Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы исследования проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, монологическая речь понимается исследователями, как связная речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности. Это форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда — к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. В отличие от диалогической речи характеризуется… Читать ещё >

Теоретические основы исследования проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития связной речи у детей была рассмотрена А. М. Бородич [8], Л. С. Выготским [12], С. Л. Рубинштейном [53], Ф. А. Сохиным [58], О. С. Ушаковой [64] и другими учеными в области психологии и методики развития речи. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А. М. Леушиной [37]. В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи.

По определению С. Л. Рубинштейна [53], связность речи означает, что отдельные высказывания характеризуются смысловым единством и понятны другому на основе собственного предметного содержания, без учета конкретной ситуации, в которой они произносятся. Овладение ребенком адекватным оформлением высказывания определяется качественными стадиями, закономерно характеризующими развитие связной речи.

По мнению А. М. Бородич [8], связная речь — это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей.

Ф.А. Сохин [58] под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Как отмечает О. С. Ушакова [64], связная речь — это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме основываются на рассмотрении в разных аспектах онтогенеза развития связной речи: взаимосвязь речи и мышления (К. Бюлер, Л. С. Выготский, А. Валлон, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн), механизмы порождения речевого высказывания (Н.И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А.Р.Лурия), речь как средство общения (И.А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, М.И. Лисина). Психолингвистические исследования раскрывают закономерности усвоения детьми лексического разнообразия родного языка, норм и правил построения синтаксических конструкций (М.М.Бахтин, А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, Л.П. Якубинский).

М.М. Алексеева и В. И. Яшина [4] отмечают, что связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:

  • — логические связи — отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
  • — функционально-стилевые связи — отнесенность речи к партнерам общения;
  • — психологические связи — отнесенность речи к сферам общения;
  • — грамматические связи — отнесенность речи к структуре языка.

А.М. Бородич [8] отмечает, что речь считается связной, если для нее характерны содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию), логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих), правильность, чистота, богатство (разнообразие).

По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Анализ психолого-педагогических, лингвистических исследований по проблеме речи дает возможность утверждать, что диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Важно также учитывать условия, формы и цели речевого общения [4, 8, 20, 37, 49, 61].

По мнению А. Р. Лурия [39], диалог, как форма речи, состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией [55].

В недрах диалога постепенно формируется связность речи. Д. Б. Эльконин [76] отмечает, что уже в пределах диалогической формы экспрессивная, фрагментарная речь ребенка третьего года жизни приобретает довольно связный характер. В речи детей начинают отражаться логические отношения, практически исчезает инфинитивная форма общения, закрепляется форма императива, появляется новая форма речевого высказывания — сообщение в виде монолога. Ребенок способен не только вербально выразить просьбы и ответы на вопросы взрослых, но и пересказать слышанное, рассказать о виденном.

Вопросы развития связной монологической речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах Э. П. Коротковой, А. М. Леушиной, О. С. Ушаковой, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой и др. [34, 37, 66, 67, 68].

Психологами монологическая речь определяется как развернутая речь, состоящая из нескольких смысловых групп, связанных между собой в целостную замкнутую смысловую систему. Согласно А. Р. Лурия, переход к овладению ребенком речевым высказыванием, как замкнутой смысловой системой, тесно связан с формированием внутренней речи. Сложное логико-грамматическое строение монологической речи предполагает обязательное присутствие исходного мотива и четкого замысла, возникающего у самого говорящего, поэтому требует полной реализации предварительного процесса и перекодирования мысли свернутыми предикативными схемами в развернутое высказывание. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами и ее замысел определяет сам говорящий [39].

Ф.А. Сохин [58] отмечает, что в монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

С.Л. Рубинштейн [53] указывает, что своеобразной особенностью монологической речи детей дошкольного возраста является ситуативный характер изложения. Ситуативная речь состоит из отдельных, не связанных друг с другом предложений, произносимых в процессе выполнения каких-либо действий и понятных для слушающего лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, в которой эти действия производятся.

По мнению О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной [66], овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Монолог, по мнению авторов, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.

Таким образом, монологическая речь понимается исследователями, как связная речь одного лица, коммуникативной целью которой является сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности. Это форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда — к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие. В отличие от диалогической речи характеризуется развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. В отличие от диалога, монологическая речь предполагает ответственность за выполнение коммуникации только на говорящем при отсутствии явной опоры на восприятие речи слушающим (читающим). Среди признаков монологической речи выделяются также непрерывность, степень самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степень подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь).

Н.В. Новотворцева [43] отмечает, что монологическая речь выполняет следующие функции:

  • — информативную (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
  • — убеждающую (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
  • — эмоционально-оценочную.

Устная монологическая речь располагает кроме средств языковых кодов еще целым рядом дополнительных выразительных средств или «маркеров». К ним относятся «просодические» маркеры: интонация, выделение голосом отдельных компонентов текста, использование системы пауз и т. д. К ним относятся и внеязыковые средства такие, как мимика и выразительные жесты [48].

Основными критериями, подчеркивающими своеобразие сложноорганизованного, развернутого речевого высказывания, как семантического и смыслового целого, является связность и цельность изложения. Связность определяется объединением отдельных элементов высказывания, логическим переходом мысли от одного фрагмента изложения к другому на уровне одного или нескольких предложений и может быть выражена внешними грамматическими средствами. Цельность характеризуется полнотой и последовательностью структурного оформления и проявляется на всем протяжении изложения или на отдельных частях, относительно законченных в содержательном отношении. Дополнительными критериями связной речи являются: произвольное грамматически правильное построение предложений, сознательный выбор лексических средств, звуковое оформление высказывания (темп, плавность, интонационная выразительность).

Таким образом, развитие диалогической и монологической связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой