Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система правоохранительных органов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Явно негативной стороной советской судебной системы, проявившейся еще в первые революционные годы, но получившей наиболее широкое распространение в 1930;е гг., была система внесудебных органов, обладавших полномочиями суда. К ним в первую очередь относились Особое Совещание при НКВД, «тройки» и «двойки». В Особое совещание входили заместитель наркома внутренних дел СССР, начальник Главного… Читать ещё >

Система правоохранительных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 1930;е гг. произошла реорганизация органов прокуратуры. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры СССР» была упразднена Прокуратура Верховного Суда СССР и создана Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции СССР и всему союзному законодательству. Прокуратурой СССР осуществлялся судебный надзор и надзор за законностью действий органов ОГЛУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений, уголовное преследование и поддерживалось обвинение. Образование в рассматриваемый период специальных судов на транспорте обусловило создание специальных прокуратур железнодорожного и водного транспорта.

25 мая 1931 г. СНК СССР издал Постановление «О Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР» и утвердил Положение о ней. Этими актами впервые регламентировалась организация и деятельность милиции в масштабе союзного государства. В Положении указывалось, что главная задача милиции — обеспечение в стране революционного порядка и общественной безопасности. Положение предусматривало более полное подчинение милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше, когда в 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел Главное управление милиции было включено в его состав.

Судебная система в 1930;е гг. подверглась определенным изменениям, что нашло отражение в таких законодательных актах, как Конституция СССР 1936 г. и Закон СССР от 16 августа 1938 г. «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Согласно указанным актам советская судебная система выглядела следующим образом:

  • 1) Народные суды. Они действовали на уровне районов и рассматривали по первой инстанции большинство уголовных и гражданских дел;
  • 2) Краевые, областные, окружные суды и суды автономных областей. Они рассматривали по первой инстанции отнесенные законом к их ведению уголовные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также гражданские дела по спорам между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями. Также данные судебные органы рассматривали жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов. В составе указанных судов действовали судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам;
  • 3) Верховные суды автономных республик (например, Верховный суд Татарской АССР). Они рассматривали по первой инстанции уголовные и гражданские дела такой же категории, что и краевые, областные, окружные суды и суды автономных областей. Верховные суды автономных республик также рассматривали жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов и имели в своем составе судебные коллегии по уголовным и гражданским делам;
  • 4) Верховные суды союзных республик (например, Верховный Суд РСФСР). Они являлись высшим судебным органом союзной республики. На республиканский Верховный Суд возлагался надзор за деятельностью всех судебных органов данной республики. Этот надзор осуществлялся посредством рассмотрения протестов прокурора СССР, прокурора союзной республики, председателя Верховного Суда СССР, председателя Верховного Суда союзной республики на приговоры, решения и определения, вступившие в законную силу, а также путем рассмотрения жалоб и протестов по делам, решенным судами союзной республики. При Верховном Суде союзной республики также действовали судебные коллегии по уголовным и гражданским делам;
  • 5) Верховный суд СССР. Он являлся высшим судебным органом союзного государства и осуществлял надзор за деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. Этот надзор осуществлялся посредством рассмотрения протестов Прокурора СССР и Председателя Верховного Суда СССР на приговоры, решения и определения судов, вошедших в законную силу, а также путем рассмотрения жалоб и протестов по делам, рассмотренным военными трибуналами, линейными судами железнодорожного и водного транспорта. Председатель Верховного Суда СССР наряду с Прокурором СССР был вправе истребовать любое дело из любого нижестоящего суда и внести по этому делу свой протест. Союзный Верховный Суд действовал в составе 5 коллегий: судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам, военной коллегии, железнодорожной коллегии и воднотранспортной коллегии. Законодательством также предусматривался созыв Пленума Верховного Суда СССР, который давал руководящие указания по вопросам судебной практики.
Кроме того, в судебную систему входили так называемые специальные суды, которые формировались по постановлению Верховного Совета СССР. В систему специальных судов, согласно ст. 53 Закона «О судоустройстве СССР», входили: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта. Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, а также при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях. Они рассматривали дела о воинских преступлениях и об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению. Линейные суды железнодорожного и водного транспорта создавались на железных дорогах и водных путях сообщения и рассматривали дела о преступлениях, направленных на подрыв трудовой дисциплины на транспорте, и о других преступлениях, нарушавших нормальную работу транспорта.

Управление судами всего государства было возложено на Народный комиссариат юстиции. Все суды в СССР являлись коллегиальными. По общему правилу рассмотрение дел в советских судах осуществлялось с участием народных заседателей (судья и два народных заседателя)[1], а сами суды формировались на началах выборности. Согласно ст. 11 Закона «О судоустройстве СССР» судьей и народным заседателем мог быть избран каждый гражданин СССР, пользующийся избирательным правом. Не могли быть избраны на данные должности лица, имевшие судимость.

Народные заседатели и судьи народных судов избирались непосредственно гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Право выставления кандидатов в народные судьи и народные заседатели предоставлялось «общественным организациям и обществам трудящихся» (например, партийным организациям и профессиональным союзам), а также общим собраниям рабочих и служащих — по предприятиям, военнослужащих — по воинским частям, общим собраниям крестьян — по колхозам, рабочих и служащих совхозов — по совхозам.

Судьи всех остальных судов избирались Советами депутатов трудящихся соответствующего уровня сроком на пять лет. Например, судьи областных судов избирались областным Советом, а судьи Верховного суда СССР — Верховным Советом СССР.

Народные судьи обязаны были отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе народного суда и могли быть отозваны избирателями. Еще одним основанием для отстранения судьи от должности являлся вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Возбуждение против судей уголовного преследования допускалось по особым правилам. В отношении большинства судей требовалось постановление прокурора союзной республики с санкции Президиума республиканского Верховного Совета, в отношении членов Верховного Суда СССР и специальных судов СССР — постановление Прокурора СССР с санкции Президиума Верховного Совета СССР.

Народные заседатели при рассмотрении дела пользовались всеми правами судьи. Они призывались к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности по списку не более, чем на 10 дней в году (срок мог быть увеличен, если рассмотрение дела продлевалось на большее время). Более того, если народный судья временно отсутствовал (например, вследствие болезни или отпуска), районный Совет депутатов трудящихся мог передать его полномочия одному из народных заседателей на все время отсутствия.

Явно негативной стороной советской судебной системы, проявившейся еще в первые революционные годы, но получившей наиболее широкое распространение в 1930;е гг., была система внесудебных органов, обладавших полномочиями суда. К ним в первую очередь относились Особое Совещание при НКВД, «тройки» и «двойки». В Особое совещание входили заместитель наркома внутренних дел СССР, начальник Главного управления милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой было возбуждено дело. На заседаниях Особого совещания должен был присутствовать Прокурор СССР или его заместитель. В состав троек, которые действовали на региональном уровне, входили первый секретарь областного комитета партии, областной прокурор и начальник областного управления НКВД. Присутствие профессионального судьи во внесудебных органах не предусматривалось.

  • [1] Без народных заседателей с участием трех членов соответствующего суда согласност. 35 Закона «О судоустройстве СССР» рассматривались жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов судебными коллегиями краевого, областного, окружного суда и суда автономной области.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой