Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Причины девиантного поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. Смелзер приводит наиболее яркие примеры девиации (бесчеловечные поступки, которые всегда вызывают осуждение): убийство, кровосмешение, изнасилование. Выделяя три основных компонента девиации (человек, которому свойственно определенное поведение; норма (или ожидание), которая является критерием оценки девиантного поведения; некий другой человек, группа или организация, реагирующая… Читать ещё >

Причины девиантного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Девиантное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

Ученые пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу (Ч. Ломброзо). Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э. Кречмер, Х. Шелдон), аномалиями половых хромосом (Прайс, Уиткин). Третьи находят психологические объяснения девиации, обосновывая ее «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений (З. Фрейд). Есть еще и культурологические объяснения девиаций, строящиеся на позиции признания «конфликта между нормами культуры» (В.Ф. Миллер, Л.Ф. Селин); этногенетическое направление, в котором поведение человека рассматривается как детерминированное системой функционирующих в данной культуре и отдельных субкультурах правил, аналогичных грамматическим правилам, как «социальная грамматика поведения» (Р. Харе); теория «фокального» («фокусного») взросления Дж. Коулмена, согласно которой взросление имеет квантовую природу — трудности возникают в определенных точках развития подростка. Свои «пики» имеют взаимоотношения подростка с родителями, сверстниками, отношение к самому себе, процесс полового созревания, приводящие к девиациям в поведении и сознании.

Профессор В. Н. Иванов выделяет такие причины девиации:

  • — изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», то есть его неустойчивость;
  • — «промежуточность»;
  • — «переходность»;
  • — распространение различного рода социальных патологий.

«Главный признак маргинализации, — пишет Е. Стариков, — разрыв социальных связей, причем в „классическом“ случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи». Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки ценностей» [357. С. 20].

Одной из характерных черт социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация, проявляющаяся в производстве, в быту, в духовной жизни. Основным социальным источником усиления маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах.

Каковы перспективы самой маргинализации общества? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить следующим образом. Под влиянием происходящих в обществе изменений, вызванных рыночными реформами, часть маргиналов будет продолжать движение по нисходящей, то есть опускаться на социальное дно (люмпенизироваться). Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, новые социальные связи и качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня: биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения.

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

  • — генетические, которые передаются по наследству, физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания; влияние наследственности, отягощенной алкоголизмом;
  • — психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;
  • — физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе [302. С.218].

Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения имеет давнюю историю, однако классические научные труды этого направления появились лишь в прошлом веке. Прежде всего, это работы итальянского врача-психиатра Ч. Ломброзо, в которых он обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. Он ввел понятие «врожденный преступник», которого можно определить по ряду физических, анатомо-антропологических признаков, включающих, в частности, массивную, выдвинутую вперед нижнюю челюсть, сплющенный нос, редкую бороду, приросшие мочки уха, низкий лоб и т. д.

В XX веке также предпринимались попытки объяснять девиантное поведение биологическими факторами. В частности, У. Шелдон обосновал связь между типами физического строения человека и формами поведения.

У. Пирс в результате генетических исследований в середине 60-х годов пришел к выводу, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию.

Однако в целом биологические концепции девиантного поведения мало популярны в современном научном мире.

Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

По мнению В. Бородина и В. Н. Кудрявцева, характерологические подростковые реакции такие, как отказ, протест, группирование, являются следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей. Они могут привести к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. К социально-педагогическим факторам относят также стойкую школьную неуспеваемость ребенка с разрывом связей со школой — педагогическую запущенность, ведущую к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Выделяют следующие стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

  • — дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
  • — нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • — социальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей [191. С. 135].

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию.

Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей:

  • — конфликтная;
  • — аморальная;
  • — педагогически некомпетентная;
  • — асоциальная.

Г. П. Бочкарёва выделяет семьи:

  • — с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
  • — в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, наблюдается безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
  • — с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

  • — отсутствие сознательного воспитательного процесса;
  • — высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
  • — преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;
  • — хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

А.Е. Личко выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:

  • — гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
  • — гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
  • — ситуация, создающая «кумира» семьи, — постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
  • — ситуация, создающая «золушек» в семье, — появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям [219. С. 150].

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обусловливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

На первой стадии подросткового периода (в 10−11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Д.И. Фельдштейна) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

Ситуативно-отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12−13 лет), обусловливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хотя и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена.

На третьей стадии подросткового возраста (в 14−15 лет) наблюдается сопоставление подростками своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели в 12−13 лет и почти на 30% - в 10−11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, так же, как и уровень негативизма [300. С.54].

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводят к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений «. Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.

Наиболее важной причиной вовлечения молодежи в девиантную среду является дезорганизация жизни семей, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. К следствиям этого кризисного состояния можно отнести следующие проявления сегодняшней жизни нашего общества:

  • — усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
  • — развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
  • — расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;
  • — рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
  • — приобщение молодежи к наркотикам и токсикомании;
  • — распространение подростковой и юношеской проституции;рост молодежного суицида;
  • — падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.

И это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему социальной и педагогической помощи семье весьма актуальной.

В свою очередь, неблагополучные семьи подразделяются на четыре категории: конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная и асоциальная семья.

Наиболее распространенной в ряду неблагополучных является конфликтная семья, составляющая около 60% от общего числа. Отношения в такой семье находятся постоянно в состоянии конфликта, в них не затухают ссоры и супруги не видят выхода из сложившейся ситуации. Результатом постоянных скандалов становится постепенное разрушение семьи, утрата положительных эмоций, чувства ответственности друг за друга и детей.

«Крайними» в такой обстановке становятся дети, которые замкнуты, подавлены, нервозны, легко возбудимы, и вывести их из подобного длящегося не день и не месяц стресса очень трудно.

Если грубость, скандалы усугубляются пристрастием к алкоголю, превращаются в привычку, и со всем этим смиряются и менять ситуацию не хотят, то семья из конфликтной трансформируется в аморальную. Такому превращению способствуют:

наличие у одного из супругов таких отрицательных качеств, которые неизбежно порождают грубые, деспотичные формы взаимодействия в семье;

потеря надежды одного из супругов добиться чего-то мирным путем, что вызывает потребность в так называемых ответных реакциях (взаимные измены, совместное распитие спиртного, драки и т. п.);

отсутствие опыта положительного поведения в родительской семье, так как большинство супругов в аморальных семьях сами выходцы из таких же семей и не представляют, что отношения супругов, родителей и детей могут быть иными.

Аморальная семья не является разновидностью семьи конфликтной из-за полного отсутствия стремления к общим целям. Более того, конфликт и есть та цель, ради которой люди живут вместе. Такая семья живет по принципу «чем хуже, тем лучше», в ней забыты все этические, моральные нормы поведения и отношений. Конфликтную и аморальную семью объединяет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.

Педагогически несостоятельные семьи характеризует низкая общая культура в сочетании с отсутствием психолого-педагогической и нежелание что-либо изменять и исправлять в самих себе, в содержании и методах воспитания. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают соблюдать и социальные, и педагогические нормы, что может привести к отчуждению от мира взрослых.

Причины аномальных явлений в таких семьях различны. Среди них — нежелание родителей считаться с индивидуальным своеобразием личности ребенка, излишняя опека, ничем не оправданные ограничения, непоследовательность в отношениях, педантизм, жажда поучать и др.

Рассогласование во взаимоотношениях с ребенком становится источником возникновения конфликта в семье в целом. Родители или объединяются для ведения «войны» с собственным ребенком, или, пытаясь свалить вину за все неприятности, связанные с ним, друг на друга, начинают взаимные обвинения, что нередко становится причиной распада семьи. Недаром социологи фиксируют пики разводов именно в тех семьях, где дети достигли подросткового возраста.

Асоциальная семья — подходящая среда для таких людей. Дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Подводя итог, можно сделать вывод, что большинство молодых людей с асоциальным поведением живут в семьях, в которых родители также ведут асоциальный образ жизни. Воспитательные воздействия, сводимые к физическому наказанию, низкий морально-этический уровень семьи формируют соответствующие устойчивые формы поведения, затрудняющие социальную адаптацию детей.

Для детей из неблагополучных семей характерна низкая степень социальной нормативности. От своих благополучных ровесников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, неадекватной самооценкой, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью. Лишенные эмпатийного общения, они и сами не способны к сочувствию, сопереживанию, отзывчивости к чужой беде. У них отмечается недостаток социальных связей и навыков общения со сверстниками и взрослыми, ограниченность, а порой и искаженность социального опыта. Их эмоциональное состояние и поведение определяются, главным образом, текущими событиями, стремлением жить сегодняшним днем, получить сиюминутные удовольствия [14. С. 16].

Таким образом, источник формирования отрицательных черт характера лежит в несоответствии уровня притязаний подростка с оценкой окружающих. Грубой и недопустимой ошибкой взрослых является выражение антипатий, упреки, что усугубляет конфликт, причем в реальной жизни молодые люди часто сталкиваются именно с такими формами обращения.

Неблагополучие многих семей, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявление жестокости и насилия по отношению к ним. Рост социального сиротства и резкое снижение воспитательного воздействия семьи влекут за собой резкие формы асоциального поведения молодежи.

Дети и подростки, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности. Быстро растет число необучающихся и неработающих молодых людей.

Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в благополучных семьях. Дело в том, что семья — это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности, с социальным окружением.

Обобщив представленные в психолого — педагогической науке причины девиантного поведения подростков, в своем исследовании мы выделяем несколько групп таких причин.

Первая группа причин — сужение или отсутствие жизненных перспектив.

Дети и молодежь зачастую брошены на произвол судьбы, они не видят для себя реальных жизненных перспектив, считая, что общество не может предложить достойной альтернативы девиантному или преступному образу жизни.

Нельзя не отметить здесь феномен маргинализации массового сознания и поведения. Речь идет об отказе значительной части подростков, молодежи от собственных усилий, направленных на соответствие резко возросшим требованиям среды, необходимым для обеспечения достаточно высокого уровня жизни за счет интенсивной учебы, работы, активной конкуренции за хорошо оплачиваемое место в сфере производства, торговли, финансов и услуг. Такую социально пассивную позицию сегодня могут занимать как дети лиц с высокими доходами (паразитирующая на родителях «золотая молодежь»), так и представители малообеспеченных слоев населения. Происходит дезактуализация ранее нормативного социального поведения.

Вторая группа причин — низкий образовательный уровень у значительной части подростков, поведение которых характеризуется как девиантное.

И здесь следует отметить, что в формировании личности подростка активно должна участвовать школа, которая является другим, и в отличие от семьи, государственным, социализирующим институтом, который должен эффективно осуществлять процесс социализации подрастающего поколения.

В настоящий момент школа, как и другие социальные институты в России, переживает кризис и находится в состоянии перманентной трансформации. Во многом в связи с этим в период обучения школьникам не всегда прививаются необходимые навыки самооценки своего поведения, недостаточно закрепляются установки против антиобщественных влияний и неблагоприятных жизненных ситуаций; зачастую не налаживаются правильные взаимоотношения между педагогами и учениками, в результате чего ученики замыкаются в себе, а затем попадают под влияние нежелательной среды.

Сегодняшняя школа практически не занимается вопросами внешкольной работы, организацией досуга детей. Ослабла связь школы с семьями подростков, особенно с теми, которые числятся в качестве неблагополучных. Школьные педагоги и руководители, не желая возиться с «трудными» подростками, стараются всеми способами избавиться от них. Этому также способствует российский закон «Об образовании», снизивший «планку» обучения до 9 классов и создавший практические предпосылки «вытеснения на улицу» неуспевающих и трудновоспитуемых детей и подростков. Круг интересов таких ребят, как правило, ограничен, отсутствие знаний заменяется нездоровым интересом, пустым времяпрепровождением, различного рода девиациями: курением, выпивкой, хулиганством.

Третья группа причин — незанятость трудом и учебой.

Предлагаемая Департаментом Федеральной службы занятости населения и Молодежной биржей труда работа является для большинства подростков непопулярной. Она низкооплачиваема, да и эта незначительная заработная плата подростка в большинстве случаев постоянно задерживается.

Таким образом, общественно полезный труд оказывается уже необязательным средством обеспечения существования; на его место приходят спекуляция, криминальные формы «бизнеса», в том числе торговля наркотиками.

По данным Федеральной службы занятости, среди безработных преобладает молодежь, не достигшая 25-летнего возраста (20%). При этом в составе безработных заметно выросло число молодых людей, ни дня не работавших после окончания учебных заведений. Между тем безработные молодые специалисты особенно уязвимы перед угрозой маргинализации и дальнейшего исключения из соответствующих статусных групп.

В связи с ухудшением материального положения населения и понижением возраста трудоустройства подростки до 18 лет, не имеющие по закону статуса безработных, но фактически таковыми являющиеся, по данным Министерства труда и социальной защиты РФ, составляют 45% от общей численности безработной молодежи. На эту категорию следует обратить особое внимание, поскольку именно она является источником формирования слоя с «нулевым статусом». Не получив профессионального образования и не будучи включенным ни в какие формы занятости, кроме досуга, этот слой представляет собой типичный результат процесса социального исключения из трудовой сферы. Оказавшись отчужденными от прав и будучи не в состоянии обеспечить свои базовые потребности, группы с нулевым статусом являются резервом так называемых социально отверженных и групп риска и прочной социальной базой преступности.

Итак, в обществе формируется слой несовершеннолетних, которые выбиваются из нормальной для ребенка колеи социализации, забрасывают учебу, испытывают значительные физические и нервные перегрузки, легко попадают под влияние криминальной среды, что деформирует их духовное развитие.

Повсеместно растет число подростков, нуждающихся во временной работе, но пока не сложилась безотказная система трудоустройства детей как на временную, так и постоянную работу. Ее поиск осуществляется детьми главным образом на уровне семейно-родственных отношений, дружеских связей или самостоятельно, поэтому особое внимание всех заинтересованных в государстве и обществе сил должно быть сосредоточено на проблеме здоровья, защите прав ребенка, в том числе и содержании детского труда. Необходима серьезная поддержка детского труда, защита детей как на правовом, так и на организационном уровне.

Четвертая группа причин — недостаточное внимание к организации воспитательной работы в образовательных учреждениях и переход на платную основу досуговой деятельности.

Этому способствует резкое уменьшение доступности культурных центров, музеев, спортивных сооружений. В настоящий момент инфраструктура молодежного досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.

Большинство подростково-молодежных клубов и спортивных секций прекратили свою работу. Отсюда подросток, юноша оказывается предоставленным самому себе, на улице, в группе таких же безнадзорных детей. В этой среде он получает первую сигарету, стакан вина, наркотик, итоговым результатом в худшем варианте становится наркотизация и преступление.

Пятая группа причин — это углубляющийся правовой нигилизм определенной части населения.

Здесь мы должны отметить роль СМИ, которые нередко пропагандируют «красивый» образ жизни криминальных дельцов, простоту получения баснословных доходов, получаемых в этом преступном бизнесе. В значительной мере под воздействием этого влияния наблюдается массовая терпимость или даже принятие всеми поколениями норм существования и форм поведения криминально ориентированных сообществ. Отсюда и «легкость» приобщения к преступному бизнесу в различных его проявлениях.

Шестая группа причин — отсутствие единой системы работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетней молодежи на различных уровнях и недостаточная правовая пропаганда среди молодежи.

Нередко из поступков молодых людей, их объяснений видно, что они не осознают общественной опасности своих действий. Это можно объяснить их непониманием пределов допустимого и недопустимого, неправильной оценкой своих поступков. Многие имеют смутное представление о законах, об уголовной ответственности, о своих правах и обязанностях.

Помимо общих причин девиантного поведения и их действия в молодежной среде, можно назвать и некоторые факторы, определяющие большую вероятность реализации тех или иных форм отклонений.

Так, неудовлетворенная потребность в самоутверждении относительно часто приводит к насильственным преступлениям. Есть факторы, усиливающие тягу молодежи к алкоголю и объясняющие «выбор» именно этой формы девиантного поведения. Так, если алкоголь вообще облегчает общение между людьми, то для подростков и молодежи данное его свойство становится особенно значимым: в силу недостаточности социального опыта, робости, неискушенности в общении между полами некоторые пытаются с помощью алкоголя приобрести больше уверенности в себе, преодолеть смущение, чувство (обоснованное или необоснованное) неполноценности и т. п.

Посредством злоупотребления алкоголем подростки демонстрируют свою «взрослость», принадлежность к миру взрослых (так называемое «статусное» употребление алкоголя).

Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения — нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Таким образом, рассмотрев причины, объясняющие возникновение девиаций в подростковом возрасте, можно сделать следующие выводы: девиантное поведение обусловлено целым рядом факторов — биологических, психологических, социально-педагогических, морально-этических, социально-экономических.

Социально-экономические условия и психолого-педагогические обстоятельства одинаково важны в формировании и развитии молодого растущего организма, как и конституция его тела, психобиологические и индивидуально-типологические особенности. Поэтому при оценке и характеристике отклоняющегося поведения несовершеннолетних необходимо иметь в виду поведение подростка, проявляющееся не только в его стиле, внешних, поддающихся визуальному наблюдению чертах, но и во внутреннем содержании.

Причины, влияющие на проявление девиантного поведения у подростков, действуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве и взаимодействии. Как подтверждают многочисленные исследования, психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, его интеллектуальные возможности, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими особенностями формирования характера, его эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Вместе с тем психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок (семья, классный коллектив, учителя и воспитатели), могут повлиять на специфику и особенности развития личности ребенка, направленность его поведения; индивидуально-типологические характеристики ребенка, его внешние данные или деформации поведения, речи в различных социальных и социально-педагогических условиях (внешкольная среда, ближайшее окружение сверстников) могут значительно сказаться на судьбе несовершеннолетнего, характере его социализации.

Вышеобозначенные причины, их взаимное влияние на ребенка вызывают с его стороны проявление девиантного поведения. Различные авторы выделяют различные виды девиаций. Выделение конкретных видов девиантного поведения носит условный характер и используется в целях подробного изучения наиболее распространенных в той или иной группе или в данный период времени отклонений в поведении несовершеннолетней молодежи, а также с целью классификации различных проявлений девиаций. В реальных условиях жизнедеятельности девиантное поведение носит множественный характер, т. е. в поведении подростка сочетаются различные виды девиаций, при приоритетной выраженности того или иного вида, причем эта выраженность может быть очень динамичной и зависеть от многих факторов.

Существуют различные классификации девиантного поведения.

В.Д. Плахов (1995), рассматривая некоторые виды, выделяет следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное. Однако остается неясным, почему же делинквентное поведение выделено в отдельный тип и не является ли оно видом асоциального.

Ф. Патаки (1987), рассматривая девиантный акт как неприемлемую форму решения внутренних и внешних противоречий, «ошибочные образцы решения конфликта», определяет «твердое ядро», содержащее бесспорные типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Ученый отмечает, что девиантное поведение всегда располагает такими зонами, которые смешиваются и могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи). Патаки отмечает, что девиантные явления обнаруживают большое разнообразие и своеобразный цикличный динамизм, иногда переплетаясь одно с другим, выступая независимо друг от друга или испытывая воздействие общественных процессов — демографических, миграционных, экономических и др.

Н. Смелзер приводит наиболее яркие примеры девиации (бесчеловечные поступки, которые всегда вызывают осуждение): убийство, кровосмешение, изнасилование. Выделяя три основных компонента девиации (человек, которому свойственно определенное поведение; норма (или ожидание), которая является критерием оценки девиантного поведения; некий другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение), он отмечает, что ожидания, определяющие девиантное поведение, со временем меняются; среди населения могут возникать разногласия по поводу законности и правильности ожиданий; различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу девиантности некоторых типов поведения — курения, употребления наркотиков, нарушения правил дорожного движения и пр. Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными.

С.А. Беличева среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т. п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления — асоциальное поведение преступной ориентации.

Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. При этом С. А. Беличева различает несоциализированные формы проявления асоциальности, которые выступают в виде негативизма, конфликтности, агрессивности, направлены против множества людей, групп или учреждений, и социализированные нарушения, которые могут проявляться в тех же видах, но по отношению к отдельным людям девиант сохраняет лояльность и не проявляет асоциального поведения (например, банда не совершает краж внутри своей группы). С нашей точки зрения, и ту, и другую форму можно считать девиацией поведения.

Поскольку социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм, длительное и общее социальное пренебрежение, всякого социально запущенного можно считать асоциальным, но не всякий, обнаруживающий асоциальное поведение, социально запущен. Таково же соотношение между делинквентностью и социальной запущенностью. Не случайно, однако, С. А. Беличева, Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова, Л. М. Зюбин, В. Г. Степанов и другие отмечают, что социальная запущенность детей и подростков ведет к возникновению и распространению асоциального поведения.

В.Д. Менделевич (2001) выделяет формы поведения, включающие в себя клинические проявления отклонений от нормы, — делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей; подчеркивает, что при психопатологических типах девиантного поведения значение ситуативных факторов нивелируется. Следовательно, при анализе непсихопатологических типов значимы как личностные факторы (индивидуально-психологические особенности человека), так и ситуативные.

В настоящее время большое внимание уделяется выявлению и описанию отклонений в поведении, связанных с патохарактерологическими особенностями личности (И.В. Белашева, 1999; Н. Я. Иванов, 1994; А. Е. Личко, 1983 и др.). Менее изученным остается поведение, характерное для последней из выделенных форм (К.К. Платонов).

Подведя итог вышепроведенному анализу, отметим, что этиологический подход к анализу девиантного поведения является основанием для обоснованной организации профилактической и коррекционной работы с детьми, в поведении которых отмечаются различные отклонения. На наш взгляд, безусловная необходимость профилактической роботы очевидна, как очевиден и тот факт, что реализация профилактических технологий сталкивается с проблемой наличия у ребенка подросткового возраста девиантного опыта, что снижает эффективность процесса профилактики и делает необходимым предварить его организацией коррекционной деятельности, в ходе которой сглаживаются имеющиеся отклонения в поведении; подросток приобретает опыт социально одобряемых поступков и действий, корректируется его система индивидуальных ценностных ориентацией и установок, определяющих его поведение. Сущности и содержанию коррекции девиантного поведения подростков посвящен следующий параграф нашего диссертационного исследования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой