Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспериментальное исследование процесса воспитания у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличает хвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает сове отношение… Читать ещё >

Экспериментальное исследование процесса воспитания у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей (методика и результаты констатирующего эксперимента).

Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы, он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:

— выявить уровень знаний детей о мире животных, о растительном мире, о неживой природе, о временах года, отношение к миру природы;

— определить морально-ценностное отношение к природе у детей;

— выявить у детей практические навыки бережного отношения к объектам природы.

Приступая к констатирующему эксперименту, следует отметить, что экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как часто природы, к вещам и материалам природного происхождения. Ценностное отношение к природе базируется на элементарных знаниях, которые и обозначают мотивы поступков и поведение дошкольников. Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом — соответствующее осознанное правильное отношение к окружающему миру. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ № 3, с. Пестрецы Пестречинского района. В экспериментальную и контрольную группы были выбраны дети старшей группы, приблизительно равные по уровню развития, в количестве 20 человек.

Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей навыков экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Для констатирующего эксперимента были подобраны следующие задания:

— контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников;

— моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе;

— специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.

Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированное этого качества.

Задание 1.

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных (домашних и диких).

Оборудование: два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображено голубое небо, ветви деревьев и земля; фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка, лисицы, медведя, зайца; фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы.

Инструкция к проведению:

  • — в игровой форме ребёнку предлагаем взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и поселить их по домикам (с учётом места проживания). Затем предлагаем взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагается ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками:
    • 1. Как называется животное (птица)?
    • 2. Какие его характерные особенности?
    • 3. Чем питается животное (птица)?
    • 4. Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без особого труда отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).

Средний уровень (2 балла). Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает свое отношение к животным (птицам).

Задание 2.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), бегония и бальзамин султанский (огонёк), колеус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон;

Инструкция к проведению: — педагог называет ребёнку четыре комнатных растения, просит ребенка показать эти растения. Затем задает вопросы:

  • 1. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  • 2. Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
  • 3. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
  • 4. Далее из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагается выбрать:
    • а) сначала деревья (берёза, липа, тополь);
    • б) деревья, у которых есть иголки, и деревья у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);
    • в) ягоды и грибы (земляника, опята);
    • г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличает хвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает сове отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии растений: деревьев и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Рассказывает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Элементарные практические навыки и умения ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть растения: деревья, цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений. Не сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Затрудняется рассказывать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3.

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей времен года.

Оборудование: карточки с изображением разных времен года; инструкция к проведению.

Инструкция к проведению: — педагог спрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему? Затем педагог предлагает выбрать карточку, на которой изображено это время года. Далее предлагает ребенку прослушать ситуации и ответить на вопрос.

  • 1. «Когда это бывает?» :Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
  • 2. Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках
  • 3. С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
  • 4. На деревьях распускаются листочки.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно называет характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию в ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?». Комментирует карточку с изображением выбранного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (2 балла). Ребенок в основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает значительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» отвечает односложно. Выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок не знает характерных признаков времен года. В ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» называет только время года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 4.

Цель: Определить уровень отношения к миру природы Инструкция к проведению: — педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы:

  • 1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос:
  • 2. «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
  • 3. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
  • 4. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
  • 5. Как ты можешь помочь птицам зимой?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень (3 балла). Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к природе.

Средний уровень (2балла). Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.

Задание 5

Цель: выявления практических навыков бережного отношения к объектам природы.

Инструкция к проведению:

— животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы.

Оценка результатов деятельности Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.

Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.

Уровень ниже среднего (1 балл) — ребенок не справился с поставленной задачей. По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (15−13 баллов), средний (12−8 баллов), низкий (7−5 баллов). Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе.

№ п/п.

Ф.И. ребенка.

Знания о животных, птицах.

Знания о растит.мире.

Знания о характ. призн.врем. года.

Отношение к миру. природы.

Специальная ситуация.

Сумма баллов.

Уровень эколгических знаний.

Алина Л.

с.

Каролина Д.

с.

Алеся П.

н.

Таня Б.

с.

Матвей.Т.

в.

Паша.В.

н.

Виталик Б.

с.

Маша.К.

н.

Марина. X.

н.

Дима. Г.

с.

Условные обозначения: В — высокий уровень, С — средний уровень, Ннизкий уровень. Высокий уровень — 1человек. Средний уровень — 5 человек. Низкий уровень — 4 человека.

Таблица 2. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.

№ п/п.

Ф.И. ребенка.

Знания о животных, птицах.

Знания о растит. мире.

Знания о характ. призн. врем. года.

Отношение к миру. природы.

Специальная ситуация.

Сумма баллов.

Уровень эколгических знаний.

Ангелина Л.

с.

Ксюша Г.

н.

Маша П.

н.

Леша М.

н.

Женя О.

н.

Настя П.

с.

Оля К.

в.

Марина С.

с.

Вадик П.

н.

Ангелина Д.

с.

Условные обозначения: В — высокий уровень, С — средний уровень, Ннизкий уровень. Высокий уровень — 1 человек. Средний уровень — 4 человека. Низкий уровень — 5 человек.

Таблица 3. Констатирующий срез уровня сформированности экологических знаний

Уровень.

Группа.

контрольная.

экспериментальная.

Высокий.

10%.

10%.

Средний.

50%.

40%.

Низкий.

40%.

50%.

Наименьшее количество ошибок допустили Матвей Т. и Оля К. — 2 человека (высокий уровень). Матвей Т. и Оля К. правильно выполнили задания. Оля без особого труда распределила представителей животного мира по видам, четко отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называла условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Оля знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Матвей Т. при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети правильно нашли выход из специально созданных ситуаций. К среднему уровню были отнесены дети — Алина Л., Каролина Д., Таня Б., Виталик Б., Дима Г. — 5 человек контрольной группы и Ангелина Л., Настя П., Марина С., Ангелина Д. — 4 человека экспериментальной группы. Ангелина Л. иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Настя П. иногда допускала незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

К низкому уровню развития были отнесены дети — в контрольной группе — Алеся П., Паша В., Маша К., Марина X. — 4 человека и в экспериментальной группе — Ксюша Г., Маша П., Леша М., Жена О., Вадик П. — 5 человек. Вадик П. часто допускал ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялся, а если и отвечал, то в основном неверно. Леша М. не всегда правильно называл характерные признаки времен года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы. В 5 задании все дети с желанием брались за работу, но побеспокоились о еде лишь немногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию у детей бережного отношения к природе. С целью сравнения результатов констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах была построена секторная диаграмма (рис. 1, рис.2).

Рис. 1 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.

Рис. 2 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.

Экспериментальное исследование процесса воспитания у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе.

Как видно и в контрольной (10%), и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем сформированности экологических знаний владеет соответственно 40% и 50% детей.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую…

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой