Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Факторы, влияющие на установление трансфертных цен. 
Методы трансфертного ценообразования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансфертное ценообразование — это установление «промежуточных» цен (стоимости полуфабрикатов и других промежуточных продуктов в процессе производства, стоимости «услуг», оказываемых одними подразделениями другим). Являясь частью системы управленческого учета, трансфертное ценообразование позволяет составить экономически обоснованное суждение о доходности отдельных продуктов и услуг, производимых… Читать ещё >

Факторы, влияющие на установление трансфертных цен. Методы трансфертного ценообразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

трансфертный ценообразование налогообложение ответственность Трансфертные цены разрабатываются руководством корпорации на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые не характерны для обычного ценообразования.

К специфическим задачам трансфертного ценообразования относятся:

распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерними компаниями;

минимизация таможенных и налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе;

минимизация политических, экономических и кредитных рисков;

распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК;

завоевание позиций на новых рынках;

перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены запреты или ограничения на перевод прибыли;

намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними компаниями, в связи с опасением требований работников о повышении зарплаты или сокращением персонала.

При определении политики трансфертного ценообразования учитывают такие факторы, как:

экономическую и политическую структуры принимающей страны (уровень таможенных пошлин, квот на импорт и т. п.);

законодательство принимающей страны (налоговое, регулирующее внешнеэкономическую, предпринимательскую деятельность, валютно-кредитную сферу и т. п.);

степень инфляции на рынке принимающей страны;

политические, экономические и кредитные риски (например, вероятность изменения политического курса государства, законодательства, девальвации национальной валюты, риски неплатежей и т. п.);

уровень цен на рынке принимающей страны;

уровень либерализации валютного рынка;

порядок экспатриации (перевода) прибыли из принимающей страны;

порядок выплаты дивидендов в принимающей стране и др.

Предприятия стремятся придерживаться единой политики в области трансфертных цен в глобальном масштабе, приспосабливая ее к:

различиям в национальных законодательствах, таможенно-тарифной политике, налоговому регулированию различных стран;

условиям и требованиями рынков принимающих стран;

стратегии в области управления.

Все перечисленные выше факторы учитываются высшим менеджментом предприятия при принятии решения, какой стране и какой дочерней компании предоставить возможность получения сверхприбыли, в какой стране следует ограничить получение прибыли дочерними компаниями для максимизации финансовых результатов хозяйственной деятельности организации.

Функции и задачи, которые выполняются с помощью трансфертных цен, реализуются на основе единой политики в рамках организации.

Существует также механизм манипуляции трансфертными ценами, который заключается в установлении заведомо высоких либо заведомо низких цен на услуги либо продукцию материнской компании, поставляемую дочерним фирмам.

Путем установления завышенных цен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается. Таким образом, происходит ее перераспределение в пользу материнской компании. В целях перераспределения прибыли в пользу материнской компании используют не только завышенные цены на поставку товара, но и на предоставляемые материнской компанией административные, управленческие, технические, образовательные услуги, а также патенты, лицензии, «ноу-хау» .

Трансфертные цены используют и в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Этого можно достичь, занижая стоимость импортируемых товаров в страну, где расположена дочерняя компания.

Еще одной задачей трансфертного ценообразования является минимизация политических, экономических и кредитных рисков для материнской компании. Цены на импортируемые товары в страны с повышенным риском завышаются для покрытия убытков, которые могут возникнуть в случае возникновения указанных рисков (например, риска неплатежей).

Трансфертные цены являются также механизмом централизованного раздела рынков между дочерними компаниями в целях ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или «трудных» рынках. Определенный филиал ТНК может получить низкие или даже демпинговые цены, что увеличит конкурентные преимущества этой компании на рынке принимающей страны. Для достижения этой цели материнская компания либо выделяет средства, либо изменяет структуру издержек производства (путем занижения доли постоянных затрат).

Методы трансфертного ценообразования.

А. Внутрифирменные расчеты. Трансфертное ценообразование.

Внутрифирменные расчеты — это экономические отношения, обусловленные внутренней средой хозяйствующего субъекта под воздействием рынка. Внутрифирменные расчеты можно подразделить на следующие виды:

  • — расчеты между фирмой, дочерними и зависимыми обществами;
  • — расчеты между фирмой, ее филиалами, представительствами и обособленными рабочими местами, расположенными на отдельных территориях вне основного местоположения фирмы;
  • — расчеты между структурными подразделениями фирмы.

Каждый из видов внутрифирменных расчетов имеет свои особенности, принципы, механизм реализации и нормативную базу. Расчеты между фирмой, дочерними и зависимыми обществами следует квалифицировать как расчеты группы взаимодействующих предприятий. Этот вид расчетов обусловлен требованием возрастания доходности оборотного капитала, инвестированного фирмой, выступающей в качестве головной организации. Механизм реализации расчетов регулируется внешней рыночной средой, оставляя свободу хозяйственного маневра каждому из экономических субъектов в рамках действующего законодательства. Расчеты между фирмой, ее филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями связаны в основном с требованиями налогового законодательства, где предусматриваются отдельные виды налоговых платежей по месту нахождения обособленного структурного подразделения. Расчеты между структурными подразделениями фирмы предназначены для стимулирования эффективности работы персонала. Они строятся на внутрифирменных документах, разработанных и утвержденных руководством с учетом действующего законодательства. В них могут присутствовать элементы рыночных отношений, в частности осуществление внутрихозяйственного оборота на возмездной основе, в том числе с использованием трансфертных цен.

Экономическая эффективность функционирования технологически связанных предприятий во многом определяется механизмом их внутрифирменных расчетов.

Трансфертное ценообразование — это установление «промежуточных» цен (стоимости полуфабрикатов и других промежуточных продуктов в процессе производства, стоимости «услуг», оказываемых одними подразделениями другим). Являясь частью системы управленческого учета, трансфертное ценообразование позволяет составить экономически обоснованное суждение о доходности отдельных продуктов и услуг, производимых предприятием, об эффективности отдельных подразделений в том случае, если производственный цикл обеспечивается несколькими подразделениями, а также когда они участвуют в создании нескольких продуктов. Трансфертное ценообразование аналогично расчетам между двумя независимыми фирмами (так как обычно независимые компании не продают друг другу продукты или услуги по цене, равной себестоимости или ниже) — это главное отличие трансфертного ценообразования от простого распределения затрат между подразделениями в рамках управленческого учета. Итак, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между подразделениями одного юридического Трансфертная цена (ТЦ) — это цена, которая устанавливается на продукты и услуги, производимые внутри транснациональных корпораций или между зависимыми предприятиями, или структурными подразделениями предприятия (одного юридического лица), и являющаяся предметом внутрифирменных товарообменных операций, это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности.

В основе трансфертного ценообразования лежит принцип: оптимальны те ТЦ, которые обеспечивают организации максимально возможную добавленную стоимость.

Трансфертные цены применяются в управлении:

  • — транснациональными корпорациями, имеющими развитую интеграцию экономической деятельности входящих в нее самостоятельных фирм, в том числе многонациональные фирмы, подразделения которых располагаются в различных странах, имеющих различия в уровнях налогообложения;
  • — объединениями фирм или отдельными фирмами, имеющими в своем составе интегрированные предприятия, которые являются юридическими лицами;
  • — крупными предприятиями, с входящими в его структуру подразделениями, не являющимися юридическими лицами и связанными общим участием в производстве и продаже конечного продукта. В данном случае трансфертную цену называют внутрифирменной или расчетной;
  • — коммерческими банками.

Как само понятие трансфертной цены, так и цель ее использования зависит от хозяйствующего субъекта и области применения цен: для крупного предприятия, с входящими в него подразделениями, внутрифирменная трансфертная цена используется для контроля над хозяйственной деятельностью; в транснациональных корпорациях трансфертная цена применяется в целях снижения налоговых выплат. Трансфертное ценообразование направлено на увеличение прибыли за счет минимизации внутрифирменных затрат.

Трансфертное ценообразование может использоваться и в банковской деятельности для управления инфраструктурой банка, развития новых видов деятельности, обеспечения рентабельности и устойчивости.

Условия применения внутрифирменного трансфертного ценообразования связаны с наличием или отсутствием информации о рыночных ценах на внутреннюю продукцию предприятия. Отношения купли-продажи проникают во внутрифирменные связи, и трансфертные цены являются механизмом их осуществления.

Изделия поставляющего подразделения получающему называют полуфабрикатом. Изделие, поставляемое на сторону, называют конечным.

Полуфабрикат подвергается дополнительной обработке и составляет часть издержек получающего подразделения. В случае наличия информации о рыночных ценах на полуфабрикаты установление трансфертных цен ориентируется на ценовую информацию по аналогичным товарам на внешнем рынке. При этом ценовой рыночный механизм, основанный на действии микроэкономических закономерностей, прямо переносится во внутрифирменную среду и подчинен единой ценовой политике предприятия. Подобно установлению контрактных цен, принятая за базу рыночная цена товара-аналога приводится по условиям сделки к цене внутрифирменной продукции.

Метод установления цены зависит от характеристики внутрифирменного рынка полуфабриката и рынка на конечный продукт предприятия с учетом степени конкуренции и ориентирован на оптимальные (максимизирующие прибыль) цены полуфабриката. Этот случай наиболее часто встречается тогда, когда объектом ценообразования является внутренняя продукция корпорации, крупных фирм и их объединений.

Второй случай установления внутрифирменных трансфертных цен на полуфабрикаты — при отсутствии ценовой рыночной информации — предполагает применение каких-либо искусственных (расчетных) методов ценообразования т. е. цена устанавливается в соответствии с некоторым внутренним порядком учета. Если в первом случае система трансфертных цен будет действовать исключительно на принципах ценового механизма (на принципах взаимодействия спроса и предложения), то во втором случае обязательным условием действия внутрифирменного ценового механизма является подкрепление другими, неценовыми механизмами управления экономическими отношениями внутри предприятия: плановыми, организационными и мотивационными.

В настоящее время применяются следующие методы трансфертного ценообразования:

на основе рыночной текущей цены товар на основе метода, ориентированного на предельные издержки;

на основе издержек производства;

на основе метода, ориентированного на договорные цены.

Б. Метод трансфертного ценообразования, ориентирующийся на рыночную текущую цену товара.

Метод трансфертного ценообразования, ориентирующийся на рыночную текущую цену товара, используется в том случае, когда рыночную текущую цену товара, являющегося аналогом полуфабриката, можно рассматривать как верхний предел цены спроса на полуфабрикат. При передаче полуфабриката от одного центра ответственности другому в рыночной цене учитывается реальный вклад поставщика в общий доход предприятия. При этом поставляющее подразделение должно произвести полуфабрикат по текущим рыночным ценам в объеме, при котором предельные издержки его производства станут равными рыночной цене, а прибыль — максимальной. В случае недостаточности объемов поставки полуфабриката, получающее подразделение приобретает недостающее количество полуфабриката на рынке, при этом, не ставя подразделение-поставщика в невыгодные условия, заставляя его выпускать продукцию себе в убыток.

В практике определения внутрифирменной трансфертной цены рыночные цены полуфабриката снижают с учетом расходов, связанных с его продажей на рынке. Решение о производстве полуфабриката внутри предприятия или об отказе его приобретения на рынке принимается в том случае, если внутрифирменная трансфертная цена подразделения, поставляющего полуфабрикат, ниже его рыночной цены.

Преимущество метода состоит в объективном характере рыночных цен, в связи с чем установленные ТЦ не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности.

В теории трансфертного ценообразования исследованы шесть случаев поведения поставляющего и принимающего подразделения внутри предприятия:

при совершенном рынке полуфабрикатов и несовершенном рынке конечной продукции;

при несовершенном рынке полуфабрикатов и несовершенном рынке конечной продукции;

при несовершенном рынке полуфабрикатов и совершенном рынке конечной продукции;

при совершенном рынке полуфабрикатов и совершенном рынке конечной продукции;

при отсутствии рынка на полуфабрикаты и наличии совершенного рынка конечной продукции;

при отсутствии рынка на полуфабрикаты и наличии несовершенного рынка конечной продукции.

Анализ всех типов ценового поведения подразделений основан на известных микроэкономических принципах максимизации прибыли каждого подразделения и предприятия в целом, работающих в условиях совершенной или несовершенной (монопольной) конкуренции на рынках полуфабрикатов и рынке конечной продукции.

Пятый и шестой типы ценового поведения внутрифирменных подразделений учитывают то обстоятельство, что некоторые предприятия не имеют рынка полуфабриката и ценовой информации о нем, либо она недостоверна ввиду несопоставимого различия условий сделок по анализируемому и рыночному полуфабрикату-аналогу. В этом случае, ориентируясь на рыночную цену конечной продукции, трансфертную цену следует определять исходя из знания предельных затрат ее производства, а также предельных затрат изготовления полуфабрикатов в подразделениях предприятия.

В. Метод трансфертного ценообразования, ориентирующийся на предельные издержки.

Этот метод применяется, если невозможно установить ТЦ на базе рыночных цен и имеет теоретически обоснованные преимущества рыночного ценообразования. Но при этом возникает ряд методологических и практических сложностей, особенно, для предприятий, работающих на рынке олигополистической конкуренции, ценовая политика которых выстраивается с учетом реакции конкурентов.

Трудности применения этого метода для определения внутрифирменной трансфертной цены состоят в следующем:

  • — в отсутствии надежных оценок функции рыночного спроса на продукцию предприятия на регионально-отраслевом и отраслевом рынке, в том числе с учетом экспортного спроса;
  • — в трудности оценки самих предельных издержек производства и продукции методами, которые используются в микроэкономической теории.

Для фирм, работающих на рынке совершенной конкуренции, линия предельной выручки совпадает с линией спроса. Трансфертные цены полуфабрикатов подразделений соответствуют оптимальному объему выпуска продукции предприятия в целом, который определяется из равенства предельной выручки от реализации конечной продукции предельным затратам ее производства, представляющим собой сумму предельных затрат i-x подразделений.

Данный метод характерен также для оценки внутрифирменных трансфертных цен в коротком периоде, когда цена на продукцию и ресурсы не изменяются, а объемы выручки стабильны, так как связаны договорами на поставку и ограничены мощностью предприятия. Известно, что для предприятий, работающих на рынке несовершенной конкуренции, линия предельной выручки в два раза круче линии спроса. При этом внутрифирменная трансфертная цена полуфабриката f-го выпускающего подразделения определяется из условия равенства предельной выручки, принимающего подразделения (MRi+1) предельным затратам производства полуфабриката выпускающего подразделения (МСi).

MRi+1= МСi.

Сумма предельных выручек i-x подразделений составляет величину предельной выручки при оптимальном производстве и сбыте конечной продукции MR =?MRi. Применение функции спроса для оценки внутрифирменных трансфертных цен методом предельных затрат характерно для тактического планирования со среднесрочным анализом (более 1 года). Достоинство применения метода предельных затрат состоит в том, что он ориентирует внутрифирменное трансфертное ценообразование на оптимизацию экономических показателей с учетом сложившихся условий рынка.

Сложность использования этого метода связана с тем, что информацию о предельных издержках при наличии большого числа подразделений довольно сложно получить, а также с тем, что функция, выражающая зависимость предельных издержек от объема выпуска продукции, носит непрерывный характер, но на практике с учетом реального производственного процесса (срывы в снабжении) может иметь разрывной характер. Следовательно, возможны трудности в учете.

Г. Метод трансфертного ценообразования, ориентированный на издержки производства Этот метод используется при отсутствии рыночных цен. Определение ТЦ на базе издержек производства может производиться на основе:

  • — нормативных затрат;
  • — переменных затрат.

Определение трансфертных цен на базе издержек чаще применяется в вертикально интегрированных фирмах.

Достоинства метода определения ТЦ на основе полных издержек:

предприятие может быть уверено в необходимой прибыли, которую приносит ей производственный процесс в целом, если трансфертная цена на каждой стадии процесса показывает увеличение прибыли;

подразделения не отвлекаются на различные проблемы, связанные с ценообразованием;

упрощается ведение различных учетных операций и отчетности, и сокращаются расходы, связанные с уменьшением издержек на определение трансфертных цен;

простота в применении.

Недостатки метода:

метод не дает надежной основы для оценки работы подразделений, так как включает постоянные расходы, непосредственно не зависящие от работы «подразделения», что «затушевывает» получение прибыли и ведет к принятию неэффективных решений;

при расширении объема производства данный метод является плохим ориентиром для принятия эффективных решений, так как в цену включаются постоянные издержки, которые почти не изменяются с изменением объема выпуска продукции;

трансфертная цена будет побуждать руководителя «получающего» центра ответственности ограничивать выпуск продукции ниже оптимального объема для предприятия в целом;

«передающий» центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как уверен, что ТЦ не только их покроет, но и превысит на сумму заложенного норматива рентабельности.

Например, ТЦ центра ответственности рассчитывается по принципу «затраты +» с рентабельностью к полным затратам 20%. За отчетный период подразделением произведено 1000 изделий. Постоянные затраты центра ответственности составили 500 руб., переменные — 900 руб., следовательно, переменные затраты на одно изделие составят — 0,9 руб. Полная себестоимость одного изделия составит (500 + 900): 1000 = 1,4 руб., тогда ТЦ: 1,4×1,2=1,68 руб. Предположим, что в текущем периоде центру ответственности удалось снизить затраты на единицу изделия с 0,9 до 0,85 руб. При этом было произведено 900 изделий. Полная себестоимость одного изделия в этом случае также составит 1,4 руб. [(500 + 0,85×900): 900]. Передача изделия между центрами ответственности по-прежнему будет осуществляться по ТЦ равной 1,4 руб., несмотря на то, что эффективность работы центра ответственности возросла.

При определении ТЦ на базе нормативной себестоимости рассчитывается нормативная ТЦ. Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы центра ответственности, обратное соотношение — об эффективности.

Недостаток этого метода — нормирование издержек производства приемлемо не для всех производств и не во всяких экономических условиях. Например, при высоком уровне инфляции нормирование издержек вообще оказывается бессмысленным. Нецелесообразно заниматься нормированием и в условиях индивидуального и мелкосерийного производства.

В этих случаях может быть использован третий вариант расчета — на основе переменных затрат, постоянные издержки центров ответственности в этом случае покрываются из выручки.

Вернемся к примеру. ТЦ, рассчитанная на основе переменных издержек в отчетном периоде, составит 1,08 руб. (0,9×1,2); в отчетном периоде, когда эффективность работы подразделения возросла, снизится до 1,02 руб. (0,85×1,2). В этом случае ТЦ не возмещает постоянные издержки и не позволяет рассчитать прибыль, зарабатываемую центром ответственности. Следовательно, оценка уровня эффективности работы руководителя такого подразделения не может быть осуществлена с использованием показателей прибыли и дохода. Это означает, что у руководителя снижаются стимулы к сокращению издержек.

Ключевым моментом установления трансфертных цен является распределение (определение) прибыли по полуфабрикатам подразделений. Можно выделить три основных способа определения величины прибыли в трансфертной цене:

  • — метод распределения прибыли;
  • — метод распределения экономии затрат;
  • — метод распределения суммы покрытия.

Метод распределения прибыли.

При определении трансфертной цены по методу ценообразования «издержки плюс прибыль», чаще всего используется нормативный уровень себестоимости продукции и к ней прибавляется прибыль, которая распределяется пропорционально: заработной плате, себестоимости или фондоемкости производства продукции подразделений:

ТЦi= Сi+* ЗП/.

ТЦi= Сi+* Сi /.

ТЦi= Сi1+* Сi /С1ij.

Где рприбыль предприятия на единицу конечной продукции;

Сi — - себестоимость i-го полуфабриката на единицу продукции;

ЗПi;? ЗПij — соответственно заработная плата на производство данной продукции в подразделении и общая величина заработной платы на производство конечной продукции;

Сi;? Cij — себестоимость производства продукции в подразделении и на стоимость производства конечной продукции;

Сi1;? Cij1- себестоимость производства продукции за вычетом прямых материальных затрат в подразделении и предприятии в целом;

Этот метод используется на тех предприятиях, которые не имеют рынка полуфабрикатов. Метод определения прибыли пропорционально затратам и фондоемкости имеет ряд недостатков:

  • — при распределении прибыли посредством затрат в трансфертную цену включаются затраты прошлого труда, которые не имеют отношения к формированию чистого дохода;
  • — в трансфертную цену включаются не зависящие от работы подразделения внепроизводственные и общерудничные (общезаводские) расходы;
  • — расчет прибыли на основе фондоемкости осложнен отсутствием информации о фондоемкости продукции, особенно при многономенклатурном производстве.

Метод распределения экономии затрат.

По этому методу ценообразования внутренняя цена полуфабриката i-го подразделения высчитывается по формуле: «себестоимость плюс экономия затрат на единицу полуфабриката»:

ТЦ=Сi+?Сi.

где, ТЦ — трансфертная цена i-го подразделения;

Сi — себестоимость полуфабриката i-го подразделения;

?Сi — прирост прибыли (экономия затрат) на единицу полуфабриката.

Установление трансфертной цены по этому методу не учитывает полностью трудовой вклад подразделений в конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также изменение качества продукции и полуфабриката.

Метод трансфертного ценообразования, ориентированный на договорные цены.

Трансфертная цена, рассматриваемая как договорная, которая устанавливается в результате соглашения продающего (поставляющего) и покупающего (принимающего) подразделения одной компании.

Договорные трансфертные цены фиксируются в договоре-контракте на основе соглашения, переговоров: соглашения о количестве производства продукта; соглашения о более выгодных ценах или об улучшении условий сделки.

ТЦ = Удельная себестоимость + Удельный маржинальный доход, упущенный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.

Обязательным условием системы трансфертных цен является бизнес-планирование деятельности структурных подразделений. Трансфертная цена рассчитывается исходя из плановой (годовой или квартальной) себестоимости без учета себестоимости внутрифирменных услуг других цехов.

Трансфертная цена включает в себя:

  • — расходы на сырье и основные материалы;
  • — расходы по переделу;
  • — коммерческие расходы, возникающие в подразделении.

В трансфертную цену не включаются:

  • -коммерческие расходы, возникшие вне подразделения;
  • -амортизационные отчисления, при расчете цены для определения валового дохода структурного подразделения;
  • — общехозяйственные расходы.

Трансфертные цены рассчитываются и утверждаются ежегодно. Они действуют в течение календарного года и их корректируют при изменении условий внешней и внутренней среды (например, при изменении цен на ресурсы и норм их расхода). Себестоимость, включаемая в трансфертную цену, определяется по технологическим нормативам.

Таким образом, система трансфертных цен является мощным инструментом финансового управления фирмой.

Информация о методологии определения трансфертных цен является строго конфиденциальной.

Практика выработала несколько методов определения трансфертных цен:

  • 1) Ценообразование на основе рыночных цен. Если для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, то для принятия решений и оценки деятельности предприятий оптимальным является установление трансфертных цен по ценам конкурентного рынка. Финансовые результаты предприятия отражают реальный экономический вклад подразделения в прибыль холдинга. Деятельность предприятия регулируется рынком, и корпоративный центр не оказывает влияния на ее финансовые результаты.
  • 2) Ценообразование на основе маржинальных затрат: используется, когда рынок для промежуточного продукта либо не существует, либо является несовершенным, а предприятие-производитель располагает свободными производственными мощностями. Под маржинальными затратами понимаются, как правило, краткосрочные переменные затраты. Данный метод позволяет, согласно экономической теории, максимизировать прибыль холдинга в целом. Однако при этом предприятие, поставляющее продукцию по маржинальным затратам, работает с отрицательным финансовым результатом, равным постоянным расходам. Это негативно сказывается на мотивации сотрудников предприятия. Поэтому на практике этот способ применяется крайне редко.
  • 3) Ценообразование на основе полных затрат: используется в тех же случаях, что и предыдущий метод, за тем лишь исключением, что в цену включается надбавка, компенсирующая постоянные расходы. Надбавка на покрытие постоянных затрат зависит от объема реализуемой продукции.
  • 4) Ценообразование на основе подхода «затрат плюс»: используется в тех же случаях, что и ценообразование на основе полных затрат с той разницей, что в цену закладывается надбавка на прибыль, т. е. предприятие работает с заранее определенной рентабельностью. Базой для начисления надбавки могут служить переменные затраты или полные затраты. В первом случае надбавка покрывает постоянные затраты и прибыль, во втором — только прибыль. Наилучшим решением представляется установление надбавки, равной среднеотраслевой рентабельности, при условии, что последняя может быть обоснованно рассчитана.
  • 5) Ценообразование на основе маржинальных затрат плюс постоянная фиксированная надбавка: предполагает передачу продукции предприятию-потребителю по маржинальным затратам и выплату последним предприятию-производителю фиксированной надбавки.
  • 6) Ценообразование на основе переговоров. Трансфертные цены на основе переговоров наиболее приемлемы в ситуациях, когда существует несколько рыночных цен или реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков разные. Данный метод может быть использован при наличии трех условий:
    • — предприятие-производитель имеет возможность реализовывать продукцию на сторону, а предприятие-потребитель может закупать продукцию на стороне в неограниченном количестве;
    • — предприятия обладают одинаковой переговорной силой;
    • — существует разница между реализационными расходами при продаже товара на внешний рынок или внутри группы.

Первые два условия позволяют определить ориентиры для трансфертных цен, а последнее необходимо для того, чтобы предприятиям выгоднее было бы сотрудничать друг с другом, нежели с внешними контрагентами. Если хотя бы одно из условий не выполняется, может возникнуть ситуация, при которой менеджеры не договорятся о трансфертной цене. Тогда в установлении оптимальных трансфертных цен придется участвовать корпоративному центру, что нарушит автономность предприятий, которые в результате не смогут нести ответственность за чужие решения.

Двойное ценообразование заключается в установлении различных цен для предприятия-производителя и предприятия-потребителя. Например, первое может отпускать продукцию по ценам «полные затраты плюс надбавка», второе получать продукцию «по маржинальным затратам». При этом разница списывается на корпоративный центр. На практике двойное ценообразование не получило широкого распространения, основная причина в том, что прибыль группы в целом не равна суммарным прибылям предприятий. Длительное применение двойного ценообразования может привести к ухудшению конкурентоспособности предприятий. Кроме этого, данный метод усложняет консолидацию бухгалтерской отчетности в холдинге, поскольку необходимо постоянно производить элиминирование внутрихолдинговых оборотов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой