Литература.
Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования. Существуют некоторые языковые трудности в реализации замысла. Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность… Читать ещё >
Литература. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Агранович З. Е., В помощь логопедам и родителям З. Е. Агранович. — СПб.: Детство-пресс 2004. — С. 236
- 2. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Подготовка ребенка к школе. — М.: Наука. 1991С. 148.
- 3. Алексеева М. М., Яшина В. И., Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- 4. Арушанова А. Г., К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. Отв. ред. А. М. Шахнарович. — М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. — С. 4−16.
- 5. Бахтин М. М., Эстетика словесного творчества. — М.: 1979. — С. 261.
- 6. Бондаренко А. К., Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2005. -С.160.
- 7. Бородин A.M., Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: 1984.
- 8. Бухбиндер В. А., О некоторых прикладных и теоретических аспектах лингвистики текста В сб.: Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. — Киев.: 1978 — С. 30−31.
- 9. Винокур Т. Г., Энциклопедия «Русский язык» 2 издание. — М.: 1997 — С. 119.
- 10. Волкова Г. А., Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.- метод. пособие Г. А. Волкова. — СПб.: Детство-пресс, 2003 — С. 144.
- 11. Воробьева В. К., Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. Пособие — М.: ACT, 2006.
- 12. Выготский Л. С., Вопросы детской психологии. — С-Пб.: 2006. -С. 312с.
- 13. Выготский Л. С., Детская речь. — М.: Педагогика, 2006. С. 420.
- 14. Выгодский Л. С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка Вопросы психологии. — 2006 — № 6. — с.62−76.
- 15. Выготский Л. С., Избранные психологические исследования. — М.: 1956.
- 16. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В., Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2005.
- 17. Гальперин И. Р., Текст как объект лингвистического исследования. — М.: 1981 — С. 18.
- 18. Гербова В. В., Работа с сюжетными картинами Дошкольное воспитание — 2005. — N 1. — С.18−23.
- 19. Гербова В. В., Составление описательных рассказов Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9. — С. 28−34.
- 20. Глухов В. П., Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР В. П. Глухов. М.: ВЛАДОС, 2005. — С. 123.
- 21. Глухов В. П., Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: 2007 — С. 68.
- 22. Глухов В. П., Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М.: Союз, 2007. С. 156.
- 23. Глухов В. П., Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. — М.: АРКТИ, 2004.
- 24. Гойхман О. Я., Речевая коммуникация под ред. О. Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. С. 272.
- 25. Ефименкова Л. Н., Формирование речи у дошкольников. — М.: 1985.
- 26. Жинкин Н. И., Интеллект, язык, речь Нарушения речи у дошкольников. — М.: 1971.
- 27. Жукова Н. С., Преодоление ОНР у детей Н. С. Жукова. М.: 2008. С. 142.
- 28. Жукова Н. С., Отклонения в развитии детской речи Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург.: 2006.-С. 316.
- 29. 3арубина Н.Д., Текст: лингвистический и методический аспекты. — М.: 1981. С. 11.
- 30. Золотова Г. А., К вопросу о конститутивных единицах текста В кн.: Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. — М., 1984. — С. 164. С. 167−170.
- 31. Карабан В. И., Перцептивные импликации грамматики текста В кн.: Психологическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия Под ред. А. А. Леонтьева. — Киев.: — 1979. С. 76.
- 32. Каше Г. А., Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: — 1985.
- 33. Кольцова М. М., Рузина М. С., Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург.: У-Фактория, 2004. — С. 224.
- 34. Короткова Э. П., Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М.: Просвещение, 1982.
- 35. Колшанский Г. В., Коммуникативная функция и структура языка. — М.: 1984 — С. 35, С 6.
- 36. Колшанский Г. В., Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения Иностранные языки в школе. М.:1985. — С. 10−14.
- 37. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. — М.: 2008.
- 38. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Коррекция ОНР у дошкольников. — СПб.: 1999.
- 39. Левина Р. Е., Основы теории и практики логопедии. — М.: 1968.
- 40. Левина Р. Е., Характеристика ОНР у детей Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. — С. 159.
- 41. Леонтьев А. А., Основы психолингвистики: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология» Леонтьев А. А. — 5-е изд., стер. — М.: 2008. — С. 33.
- 42. Леонтьев А. А., Признаки связности и цельности текста В книге: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия.- Киев.:1979.
- 43. Лисина М. И., Проблемы онтогенеза общения М. И. Лисина. М.: ВЛАДОС, 2006. — С. 14.
- 44. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей под ред. Ю. Ф. Гаркуша. М.: САГА: ФОРУМ, 2006. С. 272.
- 45. Логопедическая работа с дошкольниками под ред. О. В. Правдиной. М.: ВЛАДОС, 2006. — С. 246.
- 46. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин — тов Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой — книга 1. — М.: ВЛАДОС, 2003.
- 47. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой — книга 5. — М.: ВЛАДОС, 2003.
- 48. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб.: 2003.
- 49. Лосева Л. М., Как строится текст. — М.: 1980. — С. 4.
- 50. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В., Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: «Академия» — 2012.
- 51. Лурия А. Р., Речь и мышление. — М.: 1975.
- 52. Люблинская А. А., Детская психология. — М.: 1979.
- 53. Лямина Г. М., Формирование речевой деятельности Дошкольное воспитание. — 2005. — N 9. — С. 49−55.
- 54. Миронова С. А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях С. А. Миронова. М.: Гном, 2009. — С.168.
- 55. Москальская О. И., Грамматика текста. — М.: 1981. — С. 9−11.
- 56. Москальская О. И., Текст — два понимания и два подхода 1 кн.: Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текс и контекст.- М.: 1984. С. 154−162.
- 57. Нечаева О. А., Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). — Улан-Удэ.: 1974.
- 58. Нищева Н. В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» (с 4 до 7 лет). — СПб.: «Детство-Пресс». — 2007.
- 59. Обухова Л. Ф., Возрастная психология. — М.: 2003.
- 60. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи ред. сост. С. А. Миронова. М.: Инфа, 2007. — С. 241.
- 61. Павлова О. С., Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР О. С. Павлова Психолингвистика и современная логопедия под ред. Л. Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007. — С. 304.
- 62. Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка. — М.: 2001.
- 63. Поваляева М. А., Справочник логопеда М. А. Поваляева. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. — С. 448.
- 64. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников под ред. В. В. Ветрова. М.: Педагогика, 2005. — С. 234.
- 65. Репина З. А., Буйко В. И., Уроки логопедии. — Екатеринбург.: издательство «Литур», 2000.
- 66. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии. — СПб.: «Питер», 2002.
- 67. Сохина Ф. А., Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1979.
- 68. Тихеева Е. И., Развитие речи детей: раннего и дошкольного возраста Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005.
- 69. Туманова Т. В., Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. — М.: 2002.
- 70. Ткаченко Т. А., Если дошкольник плохо говорит. — Спб.: 1997.
- 71. Усова А. П., Обучение в детском саду Под.ред. А. В. Запорожца. — М.: 1991.
- 72. Федоренко Л. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. — М.: «Просвещение», 1977.
- 73. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., Основы логопедии. — М.: 1989.
- 74. Филичева Т. Б., Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М.: 2000.
- 75. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М.: 1999.
- 76. Ушакова О. С., Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) Дошкольное воспитание № 11, 2004. — С. 8−12.
- 77. Шендельс Е. И., Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. — 1985. — № 4. — С. 16−21.
- 78. Ширяев Е. Н., Русский язык в научном освещении. — М.:2001. — С. 132−147
Таблицы примерных схем оценки выполнения заданий по методике В. П. Глухову.
Таблица 4. Примерная схема оценки уровня выполнения заданий на составление фразовых высказываний (по В.П. Глухову).
Уровень выполнения задания. | Составление фраз по картинкам с изображением простых действий. | Составление фразвысказываний по 3-м предметным картинкам. | Оценка в баллах. | |
«удовлетвори тельный». | Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полно и точно отображающей ее предметное содержание. Все варианты задания (5 или 6 фраз) выполнены на уровне, соответствующем указанным характеристикам. | Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание. Также оценивается вариант отображения вероятной предметной ситуации в виде короткого текста. | 5 баллов. | |
«Средний». | Адекватная по смыслу фраза имеет один из перечисленных недостатков:
в употреблении словоформ (в выборе нужной грамма тической формы слова), нарушающие связь слов в предложении;
| Имеются отдельные недостатки (см. в графе слева) в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации. | 4 балла. | |
«Недостаточный». | Сочетание указанных недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы при выполнении всех (или большинства) вариантов задания. | Фраза составлена на основе предметного содержания только 2-х картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание. | 3 балла. | |
«Низкий». | Адекватная фразавысказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие. Не все варианты задания выполнены. | Ребенок не смог составить фразу-высказывание с использованием всех 3 картинок, несмотря на оказываемую помощь. Отмечаются ошибки в языковом оформлении высказывания. | 2 балла. | |
Задание выполнено неадекватно. | Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинке. | Предложенное задание не выполнено. Ребенок правильно называет изображенные на картинках предметы, но составить фразу-высказывание с их 1 использованием не может. | 1 балл. | |
Таблица 5. Схема оценки уровня выполнения пересказа, рассказа по сюжетным картинкам и рассказа из личного опыта (по В.П. Глухову).
Уровень выполнения задания. | Пересказ. | Рассказ по серии сюжетных картинок. | Рассказ из личного опыта. | |
I — «хороший» (4 балла). | Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. | Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментамиэпизодами. Рассказ построен в соответствии тс грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). | Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. | |
II-«удовлетворительный» (3 балла). | Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественностилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку; достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом ненарушающие смыслового соответствия рассказа). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построение фраз. | Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построение фраз, в употреблении глагольных форм и т. д.). | |
III. «недостаточный» (2 балла). | Используются повторные наводящие вопросы). Связность значительна нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Резко нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. | Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет собой простое перечисление предметов и информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность высказывания. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. | |
IV «низкий» (1 балл). | Пересказ составлен по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия. | Рассказ составлен с припме6нением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия, отдельные смысловые несоответствия. | В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. | |
Таблица 6. Схема оценки уровня выполнения рассказа-описания и рассказа на тему или продолжение по данному началу (по В.П. Глухову).
Уровень выполнения задания. | Рассказ-описание. | Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу. | |
I — «хороший» (4 балла). | В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначения. Соблюдается логическая последовательность в описании признаков предметов, смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа. Используются различные средства словесной характеристики предмета. | Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. | |
II — «удовлетворительный» (3 балла). | Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечается единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков предметов, смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказывания. | Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования. Существуют некоторые языковые трудности в реализации замысла. | |
III — «недостаточный» (2 балла). | Рассказ составлен по наводящим вопросам, недостаточно информативен — в нем не6отражены некоторые (2−3) существенные признаки предмета. Отмечается: незавуершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. | Рассказ составлен при использовании повторных наводящих вопросов. Отмечается отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения. Связность изложения нарушена. | |
IV — «низкий» (1 балл). | Рассказ составлен с помощью повыторн6ых наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств, признаков. Не отмечается логически обусловленной последовательности: простое перечисление отдельных признаков и детали предмета носит неупорядоченный характер. Выявляются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказописание самостоятельно. | Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования, допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушена последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. | |