно подготовиться к вступительным экзаменам в местное учебное заведение.

Начальная ступень

В шестилетнем возрасте дети начинают школьное обучение, которое на данном этапе включает в себя чтение, письмо и некоторые другие предметы. Грандскул — аналог российской начальной школы; сюда поступают в возрасте 6 лет и учатся до 10 в некоторых областях (Берлин, Бранденбург) — до 12. Начальная школа делится на 4 класса каждый длительностью в год, на обучение выделяется по 20−30 часов каждую неделю. На этом этапе ученики осваивают базовые предметы, необходимые для дальнейшего обучения — чтение, письмо, основы природоведения.

Среднее образование

Немецкую среднюю школу дети поступают в возрасте 10 лет и учатся вплоть до 19. После завершения обучения в начальной школе детей разделяют в зависимости от склонностей и способностей.

Средние школы Германии подразделяются на несколько типов:

Гауптшуле

Основная ступень средней школы, занимающая от 5 до 6 лет. Учебная нагрузка — около 30 часов в неделю. После успешного завершения ученики получают возможность поступить в профессиональное техническое училище или устроиться на работу. Прохождение этой ступени чаще всего связано с подготовкой к трудовой деятельности, не требующей высокой квалификации.

Реалшуле

" Реальная школа" предназначена для тех, кто показал средний балл при распределении после начальной ступени; обучение здесь занимает 6 лет. Завершение программы обучения дает возможность устроиться на более престижную работу, а при наличии высокого выпускного балла — перейти в гимназию (сразу в старшие классы) и впоследствии поступить в университет.

Гимназия

Обучение в гимназии длится от 8 до 9 лет и включает в себя изучение иностранных языков, литературы и искусства, общественных наук, наук естественно-научного цикла, техники, математики. На этом этапе происходит специализация учащихся. Те, кто планирует впоследствии поступить в университет, чтобы получить немецкое образование, остаются здесь вплоть до тринадцатого класса и получают статус абитуриентов. По его завершении ученики сдают выпускные экзамены по всем основным предметам; на немецком этот экзамен называется Abitur. Аналогичное название носит и аттестат зрелости, который выдается по успешном завершении курса, который соответствует диплому A-Level, принятому в Великобритании и российскому свидетельству о полном среднем образовании. При этом уровень подготовки в последних двух классах немецких гимназий необычайно высок: по классификации ЮНЕСКО он соответствует тому уровню подготовки, который характерен для учащихся 1 и 2 курса в странах с 10−11 летней системой высшего образования.

Частные школы Германии

Обучение в частной немецкой школе (Freie Schulen) представляет большой интерес для тех, кто собирается получить диплом Abitur. Только в частной школе есть возможность сделать это, не имея российского аттестата о среднем образовании.

Высшее образование

Все высшие учебные заведения Германии разделяются на несколько основных типов: университеты, специализированные институты, высшие музыкальные школы и школы искусств, вузы, изучающие прикладные науки и академии.

Университеты

Обучение в университете проходит в два этапа. Обучение на начальной ступени длится от трех до четырех триместров и, при условии успешного завершения, дает право на получение степени лиценциата. На следующем этапе студенты получают возможность стать магистрами или специалистами — однако для этого потребуется уже больше времени — от четырех до шести семестров. Завершающим этапом университетского обучения является написание выпускной квалификационной работы.

Высшие школы

Школа прикладных наук — кратчайший путь к получению высшего образования в Германии. Обучение в высшей школе длится от трех до четырех лет и дает возможность получить знания по одной из наиболее популярных специальностей (сельское хозяйство, менеджмент и экономика, компьютерные технологии и др.). При успешном завершении курса учащемуся присваивается степень Дипломград.

Профессиональные академии

Главное отличие профессиональных академий от предыдущих двух типов учебных заведений — ориентация на получение практических навыков. Учащиеся сочетают академический процесс с прохождением стажировки и практических занятий непосредственно на производстве в соответствии с выбранной специальностью. Сочетание обучения и труда позволяет профессиональным академиям по окончанию программы выпускать всесторонне подготовленных специалистов. Длительность обучения — три года, разделенные на шесть семестров, два года основного обучения + год продвинутого.

Реформа образования в Германии

В последние два десятилетия образовательные реформы в Германии касались прежде всего совершенствования трёхчленной системы просвещения на среднем уровне. Существующая система характеризуется чётким разделением общеобразовательного и профессионального обучения. Это во многих случаях усложняет ученикам изменить направление образования и сужает возможности выбора. В это время предпринимались попытки интегрирования высших классов средних школ и разработки новых программ обучения (введения новых предметов, таких как изучение окружающей среды, подготовка к практической жизни, о равенстве полов). В рамках модернизации образования осуществлялся постепенный переход к новым методам обучения.

Среди новых целей модернизации системы школьного образования в Германии можно выделить: доступность образования, особенно на высшем уровне; демократизация школы, выражающаяся в участии широкой общественности в решениях выбора форм образования; гуманизация учебно-воспитательной работы в целях повышения мотивации обучения, преодоления стрессов у учеников. В образовательной системе Германии наблюдается тенденция к росту автономии школы разных ступеней и типов, а также тенденция к созданию условий развития конкуренции в сфере школьных услуг.

Чётко прослеживается тенденция сглаживания барьеров для интеграции в общеевропейскую систему образования. Поэтому признаются новые требования, связанные с рассмотрением и изучением глобальных проблем, наблюдаемых в масштабах государства, континента и всего мира. Формируется основа для школы будущего, где принимаются во внимание демографические факторы, общественные факторы (рост уровня образовательных потребностей, необходимость в непрерывном образовании), применяются новые технологии обучения. Школа будущего — это учреждение, содействующее всестороннему развитию детей и молодёжи, развивающее способности и таланты, формирующее творческую деятельность, высвобождающее инициативу, побуждающее всестороннюю активность воспитанников.

Обновлённые цели школы направлены в первую очередь:

на человека, ориентированного на европейскую гуманистическую традицию; воспитание на основе признания ценностей свободы, терпимости, индивидуальности и ответственности; организацию условий для формирования самостоятельного мышления и деятельности; формирование ответственности;

на развитие готовности к общественной деятельности, к общественному участию, к уважению прав других людей, к соблюдению права; признанию демократии и свободы, мира как основополагающей ценности; развитие стремления к успеху; учёт и развитие индивидуальных способностей и увлечений каждого ученика.

В ходе модернизации системы образования были ликвидированы общеобразовательные и политехнические средние и расширенные средние школы, на смену им были введены разные школы с разнообразными структурными и программными концепциями. Взамен исследовательских учреждений и институтов подготовки педагогов создана широкая сеть высших школ.

Анализ проведённых реформ показывает, что изменения имеют в основном организационный характер и в меньшей степени касаются общепедагогических вопросов. Школьная система в Германии гарантирует равенство образовательных возможностей, одновременно опирается на единую правовую базу и контролируется как государством, так и обществом. Эта система модернизирует и приспособляет существующие структуры, при этом принимаются во внимание разнообразные инновационные формы.

Правовой базой системы профессионального образования в Германии выступают государственный образовательный стандарт и квалификационные требования. Государственное регулирование профессионального образования опирается на Основной закон (Конституцию) ФРГ, Закон о профессиональном образовании (1969), Закон о развитии профессионального образования (1981), Положение о ремесленном профессиональном образовании (1965), Закон об охране труда молодёжи (1965), Договор о профессиональном обучении.

Основной целью федерального правительства является предоставление для молодёжи возможностей долговременной занятости через начальное и непрерывное профессиональное образование. Профессиональное образование рассматривается как основа для профессиональной и географической мобильности, в том числе внутри рынка труда объединенной Европы.

Важнейшими задачами в этой связи становятся: подготовка учащихся к непрерывному профессиональному образованию — формирование готовности учиться, в частности через обучение в школе и начальную профессиональную подготовку; развитие способностей к самостоятельной работе, творчества, организационных и коммуникативных компетенций.

Была принята Программа неотложных действий по сокращению молодежной безработицы: профессиональное обучение, квалификация и занятость молодых людей, в рамках программы более 400 тыс. молодым людям была предоставлена возможность получить рабочее место или место обучения в двойной системе образования. Действует Рабочая группа по начальному и непрерывному образованию и профессиональной подготовке, которая провела более девяти сессий. На сессиях обсуждались вопросы модернизации начального профессионального образования, усиления его мобильности, предоставления дополнительных возможностей в сфере получения квалификации для молодых людей и др.

Утверждена резолюция о модернизации двойной системы образования, ключевой идеей которой остаётся необходимость предоставления широкой базовой профессиональной подготовки в течение первого года обучения; расширение круга официально признанных профессий; развитие непрерывного профессионального образования. На Германском форуме образования, на котором присутствовали представители федерации и земель, была отмечена необходимость дальнейшего усиления допрофессиональной подготовки учащихся школ, совершенствования системы непрерывного профессионального образования, развитие преемственности на всех его этапах и т. д.

Принятый 10 декабря 2001 года Федеральный закон о реформировании инструментов политики рынка труда имеет важнейшее значение для модернизации системы профессиональной ориентации и консультирования ФРГ. В законе, в частности, отмечается, что необходима подготовка учащихся к планированию и развитию профессиональной карьеры, в первую очередь через базовые предметы основной школы, до их перехода на обучение в двойную систему образования.

В целях модернизации сопровождающих профессиональных школ — важнейшего элемента двойной системы профессионального обучения, в ФРГ осуществляется «Инвестиционная программа для будущего профессиональных школ», инициированная Комиссией федерального центра и земель по планированию образования и развитию научных исследований. В рамках данной программы выделяются значительные средства (около 130 млн евро) на внедрение новых технологий в профессиональные школы. Параллельно, начиная с 2001 года, осуществляется пилотная программа «Инновационное дополнительное образование для учителей профессиональных учебных заведений», направленная на переподготовку преподавателей по новым педагогическим технологиям и методике обучения.

В целях развития системы непрерывного профессионального образования в ФРГ, начиная с 21 февраля 2000 года, реализуется федеральная программа «Инновации и обучение — развитие возможностей профессиональной карьеры в течение всей жизни». Программой предусмотрено развитие различных форм переобучения и повышения квалификации.

«Обучение на протяжении всей жизни для всех» — программа мероприятий федерального министерства образования и науки, реализуется с конца 2000 года. В рамках программы осуществляются исследования, оценивание федерального правительства в области непрерывного образования в целях определения приоритетов дальнейшего финансирования. Подпрограммами являются, например, «Учебные регионы — поддержка сетевой деятельности»; «Культура обучения для развития профессиональных компетенций». Первая подпрограмма направлена на развитие обучения через создание и распространение компьютерных сетей, которые объединяют сферу среднего, высшего и последующего образования, службы занятости, социальной поддержки населения и т. д. Основными направлениями являются исследования в области организации самостоятельного, самомотивированного непрерывного образования молодёжи и взрослых, основанного на рефлексии и помогающего «найти себя» в мире занятости.

Ещё один проект министерства образования и науки «Связи с общественностью и маркетинговая стратегия для демографических изменений» направлен на расширение связей между предприятиями различных бизнесструктур, представителями бизнессообщества для принятия конкретных мер в связи с трудоустройством и переподготовкой старшего поколения.

В системе подготовки к деятельности в ФРГ обеспечение равных возможностей для молодёжи также играет существенную роль. В последние годы был принят ряд правительственных документов, направленных на реализацию пилотных программ, в целях поддержки молодёжи группы риска, молодых мигрантов, лиц с ограниченными возможностями. В рамках рекомендаций, принятых Центральным комитетом Федерального института профессионального образования, учащимся, обучавшимся по сокращённым и облегчённым программам допрофессиональной и профессиональной подготовки, мог выдаваться «сертификат о профессиональной квалификации», который впоследствии давал право на участие в сдаче заключительною квалификационного экзамена в рамках двойной системы.

Программа «Формирование профессиональных компетенций — профессиональная квалификация для целевых групп, нуждающихся в особой поддержке» была инициирована федеральным министерством образования и науки в 2001 году и направлена на реализацию двух целей. Первая связана с поддержкой лиц с ограниченными возможностями через разработку и апробацию согласованной структуры интеграции подростков в профессиональную деятельность. Вторая цель связана с созданием условий для обучения молодых мигрантов, в частности, их вовлечения в профессиональную подготовку, что позволило облегчить адаптационные процессы, связанные с интеграцией в жизнь новой страны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой