Анализ результатов исследования уровня сформированности УДД младших школьников
Проанализировав методику № 3 «Лесенка-самооценка» можно сделать вывод, что у младших школьников с низкой самооценкой в классе 10% (2 человека). Здесь возможна погрешность, поскольку иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с другом, плохая отметка и т. д. Итак, у испытуемых развитие системы универсальных учебных действий в составе… Читать ещё >
Анализ результатов исследования уровня сформированности УДД младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
школьник учебный действие методика По методике № 1 «Лесенка побуждений» было выявлено 65% детей с адекватным позитивным отношением к учению от числа испытуемых. Из них: ориентация на овладение новыми знания — 39%, ориентация на процесс учения — 22%, ориентация на усвоение способа получения знаний 39% (См. таблица 11):
Таблица 11 — Результаты методики «Лесенка побуждений».
Фамилии, имя ребенка. | Действия ребенка. |
Лиза А. | Я хочу учиться, потому что мне нравятся занятия. |
Виталий В. | Я хочу учиться, для того чтобы получить хорошие оценки. |
Михаил В. | Я хочу учиться, для того чтобы все знать. |
Алена В. | Я хочу учиться, для того чтобы все знать. |
Павел Е. | Я учусь, для того чтобы получить хорошие оценки. |
Дарья З. | Я хочу учиться, потому что мне нравятся занятия. |
Дима К. | Я хочу учиться, для того чтобы все знать. |
Егор Л. | Я хочу учиться, потому что мне нравятся занятия. |
Катя М. | Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи. |
Сергей М. | Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки. |
Ольга М. | Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки. |
Ксения М. | Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи. |
Никита Н. | Я хочу учиться, для того чтобы все знать. |
Женя Н. | Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи. |
Рита П. | Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи. |
Алина П. | Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки. |
Кирилл Ф. | Я хочу учиться, для того чтобы научиться самому решать задачи. |
Даша Х. | Я хочу учиться, для того чтобы все знать. |
Алеша Ч. | Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки. |
Настя Ш. | Я хочу учиться, для того чтобы в будущем получать хорошие оценки. |
Результаты методики «Лесенка побуждений» наглядно отображает следующая диаграмма (рис. 1):
Рисунок 1 — Познавательные мотивы.
Остальные 35% (Настя Ш., Алеша Ч., Алина П., Сергей М., Павел Е., Виталий В., Ольга М.) составили младшие школьники, ориентированные на получение оценки. Это подтверждает приведенная ниже таблица (См. таблицу 12):
Таблица12 — Отношение дошкольников к занятиям.
Фамилии, имя ребенка. | Позитивное отношение к учению. | Негативное отношение к учению. |
Лиза А. | ||
Виталий В. | _. | |
Михаил В. | ||
Алена В. | ||
Павел Е. | _. | |
Дарья З. | ||
Дима К. | ||
Егор Л. | ||
Катя М. | ||
Сергей М. | _. | |
Ольга М. | _. | |
Ксения М. | ||
Никита Н. | ||
Женя Н. | ||
Рита П. | ||
Алина П. | _. | |
Кирилл Ф. | ||
Даша Х. | ||
Алеша Ч. | _. | |
Настя Ц. | _. |
Реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы, ради их получения ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание.
Это подтверждает исследования ученых: то, что имеет отношение к занятиям, оказывается значимым. В то же время у младших школьников заметно преобладание мотивов «учение ради оценки». Однако это имеет большое значение при формировании мотива.
Исследуя социальные мотивы, выяснилось, что стремление быть полезным обществу характерно всего 10% детей (Катя М., Егор Л.). Остальные социальные мотивы распределились по 30% - на каждое задания по 6 человек (См. таблицу 12).
Таблица 13 — Соотношение мотивов обучения.
Фамилии, имя ребенка. | Действия ребенка. |
Лиза А. | Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. |
Виталий В. | Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. |
Михаил В. | Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей. |
Алена В. | Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. |
Павел Е. | Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами. |
Дарья З. | Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей. |
Дима К. | Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей. |
Егор Л. | Я хочу учиться, для того чтобы быть полезным людям. |
Катя М. | Я хочу учиться, для того чтобы быть полезным людям. |
Сергей М. | Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей. |
Ольга М. | Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. |
Ксения М. | Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей. |
Никита Н. | Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами. |
Женя Н. | Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. |
Рита П. | Я хочу учиться, для того чтобы своими успехами радовать родителей. |
Алина П. | Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами. |
Кирилл Ф. | Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами. |
Даша Х. | Я хочу учиться, для того чтобы за мои успехи меня уважали товарищи. |
Алеша Ч. | Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами. |
Настя Ц. | Я хочу учиться, для того чтобы учитель был доволен моими успехами. |
Рисунок 2 — Результаты сравнения мотивов обучения
Познавательная активность преобладает у 22% дошкольников, а социальной мотивации -15% испытуемых, у остальных 63% испытуемых присутствуют оба мотива (См. рисунок 2).
Таким образом, социальный мотив уже достаточно развит у младших школьников. Это является существенной предпосылкой для развития чувства долга перед обществом и при умелом руководстве педагога может быть не только осознаваемыми, но и действенными. Но ведущим мотивом остается по-прежнему познавательный.
По методике № 2 «Лесенкауроков», сделаем следующие выводы: 30% детей отметили самыми интересными уроки физической культуры. В этом нет ничего удивительного, т.к. физкультура отличается эмоциональностью, возможностью двигаться, полезностью для здоровья (См. рисунок 3).
Ниже на уровень (20% детей) стоит ИЗО. Этот предмет созвучен природе младшего школьника: он предполагает использовать фантазию, эмоционален, содержит творческое начало.
Музыка, как вид искусства, отметило 20% младших школьников. Эти уроки нравится детям тем, что на нем можно дать выход своим чувствам, эмоциям.
Разделили поровну (15%) занятия по обучению грамоте, математике и чтению. 10% детей интересным занятия «Технология» и 0,5% детей — предмет «Окружающий мир».
Таблица 13 — Показатели диагностики учебных предпочтений.
Фамилии, имя ребенка. | Действия ребенка по выбору урока. |
Лиза А. | ИЗО. |
Виталий В. | Физкультура. |
Михаил В. | Физкультура. |
Алена В. | Музыка. |
Павел Е. | ИЗО. |
Дарья З. | Математика. |
Дима К. | Музыка. |
Егор Л. | Физкультура. |
Катя М. | Обучение грамоте. |
Сергей М. | Окружающий мир |
Ольга М. | Физкультура. |
Ксения М. | Чтение. |
Никита Н. | ИЗО. |
Женя Н. | Физкультура. |
Рита П. | Музыка. |
Алина П. | Технология. |
Кирилл Ф. | Физкультура. |
Даша Х. | Технология. |
Алеша Ч. | Музыка. |
Настя Ц. | ИЗО. |
Таким образом, доминирующими являются уроки, в основе которых лежит движение, творчество, эмоции.
Рисунок 3 — Показатели диагностики учебных предпочтений.
Теоретические материалы нашли свое подтверждение в ходе эксперимента: учебная деятельность — ведущая в младшем школьном возрасте, начинает только проявляться. Интересы младших школьников, как правило, действительно обусловлены занимательностью. Привлекают занятия с игровыми моментами, с преобладанием эмоционального материала. Не многие дети еще начинают понимать и переживать специфические особенности занятия как учебного предмета.
Однако отношение детей к занятиям может изменяться. Многие дети начинают тяготиться занятиями, уменьшается их старательность, авторитет педагогов падает.
Поэтому так необходимо педагогу формировать позитивное отношение к обучению, повышать их познавательную активность.
Проанализировав методику № 3 «Лесенка-самооценка» можно сделать вывод, что у младших школьников с низкой самооценкой в классе 10% (2 человека). Здесь возможна погрешность, поскольку иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с другом, плохая отметка и т. д.
На 1−3 ступеньке — низкий уровень самооценки — 10% (Рита П., Алеша Ч.). На 4 — 5 ступеньке — средний уровень самооценки (правильный) — 80%, 16 человек. На 10 ступеньке -10% (Сергей М., Алина П.) — высокий уровень самооценки (завышенная). Как видно из результатов анализа, к семи годам у ребенка формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности, но самооценка по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии. В беседе с детьми можно было услышать: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку, потому что мама говорит, что я неаккуратный и грязно пишу в тетрадях» и т. п. Начиная с 7 ступеньки у школьников — резко заниженная самооценка (См. рисунок 5). Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.
Рисунок 5 — Уровень самооценки младших школьников.
Итак, у испытуемых развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлено в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Вместе с тем, у детей младшего школьного возраста данной группы развиты познавательные мотивы больше, чем социальные. Хотя уровень мотивации все же недостаточно высок. Самооценка детей находится в соответствии возрастной норме. В итоге — низкий уровень позитивного отношения к учению имеется у 25% обучающихся (Сергей М., Виталий В., Даша Х., Кирилл Ф., Женя Н.).