Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование исследовательских компетенций — цель, средство и результат исследовательской деятельности студентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Действительно, в основе определения этапов исследовательской работы лежат инвариантные фазы интеллектуальной деятельности вообще. Профессор А. А. Леонтьев считает, что каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей, или фаз. Первая фаза — это ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий. Вторая — фаза исполнения или осуществления намеченного плана. И, наконец, третья — сличение… Читать ещё >

Формирование исследовательских компетенций — цель, средство и результат исследовательской деятельности студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование исследовательских компетенций — цель, средство и результат исследовательской деятельности студентов

" Сегодня чаемое бедных заключается не столько в недостатке денег, сколько в недостатке знания и умения, которые дали бы им возможность выбраться из унизительной подчиненности". (Иоанн Павел II (1920;2005), Римский папа).

Говоря об исследовательской деятельности как основном инструменте развития исследовательских компетенций студентов, хочется подчеркнуть, что очень многое в этой деятельности зависти от самого студента. Да, исследовательская работа рукотворна, она не может возникнуть до опыта, она зарождается и совершенствуется только благодаря деятельности самого студента. И только неоднократное применение инструктивных знаний и общеучебных умений в исследовательских работах позволят превратить их в действительно совершенный инструмент познания. Об этом писал Жан-Жак Руссо: «Кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое» .

Доктор пед. наук М. А. Зиганов часто повторяет, что этапы исследовательской деятельности не нужно придумывать. Они — суть реальных работ, которые выполняют ежедневно миллионы людей: политики и домохозяйки, бизнесмены и уборщицы, великие продюсеры кино и руководители школьных мини-театров.

Условно все этапы он объединяет в группы:

  • 1. Инициация идея автором идеи + Создание рабочих групп + Определение конечного продукта исследовательской работы + Планирование + Изучение опыта других + Изучение информации + Обсуждение и принятие решения о выполнении исследовательской работы
  • 2. Выполнение исследовательской работы + Подведение итогов.

Действительно, в основе определения этапов исследовательской работы лежат инвариантные фазы интеллектуальной деятельности вообще. Профессор А. А. Леонтьев считает, что каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей, или фаз. Первая фаза — это ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий. Вторая — фаза исполнения или осуществления намеченного плана. И, наконец, третья — сличение получившегося результата с поставленной целью. «Как легко видеть, у человека первая и вторая фазы интеллектуального акта — не говоря уже о третьей — очень четко отделены друг от друга. Человек сначала рассматривает наличные возможности, составляет план действий, а уже затем этот план осуществляет» .

Действительно, исследовательская работа как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, однако требует корректного соблюдения логики и принципов исследовательской деятельности. В связи с этим невозможно разработать универсальные и в то же время конкретные рекомендации для проведения любой исследовательской работы, они должны носить скорее рамочный характер. Возможно определение каких-то общих методологических подходов к определению ключевых понятий, содержания и предназначения исследовательской деятельности. Поэтому, не смотря на то, что исследовательская деятельность имеет практически единую структуру, всякое ее сопровождение превращается для учителя-консультанта в своеобразный педагогический проект. Именно в процессе его реализации и происходит повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимого для эффективного консультирования осуществления исследования. Таким образом, осуществление исследовательской деятельности в образовательном процессе связано с совершенствованием профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного сопровождения исследовательской деятельности студентов:

  • · Кардинальное изменение роли педагога, который теперь должен стать организатором исследовательской деятельности (в основе исследования лежит присвоение студентами новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем исследования (педагогическое сопровождение исследования), консультантом (педагог инициирует актуальную проблему, провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду);
  • · Необходимым условием для выполнения студентами исследования является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность студента в выполнении исследования;
  • · Должны быть созданы условия для оформления результатов исследования и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. д.);
  • · Исследовательская работа является поводом для организации социальной практики студентов, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Таким образом, исследовательская деятельность выступает как способ организации учебно-профессиональной деятельности студентов. Такой путь познания всегда предполагает решение студентами какой-либо социально-значимой и личностно актуальной для студента проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование педагогом совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования и применения на практике студентом знаний и умений из различных предметных областей. Поэтому, говоря об исследовании, имеют в виду способ достижения дидактической цели посредством детального осмысления и проектирования решения проблемы. В связи с этим результаты исследовательской деятельности следует разделить на внешний результат и внутренний результат.

Внутренний результат — это успешный опыт осуществленной деятельности, опыт решения проблемы, приобретенные и использованные компетенции, принятые ценности. Во время проведения исследования появляется исключительная возможность формирования и развития у студентов целого веера взаимосвязанных компетенций: компетенция определения и формулирования целей и задач, компетенция планирования и конструирования исследовательской деятельности, компетенция анализа и диагностики исследовательской деятельности, компетенция организации, компетенция оценки исследовательской деятельности, компетенция корректирования исследования.

Внешний результат — это средство разрешения той проблемы, которая и стала фактически причиной проведения исследования. Если решалась теоретическая проблема, то создается ее конкретное решение, например, в форме информационного продукта; если решалась практическая проблема, то разрабатывается конкретный продукт, готовый к употреблению.

В современном (мире) обществе стала очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Нужно студентов готовить к тому, что знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически. Вот почему важно приобщать их к научно — исследовательской деятельности на разных этапах учебно-профессиональной деятельности. Это не только действенный способ расширить кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории. Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между студентами, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, т. е. по сути, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив. Сегодняшний студент — это завтрашний специалист. Поэтому подобные навыки, полученные в образовательном учреждении, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в профессиональной деятельности.

исследовательская компетенция студент.

  • 1. Воровщиков С. Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. — М.: Центральное издательство, 2005. — 288 с.
  • 2. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна научить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы написанные консультантом и директором школы. — М.: 5 за знания, 2007. — 352 с.
  • 3. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001. — 48 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой