Стратегический и оперативный контроллинг
![Реферат: Стратегический и оперативный контроллинг](https://gugn.ru/work/7306096/cover.png)
В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге «Стратегическое руководство предприятием» выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг: Системы показателей оценки деятельности предприятия в контроллинге должны отражать результативность деятельности и быть ориентированы… Читать ещё >
Стратегический и оперативный контроллинг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стратегический контроллинг — важнейшая составляющая контроллинга, управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.
Цель стратегического контроллинга — формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.
В экономической литературе большое внимание уделяется вопросам направленности действия стратегического контроллинга. Так А. Гэльвайтер в своей книге «Стратегическое руководство предприятием» выделяет восемь проблем, которые может решить стратегический контроллинг:
- 1. Проверка стратегических планов на их полноту и формальную и материальную консистентность.
- 2. Текущий контроль «критических» внутренних и внешних условий, лежащих в основе стратегических планов.
- 3. Контроль стратегически важных решений, исходя из аспекта сроков.
- 4. Контроль важных этапных целей при реализации стратегически важных предпосылок, исходя из аспекта сроков.
- 5. Текущий контроль оперативных действий в отношении возможных стратегически вредных побочных и результативных действий.
- 6. Проверка стратегической ситуации предприятия на основе самостоятельных и поступающих анализов, предпринимаемая регулярно или в соответственно индивидуальные установленные промежутки времени.
- 7. Периодическая проверка разграничения стратегических единиц предприятия, а также соответственно для этого действующих критериев.
- 8. Периодический контроль определяющих для стратегических решений принципов деятельности предприятия.
Цель стратегического контроллинга по мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения «оперативных» проблем.
С учетом современного развития можно выделить следующие задачи стратегического контроллинга:
- * установление качественных и количественных целей фирмы;
- * ответственность за стратегическое планирование;
- * разработка системы альтернативных стратегий;
- * определение критических точек во внешней и внутренней среде для системы альтернативных стратегий;
- * определение «узких» и поиск «слабых» мест. Управление «узкими» и «слабыми местами» ;
- * формирование системы показателей для информационной системы контроллинга;
- * управление отклонением фактических показателей от плановых (нормативных);
- * управление отклонениями;
- * управление системой мотивации;
- * управление экономическим потенциалом предприятия.
Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга.
К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:
- ? анализ баланса, расчет прибыли и убытков;
- ? расчет затрат и производительности;
- ? отчетность;
- ? система информации, планирования и контроля;
- ? система показателей;
- ? краткосрочный и среднесрочный расчет успеха;
- ? расчет суммы маржи и брейк-эвен-анализ;
- ? АВС-анализ;
- ? расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
- ? программы снижения затрат и рационализации;
- ? анализ предприятия;
- ? планы стратегии, анализы рынка, анализы сильных и слабых сторон;
- ? портфолио-анализы и эмпирические кривые;
- ? анализ жизненного цикла продукции;
- ? анализ стоимости;
- ? анализы рабочего времени;
- ? аддитивные модели управления эффективностью производства;
- ? мультипликативные модели управления эффективностью производства.
Установление стратегических целей начинается с анализа факторов внешней и внутренней среды.
Следует заметить, что система контроллинга должна формировать систему факторов внешней и внутренней среды. Выбор конкретных факторов — дело сугубо индивидуальное для каждой конкретной фирмы. Процесс выбора зависит от целей, конкретной ситуации, возможностей системы учета и анализа.
Стратегическое планирование в контроллинге имеет следующие фазы:
- -поиск и формулирование стратегической цели.
- -оформление и оценка стратегии и принятие стратегических решений.
Оформление и оценка стратегий — на этой фазе фиксируется исходная ситуация, потенциалы и «стратегические» люки. Люк — разность между возможными реальными результатами.
Стратегическое решение принимается после устранения люков через реструктуризацию или через создание новой структуры (реинжиниринг). Осуществляется на основе плановых показателей путем сравнения факта и плана. Большую роль играет сравнение с нормативами. Стратегически контроль ведется не только по предприятию в целом, но и по его подразделениям. При этом возникает проблема измерения показателей и их интеграции.
Стратегический контроль предполагает формирование контролируемых величин, проведение контрольной оценки.
Оперативный контроллинг.
Его лозунг можно сформулировать как — «Делать дело правильно» .
Функции — достижения конкретных целей и решение задач Показатели — результаты (прибыль, рентабельность, ликвидность.).
Временные рамки — относительно краткосрочный период.
Он охватывает все функциональные области с последующей интеграцией:
- · Контроллинг оперативного маркетинга (исследования и продвижение) — контроль результатов — эффективность работы на сегментах (объект контроллинга — перевод в прямые затраты), эффективность маркетинговых мероприятия / затрат на них
- · Контроллинг логистики — поставки, оценка эффективности закупок / затраты на закупки, логистический анализ производства и т. п.
- · Финансовый контроллинг — поддержание рентабельности и ликвидности предприятия, сбалансированной структуры капитала, план-баланс и потоков по видам деятельности, текущий (средне и краткосрочный) бюджет, объединяющий (интеграционный) по видам деятельности и выплат-платежей, поддержание ликвидных резервов для ликвидации дефицита (коэффициенты ликвидности и т. п.)
- · Контроллинг инвестиций — проект контроллинг, т. е. оценка и оперативное управление инвестиционными проектами
Инструменты, применяемые при оперативном контроллинге:
- · АВС-анализ
- · XYZ — анализ
- · Анализ по точке безубыточности,
- · Метод расчета сумм покрытия,
- · Финансовый анализ
- · Факторный анализ
Оперативный управленческий учет и контроль — система выбранных показателей должна предоставлять менеджерам информацию о том, как идет продвижение к намеченным целям. Кроме того, система должна предупреждать об выявленных проблемах — препятствиях на пути этого продвижения и сигнализировать об ухудшении ситуации Взаимодействие стратегического (а) и оперативного (б) контроллинга — может быть символически представлено, как зубчатая передача:
![Стратегический и оперативный контроллинг.](/img/s/9/00/2039300_1.png)
- а) Путь наверх — поиск и выбор пути развития
- б) Путь вниз — реализация плана
Таблица 1 дает сводную картину отличий двух видов контроллинга:
Таблица 1.
Признаки. | Стратегический. | Оперативный. |
Организационная иерархия. | Высшее руководство. | Все уровни с упором на средний. |
Неопределенность. | Существенно выше. | Меньше. |
Вид проблем. | Проблемы слабо структурированы. | Относительно хорошо структурированы. |
Горизонт. | Долгосрочные и среднесрочные аспекты. | Среднесрочные и краткосрочные аспекты. |
Информация. | В основном из внешней среды. | В основном внутри предприятия. |
Альтернативы. | Широкий спектр | Спектр ограничен. |
Охват. | Концентрация на отдельных важных позициях. | Все функциональные области с последующей интеграцией. |
Детализация. | Невысокая. | Относительно большая. |
Индикаторы. | Потенциалы успеха. | Эффективность и риски: прибыль, рентабельность, ликвидность и т. п. |
Системы показателей оценки деятельности предприятия в контроллинге должны отражать результативность деятельности и быть ориентированы на прогнозирование будущей деятельности и принятие решений Среди финансовых показателей в контроллинге различают показатели:
- 1. Логико-дедуктивные:
- · Дюпон
- · Pyramid Structure of Ratios
- · ZWEI и т. п.
- 2. Эмпирико-индуктивныенапример, раннего прогнозирования возможной неплатежеспособности предприятий (Бивер, Альтман, Camelдля банков).