Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогика сотрудничества. 
Просветительское кредо А. Богданова: от Тульского кружка к Каприйской школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заботясь о разнообразии отдыха рабочих после трудных занятий, Горький часто устраивал вечеринки, знакомил слушателей со своими гостями. Одним из гостей был легендарный «чародей сказочный» (по словам Горького) Герман Лопатин (1845−1918) — член Генерального Совета I Интернационала, первый переводчик «Капитала» на русский язык, народоволец, друг Маркса и Энгельса, Петра Лаврова и Ивана Тургенева… Читать ещё >

Педагогика сотрудничества. Просветительское кредо А. Богданова: от Тульского кружка к Каприйской школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Остров-«камушек» с удивительным климатом и роскошной флорой (цветущие розы, олеандры, вечнозеленые лимонные рощи, огромные кактусы, кипарисы, пальмы) произвел на рабочих огромное впечатление; «все окружавшее казалось им сказкой» Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. М.: 1968. С. 232. Однако на первом организационном собрании школы 3 и 4 августа ученики показали, что приехали на Капри отнюдь не для того, чтобы широко раскрывать глаза. Они «знали, чего хотели от школы, и внесли со своей стороны в программу ряд изменений» Богданов А. А. О пролетарской культуре. С. 243. Таким образом, Каприйская школа, как 15 годами ранее богдановский тульский кружок, стала опытом педагогики сотрудничества.

Первоначальную лекторскую группу составили Богданов, Луначарский, Горький, литературовед Василий Десницкий-Строев, историограф РСДРП М. Лядов-Мандельштам и Г. Алексинский. Помимо учеников школы, на лекциях могли присутствовать в качестве вольнослушателей проживавшие на Капри партийцы-эмигранты. Михаил Вилонов почти не занимался в школе: после трудной поездки в Россию он слег, проживая отдельно вместе со своей женой Марией и маленькой дочкой. Однако на Пленуме Совета школы 16 августа он настоял на резолюции, подтверждавший согласие школы на идейный контроль со стороны Большевистского Центра. Его членам — Ленину, И. Дубровинскому и М. Владимирову — были посланы приглашения приехать в качестве лекторов. Аналогичные приглашения были направлены К. Каутскому, Розе Люксембург, Ю. Мартову, Г. Плеханову, М. Покровскому, Д. Рязанову, Л. Троцкому. Из всех приглашённых приехал лишь один Покровский; Плеханов не ответил вовсе, остальные в разной форме — от приветливой и любезно-извинительной, как Каутский и Люксембург, до вызывающей, как «ленинцы», отказались. Позднее, в конце октября, лекторскую группу пополнил освобождённый Станислав Вольский. В итоге были прочитаны следующие курсы лекций: Политическая экономия — Богдановым; Теория и история профессионального движения, история Интернационала и германской социал-демократии — Луначарским; История РСДРП — Лядовым; История России — Покровским; История русской литературы — Горьким; Церковь и государство в России — Десницким-Строевым; Аграрный вопрос — Стан. Вольским; О синдикализме и финансах — Г. Алексинским.

Программа была весьма напряжённой; школьное расписание таково: утром — самостоятельные домашние занятия учеников, проработка ранее прослушанных лекций; с полудня до 6 часов вечера — две лекции с двухчасовым перерывом на обед; с 6 до 8 вечера — практические занятия по ведению партработы. Кроме того — внеочередные собеседования, ознакомление с наиболее интересными материалами европейской социалистической печати. Отдыхать полагалось лишь по воскресеньям. С трудом привыкавшие к усиленным занятиям слушатели уставали. Видя это, лекторы сочли возможным несколько сократить продолжительность лекций, оставляя после каждой из них время на вопросы и ответы.

Вдумчивостью и основательностью обратил на себя внимание лекторов слушатель «Аркадий» (Фёдор Калинин) из Ивановского края. За плечами этого 27-летнего ткача была организация в 1905 г. в городе Александрове Владимирской губернии захвата власти рабочими — «Александровская республика». Когда Аркадий делал перед преподавателями доклад о своей революционной работе, Луначарский шепнул сидевшему рядом Богданову: «Вот тебе тип рабочего-организатора». Богданов ответил: «Можно порадоваться за русское рабочее движение» Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. С. 235. .

На практических занятиях в школе рабочие учились приёмам агитационного воздействия на массу (постановка голоса, образный строй речи, умение полемизировать), навыкам лекционной работы, умению писать рефераты и составлять резолюции, ведению различных отделов местной рабочей газеты: корреспонденции, передовые статьи, фельетоны по программным вопросам. Для оживления занятий лектора предложили инсценировать «предвыборную кампанию»: Алексинскому досталась роль эсера, Лядову — октябриста, Горькому — черносотенца, двое слушателей взялись выступить «кадетами», а остальные — большевиками и меньшевиками. Опыт «предвыборной полемики» имел большой успех.

Некоторые рабочие на практических занятиях смущались, забывали, другие, напротив, обнаруживали смышлёность и толковость. 19-летний кузнец «Пахом» (Василий Люшвин) без робости делал доклады, бойко произносил речи, писал статьи. Самым способным из учеников считался наборщик «Яков» (Константин Алферов). Сам он почти полвека спустя вспоминал, что написал «бойкую агитку, разоблачающую контрреволюционный характер столыпинского правительства и пресмыкательство перед ним российской буржуазии» Алферов К. Встречи с А. М. Горьким // Архив Горького, МОГ, 1−27−1, с. 11.

Горький на практических занятиях по газетному делу просматривал, разбирал и правил написанные слушателями «передовые статьи» на злободневные темы российской политической жизни, отмечал недостатки стиля и давал советы по его исправлению. Одного из рабочих — своего земляка, сормовского слесаря «Арсения» (Михаила Яковлева), у которого выходили недурные рассказы, — Горький настойчиво уговаривал писать Косарев В. М. Партийная школа на острове Капри. С. 70. .

Луначарский, которого Богданов считал лучшим оратором Европы после французского социалиста Жана Жореса, потряс слушателей ораторским искусством и, помимо основного курса, дополнительно прочёл в школе курс всеобщей истории искусства, который неожиданно возымел у рабочих наибольший успех. Кроме того, Луначарский вместе с учениками и Горьким выезжал на экскурсии в Неаполитанский музей, на развалины Помпей и Геркуланума, сопровождая эти поездки темпераментными рассказами. Об итальянских катакомбах, скрывавших первых христиан от преследований язычников, он поведал с таким эмоциональным подъёмом, что слушатели, потрясённые самоотверженностью первых христиан, прослезились; не плакал лишь здоровенный парень «Константин» (Федор Сятковский) — столяр из Гуся Хрустального, бывший матрос. Горький расчувствовался больше всех и расцеловал Луначарского со словами «Ох, как прекрасно! Спасибо! Спасибо!» Панкратов И. И. Воспоминания об А. М. Горьком и о школе, созданной на острове Капри// Архив Горького, МОГ, 1−28−1, С. 59.

Заботясь о разнообразии отдыха рабочих после трудных занятий, Горький часто устраивал вечеринки, знакомил слушателей со своими гостями. Одним из гостей был легендарный «чародей сказочный» (по словам Горького) Герман Лопатин (1845−1918) — член Генерального Совета I Интернационала, первый переводчик «Капитала» на русский язык, народоволец, друг Маркса и Энгельса, Петра Лаврова и Ивана Тургенева, Веры Фигнер и Николая Морозова. Лопатин свыше 20 лет провёл в заточении в Шлиссельбургской тюрьме и был освобождён революцией 1905 года. Он рассказал слушателям о наиболее драматичных моментах своей жизни, о попытке вызволить из сибирской ссылки Чернышевского, о своих побегах из острога, о встречах с Марксом и русскими писателями.

Приезд отчасти скрасил омрачившие работу Каприйской школы раздоры, спровоцированные нападками Ленина на лекторов-каприйцев со страниц большевистской газеты «Пролетарий». Возмущённый Богданов на третьем месяце занятий (октябрь 1909 года) прочёл слушателям свою антиленинскую статью «Не надо затемнятъ!» В развернувшихся прениях слушатели Аркадий (Ф. Калинин), Яков (К. Алферов) и Борис (В. Косарев) заявили, что вполне солидарны с Богдановым и предлагают положить его статью в основу платформы, но этому воспротивились другие рабочие во главе с Михаилом Вилоновым, направившие в редакцию «Пролетария» письмо-протест с осуждением нарушения лекторами-каприйцами обещания внефракционности. В ноябре, после публикации письма, «ленинцы» были исключены из школы. Они направились в Париж, где прослушали ряд лекций Ленина и его ближайшего окружения того времени — И. Дубровинского, Г. Зиновьева, Л. Каменева и др. Через месяц в Париж, где редакция газеты «Пролетарий» во главе с Лениным затеяла свою «партийную школу», отправились и другие рабочие-«каприйцы». Характерно, что им сразу было заявлено, что никакого самоуправления учеников, как в Каприйской школе, не будет Косарев В. М. Партийная школа на острове Капри. С. 72. .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой