Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегический и оперативный контроллинг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге «Стратегическое руководство предприятием» выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг: Системы показателей оценки деятельности предприятия в контроллинге должны отражать результативность деятельности и быть ориентированы… Читать ещё >

Стратегический и оперативный контроллинг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стратегический контроллинг — важнейшая составляющая контроллинга, управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.

Цель стратегического контроллинга — формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.

В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге «Стратегическое руководство предприятием» выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг:

  • 1. Проверка стратегических планов на их полноту и формальную и материальную консистентность.
  • 2. Текущий контроль «критических» внутренних и внешних условий, лежащих в основе стратегических планов.
  • 3. Контроль стратегически важных решений, исходя из аспекта сроков.
  • 4. Контроль важных этапных целей при реализации стратегически важных предпосылок, исходя из аспекта сроков.
  • 5. Текущий контроль оперативных действий в отношении возможных стратегически вредных побочных и результативных действий.
  • 6. Проверка стратегической ситуации предприятия на основе самостоятельных и поступающих анализов, предпринимаемая регулярно или в соответственно индивидуальные установленные промежутки времени.
  • 7. Периодическая проверка разграничения стратегических единиц предприятия, а также соответственно для этого действующих критериев.
  • 8. Периодический контроль определяющих для стратегических решений принципов деятельности предприятия.

Цель стратегического контроллинга по мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения «оперативных» проблем.

С учетом современного развития можно выделить следующие задачи стратегического контроллинга:

  • * установление качественных и количественных целей фирмы;
  • * ответственность за стратегическое планирование;
  • * разработка системы альтернативных стратегий;
  • * определение критических точек во внешней и внутренней среде для системы альтернативных стратегий;
  • * определение «узких» и поиск «слабых» мест. Управление «узкими» и «слабыми местами» ;
  • * формирование системы показателей для информационной системы контроллинга;
  • * управление отклонением фактических показателей от плановых (нормативных);
  • * управление отклонениями;
  • * управление системой мотивации;
  • * управление экономическим потенциалом предприятия.

Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга.

К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:

  • ? анализ баланса, расчет прибыли и убытков;
  • ? расчет затрат и производительности;
  • ? отчетность;
  • ? система информации, планирования и контроля;
  • ? система показателей;
  • ? краткосрочный и среднесрочный расчет успеха;
  • ? расчет суммы маржи и брейк-эвен-анализ;
  • ? АВС-анализ;
  • ? расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
  • ? программы снижения затрат и рационализации;
  • ? анализ предприятия;
  • ? планы стратегии, анализы рынка, анализы сильных и слабых сторон;
  • ? портфолио-анализы и эмпирические кривые;
  • ? анализ жизненного цикла продукции;
  • ? анализ стоимости;
  • ? анализы рабочего времени;
  • ? аддитивные модели управления эффективностью производства;
  • ? мультипликативные модели управления эффективностью производства.

Установление стратегических целей начинается с анализа факторов внешней и внутренней среды.

Следует заметить, что система контроллинга должна формировать систему факторов внешней и внутренней среды. Выбор конкретных факторов — дело сугубо индивидуальное для каждой конкретной фирмы. Процесс выбора зависит от целей, конкретной ситуации, возможностей системы учета и анализа.

Стратегическое планирование в контроллинге имеет следующие фазы:

  • -поиск и формулирование стратегической цели.
  • -оформление и оценка стратегии и принятие стратегических решений.

Оформление и оценка стратегий — на этой фазе фиксируется исходная ситуация, потенциалы и «стратегические» люки. Люк — разность между возможными реальными результатами.

Стратегическое решение принимается после устранения люков через реструктуризацию или через создание новой структуры (реинжиниринг). Осуществляется на основе плановых показателей путем сравнения факта и плана. Большую роль играет сравнение с нормативами. Стратегически контроль ведется не только по предприятию в целом, но и по его подразделениям. При этом возникает проблема измерения показателей и их интеграции.

Стратегический контроль предполагает формирование контролируемых величин, проведение контрольной оценки.

Оперативный контроллинг.

Его лозунг можно сформулировать как — «Делать дело правильно» .

Функции — достижения конкретных целей и решение задач Показатели — результаты (прибыль, рентабельность, ликвидность.).

Временные рамки — относительно краткосрочный период.

Он охватывает все функциональные области с последующей интеграцией:

  • · Контроллинг оперативного маркетинга (исследования и продвижение) — контроль результатов — эффективность работы на сегментах (объект контроллинга — перевод в прямые затраты), эффективность маркетинговых мероприятия / затрат на них
  • · Контроллинг логистики — поставки, оценка эффективности закупок / затраты на закупки, логистический анализ производства и т. п.
  • · Финансовый контроллинг — поддержание рентабельности и ликвидности предприятия, сбалансированной структуры капитала, план-баланс и потоков по видам деятельности, текущий (средне и краткосрочный) бюджет, объединяющий (интеграционный) по видам деятельности и выплат-платежей, поддержание ликвидных резервов для ликвидации дефицита (коэффициенты ликвидности и т. п.)
  • · Контроллинг инвестиций — проект контроллинг, т. е. оценка и оперативное управление инвестиционными проектами

Инструменты, применяемые при оперативном контроллинге:

  • · АВС-анализ
  • · XYZ — анализ
  • · Анализ по точке безубыточности,
  • · Метод расчета сумм покрытия,
  • · Финансовый анализ
  • · Факторный анализ

Оперативный управленческий учет и контроль — система выбранных показателей должна предоставлять менеджерам информацию о том, как идет продвижение к намеченным целям. Кроме того, система должна предупреждать об выявленных проблемах — препятствиях на пути этого продвижения и сигнализировать об ухудшении ситуации Взаимодействие стратегического (а) и оперативного (б) контроллинга — может быть символически представлено, как зубчатая передача:

Стратегический и оперативный контроллинг.
  • а) Путь наверх — поиск и выбор пути развития
  • б) Путь вниз — реализация плана

Таблица 1 дает сводную картину отличий двух видов контроллинга:

Таблица 1.

Признаки.

Стратегический.

Оперативный.

Организационная иерархия.

Высшее руководство.

Все уровни с упором на средний.

Неопределенность.

Существенно выше.

Меньше.

Вид проблем.

Проблемы слабо структурированы.

Относительно хорошо структурированы.

Горизонт.

Долгосрочные и среднесрочные аспекты.

Среднесрочные и краткосрочные аспекты.

Информация.

В основном из внешней среды.

В основном внутри предприятия.

Альтернативы.

Широкий спектр

Спектр ограничен.

Охват.

Концентрация на отдельных важных позициях.

Все функциональные области с последующей интеграцией.

Детализация.

Невысокая.

Относительно большая.

Индикаторы.

Потенциалы успеха.

Эффективность и риски: прибыль, рентабельность, ликвидность и т. п.

Системы показателей оценки деятельности предприятия в контроллинге должны отражать результативность деятельности и быть ориентированы на прогнозирование будущей деятельности и принятие решений Среди финансовых показателей в контроллинге различают показатели:

  • 1. Логико-дедуктивные:
    • · Дюпон
    • · Pyramid Structure of Ratios
    • · ZWEI и т. п.
  • 2. Эмпирико-индуктивныенапример, раннего прогнозирования возможной неплатежеспособности предприятий (Бивер, Альтман, Camelдля банков).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой