Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Осуществление диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования и чемпионаты становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение в группы и команды в классе для совместного изучения учебного материала, разработка совместного проекта удовлетворяют потребность в общении… Читать ещё >

Осуществление диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

(Методику смотри в приложении).

В ходе диагностики выявлено, что основная масса учащихся 5−11 классов имею 3−4 уровень мотивации учения, а это средний и сниженный уровень и отрицательное эмоциональное отношение к учению.

Поэтому перед педагогическим коллективом стала задача: выявить причины и организовать работу с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.

§ 3 Стимулирование как средство повышения мотивации к учению Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.

Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего — стимулирование. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для ее выполнения.

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив. С этой целью используются стимулы, т. е. внешние побудители определенной деятельности школьника.

Необходимо изучить типичные потребности школьников — общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания. Опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы, вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.

Способы стимулирования можно разделить на три группы.

Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности.

Вторая группа — это специальные стимулы.

Третья группа связана с созданием общих благоприятных' условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.

Четкое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания. Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. В чем причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.

Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряженных умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладевать знаниями. Группы стимулов (в зависимости оттого, на какую категорию потребностей они опираются):

общечеловеческие потребности;

возрастные потребности;

специфические потребности мальчиков и девочек.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. При этом педагог опирается на природную любознательность, на желание все знать.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.

Нельзя преувеличивать роль оценок. Они не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно шум и беспорядок. Если дети неимоверно перегружены, запуганы и задерганы авторитарными учителями, то нормализовать учение одними оценками невозможно.

При целесообразной организации учебного процесса в целом оценки становятся хорошим стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха — самый эффективный стимул познавательной деятельности.

Базой второй подгруппы специальных стимулов становятся возрастные потребности. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых, так же как интересы старших школьников отличаются от интересов подростков, а последних — от интересов младших школьников.

Младшие школьники весьма любознательны. Они тянутся ко всему новому. Учитель, который удовлетворяет эти потребности школьников, безусловно, влияет на их стремление учиться.

Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

У подростков свои особенности, которые приходится учитывать учителю: интерес к фантастике и вообще к необычному, стремление к подвигу. Если учитель чаще рассказывает им о необычных и малоизвестных явлениях природы или событиях, если чаще меняет организацию урока и вводит в него новые и неожиданные элементы, если рассказывает о подвигах исследователей или защитников отечества и устраивает обсуждение героических поступков, он чувствует явное желание подростков узнать больше и вообще — учиться.

Подростки любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный и находчивый. Конкурсы, викторины, школьные соревнования и чемпионаты становятся стимулами познавательной деятельности. Объединение в группы и команды в классе для совместного изучения учебного материала, разработка совместного проекта удовлетворяют потребность в общении и объединении, а в результате учебные достижения тоже заметно улучшаются.

У детей старшего школьного возраста развивается стремление разобраться во взаимоотношениях полов, в особенностях других людей.

Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов.

Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к технике, а также к военной проблематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики.

Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.

Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомленная психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.

Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины — положительно Сказываются на учебном процессе.

Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как современная оценка деятельности учащегося.

Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:

Оценка, запись благодарности, словесное поощрение, выставка лучших работ.

Поэтому необходимо проведение диагностики стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Учителю важно определить, какими стимулами пользуется он и какие стимулы приветствуются учениками.

(Опросник смотри в приложении).

КАРТА СТИМУЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ1.

Стимулы I порядка.

«Поощрение деятельности учащихся».

Оценка.

Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.

Словесная похвала («Молодец!», «Умница!» и пр.).

4. Перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем).

Организация коллективной деятельности.

Разноуровневые задания.

Усложнение задания (выход на креативный уровень). Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.

Анализ учебных результатов учащегося учителем.

10. Положительный пример.

Стимулы II порядка.

«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением».

Занимательная ситуация.

Дозированное домашнее задание.

Познавательная игра.

Использование элементов соревнования.

Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.

Креативная минутка.

Оценка достижения учащегося на родительских собраниях.

Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например: чтение лучших сочинений классу).

Проблемно-поисковая ситуация.

10. Опора на анализ жизненных ситуаций.

Стимулы III порядка.

«Своевременная оценка деятельности учащихся».

Контролируемое доверие.

Задание практического характера.

Юмористическая минутка.

Запись благодарности в дневник.

Взаимоконтроль.

Учебная дискуссия.

Выставка лучших работ учащихся по итогам урока.

Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе .

Решение задач и проблем профессиональной направленности.

10. Рецензия товарища на результат учащегося.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой