Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ результатов исследования уровня сформированности УДД младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализировав методику № 3 «Лесенка-самооценка» можно сделать вывод, что у младших школьников с низкой самооценкой в классе 10% (2 человека). Здесь возможна погрешность, поскольку иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с другом, плохая отметка и т. д. Итак, у испытуемых развитие системы универсальных учебных действий в составе… Читать ещё >

Анализ результатов исследования уровня сформированности УДД младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

школьник учебный действие методика По методике № 1 «Лесенка побуждений» было выявлено 65% детей с адекватным позитивным отношением к учению от числа испытуемых. Из них: ориентация на овладение новыми знания — 39%, ориентация на процесс учения — 22%, ориентация на усвоение способа получения знаний 39% (См. таблица 11):

Таблица 11 — Результаты методики «Лесенка побуждений».

Фамилии, имя ребенка.

Действия ребенка.

Лиза А.

Я хочу учиться, потому что мне нравятся занятия.

Виталий В.

Я хочу учиться, для того чтобы получить хорошие оценки.

Михаил В.

Я хочу учиться, для того чтобы все знать.

Алена В.

Я хочу учиться, для того чтобы все знать.

Павел Е.

Я учусь, для того чтобы получить хорошие оценки.

Дарья З.

Я хочу учиться, потому что мне нравятся занятия.

Дима К.

Я хочу учиться, для того чтобы все знать.

Егор Л.

Я хочу учиться, потому что мне нравятся занятия.

Катя М.

Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи.

Сергей М.

Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки.

Ольга М.

Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки.

Ксения М.

Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи.

Никита Н.

Я хочу учиться, для того чтобы все знать.

Женя Н.

Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи.

Рита П.

Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи.

Алина П.

Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки.

Кирилл Ф.

Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи.

Даша Х.

Я хочу учиться, для того чтобы все знать.

Алеша Ч.

Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки.

Настя Ш.

Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки.

Результаты методики «Лесенка побуждений» наглядно отображает следующая диаграмма (рис. 1):

Познавательные мотивы.

Рисунок 1 — Познавательные мотивы.

Остальные 35% (Настя Ш., Алеша Ч., Алина П., Сергей М., Павел Е., Виталий В., Ольга М.) составили младшие школьники, ориентированные на получение оценки. Это подтверждает приведенная ниже таблица (См. таблицу 12):

Таблица12 — Отношение дошкольников к занятиям.

Фамилии, имя ребенка.

Позитивное отношение к учению.

Негативное отношение к учению.

Лиза А.

Виталий В.

_.

Михаил В.

Алена В.

Павел Е.

_.

Дарья З.

Дима К.

Егор Л.

Катя М.

Сергей М.

_.

Ольга М.

_.

Ксения М.

Никита Н.

Женя Н.

Рита П.

Алина П.

_.

Кирилл Ф.

Даша Х.

Алеша Ч.

_.

Настя Ц.

_.

Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы, ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.

Это подтверждает исследования ученых: то, что имеет отношение к занятиям, оказывается значимым. В то же время у младших школьников заметно преобладание мотивов «учение ради оценки». Однако это имеет большое значение при формировании мотива.

Исследуя социальные мотивы, выяснилось, что стремление быть полезным обществу характерно всего 10% детей (Катя М., Егор Л.). Остальные социальные мотивы распределились по 30% - на каждое задания по 6 человек (См. таблицу 12).

Таблица 13 — Соотношение мотивов обучения.

Фамилии, имя ребенка.

Действия ребенка.

Лиза А.

Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Виталий В.

Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Михаил В.

Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей.

Алена В.

Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Павел Е.

Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами.

Дарья З.

Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей.

Дима К.

Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей.

Егор Л.

Я хочу учиться, для того чтобы быть полезным людям.

Катя М.

Я хочу учиться, для того чтобы быть полезным людям.

Сергей М.

Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей.

Ольга М.

Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Ксения М.

Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей.

Никита Н.

Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами.

Женя Н.

Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Рита П.

Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей.

Алина П.

Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами.

Кирилл Ф.

Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами.

Даша Х.

Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Алеша Ч.

Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами.

Настя Ц.

Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами.

Результаты сравнения мотивов обучения.

Рисунок 2 — Результаты сравнения мотивов обучения

Познавательная активность преобладает у 22% дошкольников, а социальной мотивации -15% испытуемых, у остальных 63% испытуемых присутствуют оба мотива (См. рисунок 2).

Таким образом, социальный мотив уже достаточно развит у младших школьников. Это является существенной предпосылкой для развития чувства долга перед обществом и при умелом руководстве педагога может быть не только осознаваемыми, но и действенными. Но ведущим мотивом остается по-прежнему познавательный.

По методике № 2 «Лесенкауроков», сделаем следующие выводы: 30% детей отметили самыми интересными уроки физической культуры. В этом нет ничего удивительного, т.к. физкультура отличается эмоциональностью, возможностью двигаться, полезностью для здоровья (См. рисунок 3).

Ниже на уровень (20% детей) стоит ИЗО. Этот предмет созвучен природе младшего школьника: он предполагает использовать фантазию, эмоционален, содержит творческое начало.

Музыка, как вид искусства, отметило 20% младших школьников. Эти уроки нравится детям тем, что на нем можно дать выход своим чувствам, эмоциям.

Разделили поровну (15%) занятия по обучению грамоте, математике и чтению. 10% детей интересным занятия «Технология» и 0,5% детей — предмет «Окружающий мир».

Таблица 13 — Показатели диагностики учебных предпочтений.

Фамилии, имя ребенка.

Действия ребенка по выбору урока.

Лиза А.

ИЗО.

Виталий В.

Физкультура.

Михаил В.

Физкультура.

Алена В.

Музыка.

Павел Е.

ИЗО.

Дарья З.

Математика.

Дима К.

Музыка.

Егор Л.

Физкультура.

Катя М.

Обучение грамоте.

Сергей М.

Окружающий мир

Ольга М.

Физкультура.

Ксения М.

Чтение.

Никита Н.

ИЗО.

Женя Н.

Физкультура.

Рита П.

Музыка.

Алина П.

Технология.

Кирилл Ф.

Физкультура.

Даша Х.

Технология.

Алеша Ч.

Музыка.

Настя Ц.

ИЗО.

Таким образом, доминирующими являются уроки, в основе которых лежит движение, творчество, эмоции.

Показатели диагностики учебных предпочтений.

Рисунок 3 — Показатели диагностики учебных предпочтений.

Теоретические материалы нашли свое подтверждение в ходе эксперимента: учебная деятельность — ведущая в младшем школьном возрасте, начинает только проявляться. Интересы младших школьников, как правило, действительно обусловлены занимательностью. Привлекают занятия с игровыми моментами, с преобладанием эмоционального материала. Не многие дети еще начинают понимать и переживать специфические особенности занятия как учебного предмета.

Однако отношение детей к занятиям может изменяться. Многие дети начинают тяготиться занятиями, уменьшается их старательность, авторитет педагогов падает.

Поэтому так необходимо педагогу формировать позитивное отношение к обучению, повышать их познавательную активность.

Проанализировав методику № 3 «Лесенка-самооценка» можно сделать вывод, что у младших школьников с низкой самооценкой в классе 10% (2 человека). Здесь возможна погрешность, поскольку иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с другом, плохая отметка и т. д.

На 1−3 ступеньке — низкий уровень самооценки — 10% (Рита П., Алеша Ч.). На 4 — 5 ступеньке — средний уровень самооценки (правильный) — 80%, 16 человек. На 10 ступеньке -10% (Сергей М., Алина П.) — высокий уровень самооценки (завышенная). Как видно из результатов анализа, к семи годам у ребенка формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности, но самооценка по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии. В беседе с детьми можно было услышать: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку, потому что мама говорит, что я неаккуратный и грязно пишу в тетрадях» и т. п. Начиная с 7 ступеньки у школьников — резко заниженная самооценка (См. рисунок 5). Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.

Уровень самооценки младших школьников.

Рисунок 5 — Уровень самооценки младших школьников.

Итак, у испытуемых развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлено в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.

Вместе с тем, у детей младшего школьного возраста данной группы развиты познавательные мотивы больше, чем социальные. Хотя уровень мотивации все же недостаточно высок. Самооценка детей находится в соответствии возрастной норме. В итоге — низкий уровень позитивного отношения к учению имеется у 25% обучающихся (Сергей М., Виталий В., Даша Х., Кирилл Ф., Женя Н.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой