Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ динамики финансовых и экономических показателей работы за 2010 год

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представленные в табл. 3 финансовые коэффициенты позволяют оценить финансовое состояние организации. Так, коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности означает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все… Читать ещё >

Анализ динамики финансовых и экономических показателей работы за 2010 год (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отразим динамику изменения финансовых показателей по кварталам 2010 года. Как видно из данных табл. 1 и табл. 2, стоимость имущества предприятия за анализируемый период увеличилась на 203 110 тысяч рублей, что явилось следствием увеличения основного капитала и ростом оборотного капитала (оборотных средств) предприятия. Уменьшение объема оборотного капитала (оборотных средств) произошло под воздействием увеличения материальных оборотных средств на 2385 тысяч рублей, роста краткосрочной дебиторской задолженности на 154 742 тысячи рублей. Несмотря на то, что дебиторская задолженность краткосрочная, наличие её в такой значительной сумме характеризует иммобилизацию (отвлечение) оборотных средств предприятия из производственно-хозяйственного оборота, что негативно сказывается на финансовом положении предприятия. Также повлияло увеличение денежных средств предприятия, наиболее ликвидных активов предприятия, на 44 264 тысячи рублей, что является положительной тенденцией для деятельности предприятия.

Таблица 1. Структура имущества организации и источников его формирования.

Показатель.

Значение показателя.

Изменение.

На начало года, тыс. руб.

в % к валюте баланс а.

На конец периода, тыс. руб.

в % к валюте баланса.

(гр.4 — гр.2), тыс. руб.

(гр.4 — гр.2), раз.

На 31 марта.

Иммобилизованные средства.

1.5.

1.0.

— 4.

1.00.

Текущие активы, всего.

98.5.

99.0.

+42 634.

1.53.

в том числе: Материально-производственные запасы, всего.

32.6.

21.5.

+60.

1.00.

Ликвидные активы, всего.

65.9.

76.2.

+40 924.

1.76.

из них: — денежные средства и краткосрочные вложения;

57.5.

52.5.

+18 282.

1.39.

— дебиторская задолженность.

8.4.

23.6.

+22 642.

4.30.

Собственный капитал.

0.9.

6.0.

+6773.

10.34.

Заемный капитал, всего.

18.3.

12.3.

+229.

1.02.

Привлеченный капитал.

80.8.

81.7.

+35 628.

1.54.

Валюта баланса.

100.0.

100.0.

+42 630.

1.52.

На 30 июня.

Иммобилизованные средства.

1.5.

0.8.

+51.

1.04.

Текущие активы, всего.

98.5.

99.2.

+82 864.

2.02.

в том числе: материально-производственные запасы, всего.

32.6.

13.4.

— 4719.

0.82.

Ликвидные активы, всего.

65.9.

82.9.

+82 693.

2.53.

из них: — денежные средства и краткосрочные вложения;

57.5.

52.0.

+38 527.

1.81.

— дебиторская задолженность;

8.4.

30.9.

+44 166.

7.43.

Собственный капитал.

0.9.

7.6.

+11 766.

17.23.

Заемный капитал, всего.

18.3.

8.7.

— 778.

0.95.

Привлеченный капитал.

80.8.

83.8.

+71 927.

2.08.

Валюта баланса.

100.0.

100.0.

+82 915.

2.01.

На 30 сентября.

Иммобилизованные средства.

1.5.

0.6.

— 43.

0.96.

Текущие активы, всего.

98.5.

99.4.

+117 629.

2.45.

в том числе материальнопроизводственные запасы, всего.

32.6.

5.2.

— 16 446.

0.39.

Ликвидные активы, всего.

65.9.

91.4.

+128 426.

3.37.

из них: — денежные средства и краткосрочные вложения;

57.5.

50.4.

+53 411.

2.13.

— дебиторская задолженность;

8.4.

41.0.

+75 015.

11.92.

Собственный капитал.

0.9.

6.9.

+13 063.

19.02.

Заемный капитал, всего.

18.3.

11.9.

+8617.

1.57.

Привлеченный капитал.

80.8.

81.2.

+95 906.

2.44.

Валюта баланса.

100.0.

100.0.

+117 586.

2.43.

На 31 декабря.

Иммобилизованные средства.

1.5.

0.4.

+56.

1.05.

Текущие активы, всего.

98.5.

99.6.

+203 110.

3.51.

в том числе: материальнопроизводственные запасы, всего.

32.6.

10.2.

+2385.

1.09.

Ликвидные активы, всего.

65.9.

88.7.

+199 006.

4.67.

из них: — денежные средства и краткосрочные вложения;

57.5.

32.1.

+44 264.

1.94.

— дебиторская задолженность;

8.4.

56.6.

+154 742.

23.53.

Собственный капитал.

0.9.

7.8.

+21 494.

30.65.

Заемный капитал, всего.

18.3.

7.4.

+6011.

1.40.

Привлеченный капитал.

80.8.

84.8.

+175 661.

3.65.

Валюта баланса.

100.0.

100.0.

+203 166.

3.47.

Таблица 2. Расчет чистых активов организации по состоянию на 2010 год

Показатель.

Значение показателя.

Изменение.

На начало года, тыс. руб.

в % к валюте баланса.

На конец периода, тыс. руб.

в % к валюте баланса.

(гр.4-гр.2), тыс. руб.

(гр.4: гр.2), раз.

На 31 марта.

Чистые активы.

0.9.

6.0.

+6773.

10.34.

Уставный капитал.

0.0.

0.0.

1.00.

Превышение чистых активов над уставным капиталом.

0.9.

9.1.

+6773.

10.47.

На 30 июня.

Чистые активы.

0.9.

7.6.

+11 766.

17.23.

Уставный капитал.

0.0.

0.0.

1.00.

Превышение чистых активов над уставным капиталом.

0.9.

15.2.

+11 766.

17.46.

На 30 сентября.

Чистые активы.

0.9.

6.9.

+13 063.

19.02.

Уставный капитал.

0.0.

0.0.

1.00.

Превышение чистых активов над уставным капиталом.

0.9.

16.8.

+13 063.

19.27.

На 31 декабря.

Чистые активы.

0.9.

7.8.

+21 494.

30.65.

Уставный капитал.

0.0.

0.0.

1.00.

Превышение чистых активов над уставным капиталом.

0.9.

27.0.

+21 494.

31.06.

По данным анализа пассивной части баланса установлено, что произошло увеличение собственного капитала на 21 494 тысячи рублей в совокупном капитале предприятия. Это способствует укреплению финансовой устойчивости компании.

Наблюдается прирост заемного капитала в размере 6011 тысяч рублей за счет получения краткосрочных кредитов. Это ведет к неустойчивому финансовому положению предприятия, поскольку с краткосрочным заемным капиталом необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным их возвратом и привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. Рост заемных средств предприятия обусловлен нехваткой собственных средств.

Для оценки финансового состояния используется определенная система коэффициентов. Система коэффициентов может быть использована для оценки кредитоспособности организации, ликвидности баланса, платежеспособности организации.

Кредитоспособность организации — это ее способность своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Платежеспособность означает наличие у организации денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Основными признаками платежеспособности является наличие в достаточном объеме денежных средств и отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Для погашения текущих обязательств могут использоваться разнообразные виды активов, различающихся ликвидностью. В зависимости от того, какие виды оборотных активов принимаются во внимание, ликвидность оценивается при помощи различных коэффициентов. Технология оценки сводится к сопоставлению текущих обязательств и активов, используемых для их погашения.

В зависимости от степени ликвидности активы организации разделяются на следующие группы:

А1 — наиболее ликвидные активы (все статьи денежных средств и краткосрочные финансовые вложения).

А2 — быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты).

A3 — медленно реализуемые активы (статьи раздела 2 актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты, прочие оборотные активы).

А4 — трудно реализуемые активы (внеоборотные активы).

В свою очередь, источники средств группируются по степени срочности их оплаты, выделяются следующие группы:

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность).

П2 — краткосрочные пассивы (краткосрочные заемные средства и прочие краткосрочные пассивы) ПЗ — долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и заемные средства, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей).

П4 — постоянные пассивы или устойчивые (статьи раздела «Капитал и резервы» за минусом убытков).

Способы расчета финансовых показателей представлены в табл. 3.

Таблица 3. Способы расчета финансовых показателей

Показатель.

Способ расчета.

Нормальное ограничение.

I.

I Общий показатель ликвидности.

А1 + 0,5А2 + 0,3A3.

К1 = П1 + 0,5П2 + 0, ЗПЗ.

К1 > или = 1.

2 Коэффициент абсолютной ликвидности.

А1.

К2= П1 +П2.

К2 > 0,2 — 0,7.

3 Коэффициент «критической оценки» .

А1 +А2.

КЗ = П1 +П2.

КЗ > или = 1,5.

4 Коэффициент текущей ликвидности.

А1 +А2 +АЗ К 4 = П1 +П2.

К4 = 1, оптимальное не < 2.

5 Коэффициент маневренности функционирующего капитала.

A3.

К5 = (А1 + А2 +A3) — (П1 + П2).

В динамике должен снижаться.

6 Доля оборотных средств в активах.

А1 +А2 + A3.

Кб = Валюта баланса.

;

7 Коэффициент обеспеченности собственными средствами.

П4-А4.

К 7=- А1 +А2 + АЗ.

Не менее 0,1.

Представленные в табл. 3 финансовые коэффициенты позволяют оценить финансовое состояние организации. Так, коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности означает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости.

Рассчитаем финансовые показатели, которые позволяют оценить финансовое состояние ООО «@@@» за 2010 год (табл. 4).

Таблица 4.

Показатель.

Значение показателя на конец отчетного периода.

I квартал.

II квартал.

Ш квартал.

IV квартал.

Коэффициент текущей ликвидности.

1,11.

1,11.

1,11.

1,11.

Коэффициент абсолютной ликвидности.

0,56.

0,56.

0,54.

0,36.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами.

0,05.

0,07.

0,06.

0,07.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

0,61.

0,61.

0,61.

0,72.

Как видно из табл. 4, коэффициент абсолютной ликвидности соответствует нормативам в течение года, что говорит о возможности погашения краткосрочной задолженности за счет денежных средств. Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами не соответствуют нормативным значениям, что говорит о недостаточности собственных оборотных средств у организации для погашения обязательств. Даже при поступлении денег по дебиторской задолженности организация не сможет полностью рассчитаться с кредиторами по краткосрочным обязательствам (только на 81 процент). Поскольку эти коэффициенты одновременно не приняли нормативное ' значение, рассчитывается коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, который должен быть не менее 1,0. Значение коэффициента показывает на отсутствие у организации реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

Определенная система коэффициентов используется и для определения финансовой устойчивости организации. Оценка финансовой устойчивости позволяет оценить, насколько организация независима с финансовой точки зрения от заемных средств.

Как видно из табл. 5, в первом и втором кварталах 2010 года из трех показателей собственных оборотных средств положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту (СОС 3), что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении организации.

В третьем квартале все три показателя собственных оборотных средств имеют положительное значение, поэтому финансовое положение организации в третьем квартале 2010 года можно характеризовать как абсолютно устойчивое.

Поскольку в четвертом квартале наблюдается недостаток только собственных оборотных средств, рассчитанных по первому варианту (COC1), финансовое положение организации можно характеризовать как нормальное.

Коэффициент автономии характеризует степень независимости организации от заемного капитала. Полученное значение говорит о крайне высокой зависимости организации от заемного капитала в течение всего года.

Значение коэффициента соотношения заемного и собственного капитала по экономическому смыслу полностью соответствует коэффициенту автономии и показывает, что в данном году величина собственного капитала значительно меньше величины заемного, что ведет к потере финансовой независимости и устойчивости предприятия.

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющий относительно свободно маневрировать этими средствами. Считается, что хорошая финансовая устойчивость организации характеризуется значением 0,5 — 0,6. По этому показателю организация обладает хорошей финансовой устойчивостью и может свободно маневрировать собственными средствами.

Судя по коэффициенту мобильности оборотных средств доля оборотных средств во всем имуществе организации составляет 99 — 100 процентов.

Значение коэффициента обеспеченности материально-производственных запасов (МПЗ) собственными средствами в начале 2009 года не соответствовало нормативному значению, что говорит о недостаточном покрытии МПЗ собственными оборотными средствами, но к концу года этот показатель изменился, организация может покрыть МПЗ собственными оборотными средствами.

Анализ прочих показателей финансовой устойчивости организации представлен в табл. 5.

Соответственно коэффициент обеспеченности текущих активов в начале года также не укладывается в нормативное значение, что подтверждает недостаток у организации собственных оборотных средств, но к концу года ситуация меняется в лучшую сторону.

Краткосрочная задолженность в общей сумме обязательств организации составляет на конец года 96 процентов, причем пропорция практически не изменилась с начала года.

Частным случаем показателей эффективности являются коэффициенты рентабельности. В качестве показателя экономического эффекта избирается один из показателей прибыли. Достоинством показателей рентабельности считают устранение влияние инфляции при сопоставлении показателей за ряд периодов. Расчет показателей рентабельности представлен в табл. 6 и 7.

Поскольку за отчетный период получена прибыль от продаж и прибыль от прочих операций, все коэффициенты рентабельности имеют положительное значение. фирма конкуренция финансы swot.

Рентабельность продаж, показывающая, сколько прибыли (убытка) от продаж приходится на рубль выручки от реализации, снизилась, что свидетельствует об уменьшении доли прибыли от реализации в каждом рубле реализованной продукции. Рентабельность основной деятельности, показывающая, сколько прибыли приходится на рубль расходов, снизилась в конце года на 6 копеек по сравнению с началом года. Такое снижение против показателя «рентабельность продаж» обусловлено значительным ростом управленческих и коммерческих расходов.

Рентабельность собственного капитала в течение 2010 года возросла с 1,53 тысячи рублей до 1,87 тысячи рублей, то есть почти в 1,2 раза.

Таблица 5.

Показатель.

Значение показателя на конец отчетного периода.

Описание показателя и его нормативное значение.

I квартал.

П квартал.

Ш квартал.

IV квартал.

Коэффициент автономии.

0,06.

0,08.

0,07.

0,08.

Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Ка > 0,5, обычно 0,6−0,7.

Коэффициент отношения заемных и собственных средств.

15,65.

12,22.

13,49.

11,84.

Отношение заемного капитала к собственному. Оптимальное значение = 1.

Коэффициент маневренности собственного капитала.

0,84.

0,90.

0,91.

0,96.

Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных и долгосрочных заемных средств.

Коэффициент мобильности оборотных средств.

0,99.

0,99.

0,99.

1,00.

Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов.

0,23.

0,49.

1,21.

1,05.

Отношение собственных оборотных средств к величине материальнопроизводственных запасов. Нормативное значение: не менее 0,5.

Коэффициент обеспеченности текущих активов.

0,05.

0,07.

0,06.

0,11.

Отношение собственных оборотных средств к текущим активам. Нормативное значение: не ниже 0,1.

Коэффициент краткосрочной задолженности.

1,00.

1,00.

1.00.

0,96.

Отношение краткосрочной задолженности к сумме общей задолженности.

Таблица 6. Анализ рентабельности за 2010 год.

Показатель рентабельности.

Значения показателя, коп.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Величина прибыли на каждый рубль, вложенный в производство и реализацию продукции, коп.

Величина прибыли в каждом рубле выручки от реализации продукции (рентабельность продаж), коп.

Величина чистой прибыли на рубль всех расходов организации (рентабельность основной деятельности), коп.

Таблица 7. Расчет показателей рентабельности ООО «@@@» .

Показатель рентабельности.

Значение показателя в тыс. руб.

Расчет показателя.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Рентабельность производственных фондов.

0,24.

0,5.

0,63.

0,98.

Отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости ОС и МПЗ.

Рентабельность активов.

0,06.

0,09.

0,09.

1,12.

Отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов.

Рентабельность собственного капитала.

1,53.

1,77.

1,69.

1,87.

Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала.

Динамика этого показателя позволяет сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали положительный результат.

Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности предприятия. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели.

Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов — показателей оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости активов, показывающий, сколько оборотов совершают активы за рассматриваемый период, свидетельствует о более эффективном использовании всего имущества ООО «@@@». Так, в начале года на каждый рубль имущества предприятия приходилось 0.5 рублей выручки от реализации, а в конце года — 1,6 рублей. Увеличение скорости оборачиваемости активов ведет к сокращению периода оборачиваемости активов со 187 до 56 дней, т. е. быстрее совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала говорит, что на начало рассматриваемого года на каждый рубль собственных средств предприятия приходилось 12,14 рублей выручки, а к концу года — 25,6 рублей, что свидетельствует об увеличении скорости оборота собственных средств предприятия, т. е. более эффективном их использовании.

Значение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности за рассматриваемый период увеличилось на 0,8 рубля, что означает увеличение скорости ее оборачиваемости. Это привело к уменьшению срока возврата долгов предприятию по текущим обязательствам.

В результате проведенного анализа деловой активности предприятия можно сделать вывод, что предприятие намного эффективнее стало использовать все имеющиеся у него ресурсы за рассматриваемый период.

В общем, баланс ООО «@@@» обладает положительными признаками, поскольку выполняются следующие условия:

  • · валюта баланса в конце анализируемого периода увеличилась по сравнению с началом на 203 166 тысяч рублей;
  • · собственный капитал организации превышает заемный.

Для анализа экономических результатов работы организации исследуются отчеты о прибылях и убытках. Анализ основных экономических показателей позволяет выявить и изучить закономерности и тенденции экономических явлений и процессов на предприятии. Чтобы проанализировать экономическое состоящие предприятия, рассмотрим основные показатели его деятельности, представленные в табл. 9.

Таблица 9. Динамика изменения основных экономических показателей на 2010 год

Показатель.

Ед. измер.

Значение показателя на конец отчетного периода.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Выручка от реализации товаров.

тыс. руб.

Себестоимость проданных товаров.

тыс. руб.

Валовая прибыль.

тыс. руб.

Прибыль от продаж.

тыс. руб.

Чистая прибыль.

тыс. руб.

Среднесписочная численность персонала.

чел.

Как видно из данных анализа основных экономических показателей за 2010 год, имеется тенденция роста большинства экономических показателей, положительно характеризующих работу компании.

По данным отчета о прибылях и убытках организации выручка в I квартале 2010 года составила 49 904 тысяч рублей. По сравнению с I кварталом 2010 года выручка от реализации тов…

2 сила: сила влияния поставщика.

ООО «@@@» является специализированной организацией, осуществляющей комплексные поставки электрооборудования и строительных материалов. Компания сотрудничает более чем со 100 производителями данной продукции в России и за рубежом (Польша, Германия, Литва), является официальным представителем (дилером) значительной части этих предприятий. С большинством предприятий компанию связывают долгосрочные партнёрские отношения.

Так как поставщиков у компании имеется большое количество, то между ними существует конкуренция, поэтому угрозы с их стороны не ожидается, наоборот, у предприятия есть возможности получать качественную продукцию, отвечающую требованиям заказчиков.

Стратегическими позициями для фирмы являются кабельная продукция, автоматика и осветительная продукция. Здесь ведутся наиболее агрессивная политика по работе с поставщиками, по этим направлениям работают по два — три менеджера. Ведется тщательный контроль по бесперебойным поставкам этой продукции и постоянного наличия ее в торговой сети.

Опасение может вызвать то, что поставки продукции не всегда стабильны, то же касается и цен поставщиков. Кроме того, большинство поставщиков расположено в странах ближнего зарубежья, что затрудняет поставки.

3 сила: конкурентная сила покупателей продукта.

Потребители положительно относятся к продукции предприятия, отдают ей предпочтение из-за качества, возможности осуществления комплексной закупки, высокого уровня консультационных и инженерных услуг. Анализ потребителей приведен в табл. 12.

Таблица 12. Анализ потребителей ООО «@@@» .

Основные клиенты.

Значимость для фирмы.

Степень влияния.

Оптовики (крупные):

  • — ЛУКОЙЛ
  • — ЯНТАРЬЭНЕРГО
  • — «Продукты Питания» — БАУЦЕНТР

Заранее предоставляют заказы на продукцию, а так же вносят частичную или полную предоплату;

Высокая.

Оптовики (мелкие).

  • — Светотехника
  • — Корион
  • — Предприятия области (Калининградгеофизика Калининградгазприборавтоматика и т. д.)

Являются постоянными клиентами; Способствуют увеличению объемов продаж продукции, в связи с этим появляется большая возможность давления по ценам на поставщика, появляются наиболее выгодные условия работы и т. д.

Средняя.

Постоянные клиенты.

Покупка основной и сопутствующей продукции.

Высокая.

Разовые клиенты.

Осуществляют разовые покупки, чаще бытового направления.

Низкая.

Из табл. 12 видно, что клиенты фирмы делятся на крупных и мелких оптовиков, разовых и постоянных клиентов. Крупные оптовики имеют высокую степень значимости, так как заранее размещают свои заказы, а также фирма работает с ними на частичной или полной предоплате, иногда оплата товара осуществляется сразу же в течение нескольких дней после поступления продукции на склад. Что касается мелких оптовиков, существует вероятность того, что вскоре они могут стать конкурентами, напрямую выйдя на поставщиков фирмы, поэтому здесь ведется работа с поставщиками по предоставлению дистрибьюторских полномочий.

4 сила: сила потенциальных производителей аналогичной продукции.

Поставка электрооборудования и строительных материалов требует либо тесных контактов с производителями подобной продукций, либо наличия собственной производственной базы. Однако и одно и другое условие достаточно трудновыполнимы для вновь входящих в отрасль.

Освоение процесса поставок требует серьёзных капитальных вложений, знания технологии, потребностей рынка и т. п. Затраты на всё это очень велики, срок окупаемости их довольно значителен.

Что касается контактов с производителями, то для того, чтобы завоевать их доверие, необходим значительный опыт работы, высокие показатели сбыта, предоставление выгодных условий сотрудничества. Всего этого очень трудно сразу добиться вновь входящим в отрасль. Кроме того, продукция, услуги и сервис, предлагаемые ООО «@@@», заслужили доверие заказчиков.

Именно поэтому покупателя трудно переключить на продукцию других компаний.

5 сила: сила производителей товаров-заменителей.

Вероятность переключения потребителя с товара, предлагаемого ООО «@@@», на товар со сходным функциональным назначением равна нулю, т.к. поставляемая продукция стандартизирована и не может быть заменена на какую-либо другую. Угроза состоит лишь в том, что потребитель может предпочесть продукцию марки, не представленной в ассортименте товаров ООО «@@@» .

На основе приведенных данных проведем качественный (табл. 13) и количественный анализ (табл. 14) факторов среды.

Таблица 13. Качественный анализ факторов среды прямого воздействия

Факторы.

Возможности.

Угрозы.

Поставщики.

  • 1. На основе анализа имеющихся поставщиков определять наиболее выгодных и перспективных;
  • 2. Поиск новых поставщиков более качественного и недорогого оборудования.
  • 1. Недостаточный уровень обслуживания со стороны поставщиков;
  • 2. Нестабильность цен поставщиков;
  • 3. Нестабильность поставок;
  • 4. Большинство поставщиков расположено в странах ближнего зарубежья, что затрудняет поставки.

Конкуренты.

  • 1. Короткие сроки выполнения заказов;
  • 2. Работа с постоянными клиентами на условиях кредитования.
  • 1. Увеличение числа конкурентов;
  • 2. Конкуренты постоянно расширяют ассортимент продукции;
  • 3. Возможность переключения потребителей на конкурентов.

Потребители.

  • 1. Рост спроса на электрооборудование;
  • 2. Выход напрямую на новых, более «дешевых» производителей;
  • 3. Расширение ассортимента продукции.
  • 1. Потребность в высококачественной продукции;
  • 2. Предпочтение потребителя иметь поставщика на близком расстоянии;
  • 3. Заинтересованность потребителя в низких ценах;
  • 4 Нестабильное финансовое положение потребителей.

Таблица 14. Количественная оценка факторов внешней среды прямого воздействия.

Факторы.

Важность для отрасли.

Влияние на организацию.

Направленность влияния.

Степень важности.

X.

Y.

Z.

S=X х Y х Z.

Конкуренты.

— 1.

— 3.

Поставщики.

+1.

+4.

Покупатели.

+1.

+9.

Оценка важности фактора для отрасли (X): 3 — большое значение;

  • — умеренное значение;
  • — слабое значение.

Оценка влияния на организацию (Y):

  • — сильное влияние;
  • — умеренное влияние; 1 — слабое влияние.

Оценка направленности влияния (Z): +1 — позитивная направленность; -1 — негативная направленность.

Таким образом, внешняя среда прямого воздействия имеет довольно благоприятный характер.

Анализ внешней среды косвенного воздействия осуществляется с помощью PEST — анализа. Проведём качественный (табл. 16) и количественный (табл. 15) PEST-анализ.

Таблица 15. Количественный PEST-анализ.

Факторы.

Важность для отрасли.

Влияние на организацию.

Направленность влияния.

Степень важности.

X.

Y.

Z.

S=X х Y х Z.

Политические и правовые факторы.

— 1.

+2.

Экономические факторы.

— 1.

— 6.

Социальные факторы.

+1.

+2.

Технологические и технические факторы.

+1.

+2.

Оценка важности фактора для отрасли (X):

3 — большое значение;

  • — умеренное значение;
  • — слабое значение.

Оценка влияния на организацию (Y):

  • — сильное влияние;
  • — умеренное влияние;
  • 1 — слабое влияние.

Оценка направленности влияния (Z):

+1 — позитивная направленность;

— 1 — негативная направленность.

Таблица 16. Качественный PEST-анализ.

PEST-факторы.

Что дает возможность?

Что дает угрозу?

Политические и правовые факторы.

  • 1 Стабильная политическая ситуация в стране;
  • 2 Выход нового закона об ОЭЗ в Калининградской области
  • 1 Несовершенство государственной политики в области инвестирования;
  • 2 Недостаточное внимание поддержке строительства со стороны государства;
  • 3 Высокие таможенные барьеры, визовые режимы;
  • 4 Неэффективная практика исполнения существующего законодательства.

Экономические факторы.

  • 1 Рост покупательной способности рубля;
  • 2 Снижение ставки рефинансирования вызовет снижение банковских ставок по кредитам;
  • 3 Понижение курса доллара и его стабилизация;
  • 4 Продолжение экономического роста;
  • 5 Улучшение деятельности банковской системы.
  • 1 Повышение цен на энергоносители;
  • 2 Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность;
  • 3 Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства;
  • 4 Повышение цен на транспортные перевозки;
  • 5 Несовершенство налогообложения;
  • 6 Неблагоприятный деловой климат;
  • 7 Сильное падение объемов капиталовложений, опережающее по своим темпам производственный спад.

Социальные факторы.

  • 1 Рост денежных доходов населения;
  • 2 Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию;
  • 3 Изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами;
  • 4 Особое внимание уделяется

совершенствованию системы трудовых отношений на основе социального партнёрства и реформирования трудового законодательства.

  • 1 Рост задолженности по заработной плате;
  • 2 Социальная незащищённость населения;
  • 3 Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления.

Технологические и технические факторы.

  • 1 Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования;
  • 2 Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет-технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.
  • 1 Критическое состояние производственной инфраструктуры;
  • 2 Низкая инновационная активность и невысокие темпы развития высокотехнологичного сектора экономики;
  • 3 Возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту продукции и уровню затрат.

PEST-анализ позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит довольно благоприятный характер.

Наибольшую угрозу для ООО «@@@» представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны. Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

Обобщим полученные в ходе анализа внешней среды результаты и составим матрицу профиля среды (табл. 17).

Таблица 17. Матрица профиля внешней среды.

Факторы.

Важность для отрасли Х.

Влияние на организацию Y.

Направленность влияния Z.

Степень важности S=X х Y х Z.

Политические и правовые факторы.

— 1.

+2.

Экономические факторы.

— 1.

— 6.

Социальные факторы.

+1.

+2.

Технологические и технические факторы.

+1.

+2.

Конкуренты.

— 1.

— 3.

Поставщики.

+1.

+4.

Покупатели.

+1.

+9.

С учётом факторов внешней среды прямого воздействия также можно сделать вывод о том, что внешняя среда организации имеет скорее благоприятный характер.

Анализ внешней среды предприятия ООО «@@@» показал, что наибольшую угрозу для компании представляют экономические факторы. В наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями, прежде всего со стороны покупателей и поставщиков, предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой