Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Необходимость изучения образовательных услуг в рамках регионального развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональное развитие и региональные изменения являются объектами изучения различных наук, прежде всего, экономических и социальных. Для познания и объяснения направленности факторов региональной динамики ученые используют различные теории, концепции, научные подходы. Развитие образовательных услуг представляется, в первую очередь, результатом удачной социальной политики регионального развития… Читать ещё >

Необходимость изучения образовательных услуг в рамках регионального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость изучения образовательных услуг в рамках регионального развития

Региональное развитие и региональные изменения являются объектами изучения различных наук, прежде всего, экономических и социальных. Для познания и объяснения направленности факторов региональной динамики ученые используют различные теории, концепции, научные подходы. Развитие образовательных услуг представляется, в первую очередь, результатом удачной социальной политики регионального развития, которое, в свою очередь зависит от интеллектуального, культурного, духовного, социально-экономического развития региона.

Цель исследования. Исследование понятия образовательной услуги в рамках регионального развития с целью согласования их взаимодействия.

Проблемы развития понятий «образование» и «услуга» исследуют Андреев А. Н., Луговой В. И., Каленюк И. С., Азар В. И., Плетникова И. А., Джабраилов С. З., Котлер Ф., Колесников И. В., Пузанов А. С., Сиваев С. В. [1−7].

Постановка задания: на основании сравнительного анализа конкретизировать понятия «образование» и «услуга»; синтезируя данные понятия исследование понятие «образовательная услуга»;

Классификация образовательных услуг по основным классификационным признакам. определение необходимости согласования регионального развития с развитием региональных образовательных услуг.

Результаты. Представители отдельных направлений и школ экономической теории XX ст. пытались дать ответ на вопрос: какой подход к характеристике экономических систем является прогрессивнее — формационный, технологический или цивилизационный?

Обобщая основные подходы к характеристике экономических систем, можно утверждать, что целесообразнее всего присоединиться к точке зрения ученых, которые разработали цивилизационный подход эволюции общества, который указывает, что динамическое развитие происходит путем перехода от индустриальной формы развития к постиндустриальной [8, с. 29]. Характерными чертами такого перехода становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала. Если на этой стадии перехода превалирует сфера услуг, (сфера экономического знания; сервисная экономика), то появляются специфические виды услуг в том числе услуги в сфере образования. Таким образом, предоставление образовательных услуг и преобладание знания является одним из факторов развития любой социальноэкономической системы.

Основатель одного из теоретических подходов к анализу эволюционного развития структур национальных экономик, Кларк К., выдвинул идею «трёх секторов», согласно которой в процессе развития экономики происходит последовательная смена ролей трёх основных её секторов [9, с. 18]. Реальные изменения, происходящие в национальных экономиках, привели к корректировке базовой концепции. Дальнейшее развитие теоретических моделей структурирования экономики, главным образом, касалось детализации третьего сектора, оставляя практически без изменений первые два сектора. Основные методологические принципы, содержащиеся в трудах Кларка К., получили дальнейшее развитие в работах Белла Д., который дополняет трехсекторальную модель еще двумя этапами — «четвертичным» и «пятеричным», отражающими этапы перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В соответствии с этой моделью услуги относятся к трем последним секторам: «третичный» включает транспорт и коммунальное хозяйство, «четвертичный» — торговлю, страхование, операции с недвижимостью, финансовые услуги, а «пятеричный» — здравоохранение, образование, исследовательскую деятельность, государственное управление, отдых [10, с. 84].

Любая экономическая система может быть структурирована по различным признакам. Проблема структуризации является достаточно сложной.

Анализируя подходы ученых касающиеся структуризации экономической системы целесообразно в рамках проблемы согласования образовательных услуг с региональным развитием присоединиться к точке зрения тех авторов, которые представляют структуру экономики, выраженную в форме территориальной (пространственной) структуры. Предложенная Яковцом Ю. В. макромодель отвечает структуре современного развитого воспроизводства [11, с. 74]. Эта структура проявляется, в первую очередь, как иерархическая система административно-территориального деления страны. Региональная и территориальная (пространственная) структуры национального хозяйства соотносятся между собой как форма и содержание. Наиболее интересным представляется региональный принцип развития экономики.

Особое внимание следу обратить внимание на то, что и региональное развитие и услуги образования имеют определенные стороны влияния друг на друга: с одной стороны, образовательные услуги влияют на региональное развитие, с другой стороны, региональное развитие имеет непосредственное влияние на развитие образовательных услуг.

Основными элементами рынка образовательных услуг являются: 1) объекты рынка образовательных услуг, которыми являются потребители образовательных услуг; 2) субъекты рынка образовательных услуг, которыми являются высшие учебные заведения, которые предоставляют образовательные услуги; 3) непосредственно сама образовательная услуга. Основное внимание среди элементов рынка образовательных услуг в рамках попытки согласования образовательных услуг с региональным развитием целесообразно уделить изучению образовательных услуг, как базового элемента рынка образовательных услуг, который в то же время является одним из факторов регионального развития.

Основным видом деятельности образовательных учреждений является создание и предоставление образовательных услуг. Используя методы анализа и синтеза, обратим внимание на то, что в термине образовательная услуга есть два элемента: 1) образование, 2) услуга.

Прежде чем рассмотреть определение понятия образовательная услуга, рассмотрим суть элементов: «образование» и «услуга».

Проанализировав подходы ученых относительно определения сущности понятия «образование» целесообразно в рамках попытки согласования образовательных услуг с региональным развитием присоединиться к точки зрения Каленюка И. С., который считает, что образование — это весьма сложное, неоднозначное, многоаспектное понятие, и по этой причине является предметом исследования различных гуманитарных наук. Далее автор определяет образование в четырех аспектах: 1) образование как результат,.

2) образование как сумма общественно значимых знаний; 3) образование как процесс передачи знаний, то есть образовательная деятельность; 4) образование как социально-экономическая система — отрасль социально-экономической деятельности [3, с. 43].

Анализируя подходы ученых относительно определения сущности понятия «услуги», попытки согласования образовательных услуг с региональным развитием, можно отметить, что сложилось два подхода к определению сущности «услуги». В соответствии с первым подходом такие ученные, как Азар В. И., Плетникова И. А, [4, с. 67], Джабраилов С. З. [5, с. 2], Котлер Ф. [6 с. 241], относят услугу к действиям и деятельности, в соответствии со вторым такие ученые, как Кротов М. В., Пузанов А. С., Сиваев С. В. [7, с. 51]., Колесников И. В. [7, с. 113]., считают, что услуга является товаром.

Представители первого подхода рассматривают услугу только с точки зрения динамического процесса, не учитывая, что услуга обладает всеми характеристиками товаров, и является объектом куплипродажи на рынке, а представители второго подхода рассматривают услугу как статический процесс, не учитывая непосредственно процесс передачи знаний, то есть предоставления услуг. Таким образом, целесообразно присоединится к точке зрения тех авторов, которые в своих исследованиях синтезируют два подхода к определению «услуги».

Весьма интересным, на наш взгляд, является мнение ученого Ченцова А. А., который выделяет категорию «образовательный продукт», определяя ее как результат научно-педагогического труда, который, в свою очередь, является разновидностью научного труда. В то же время, согласно мнению этого автора образовательный продукт является частью интеллектуального продукта (наряду с научным и инженерным продуктами), адаптированной к соответствующему сегменту рынка образовательных услуг [12, с. 12].

По причине отсутствия единого мнения по поводу формирования общепризнанной классификации образовательных услуг, выделим их основные классификационные признаки, воспользовавшись Законом Украины «Об образовании» [13].

  • 1. По своей структуре образование включает дошкольное образование; базовое среднее образование; внешкольное образование; профессионально-техническое образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантуру; докторантуру; самообразование, внутреннее адресное индивидуальное образование.
  • 2. По образовательному уровню может быть начальное общее образование; базовое общее среднее образование; полное общее среднее образование; профессионально-техническое образование; базовое высшее образование; полное высшее образование.
  • 3. По образовательно-квалификационному уровню: квалифицированный рабочий; младший специалист; бакалавр; специалист; магистр.
  • 4. По уровню научной степени: кандидат наук; доктор наук.
  • 5. По уровню ученного звания: старший научный сотрудник; доцент; профессор.
  • 6. По длительности предоставления услуги (обучения): долгосрочные; среднесрочные; краткосрочные.
  • 7. По используемым методам обучения: традиционные; программы проблемного обучения; программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т. п.
  • 8. По формам предоставления образовательных услуг: дневная; вечерняя; заочная, дистанционная; экстернатная.
  • 9. По образовательным программам дополнительного профессионального образования относятся: повышение квалификации; стажировка; профессиональная переподготовка; переподготовка.
  • 10. По организационно-правовым формам могут быть: государственными; муниципальными; негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
  • 11. По способу и условиям оплаты услуг: платные; частично платные; бесплатные; условно-бесплатные.

Исходя из выделенных классификационных признаков можно охарактеризовать образовательные услуги таким образом: первый классификационный признак относится к организационной характеристике образовательных услуг; классификационные признаки со второго по десятый относятся к качественным характеристикам образовательных услуг; одиннадцатый классификационный признак, согласно которому существуют платные, частично платные, бесплатные, условно-бесплатные способы оплаты образовательных услуг, которые принадлежат к экономической характеристике образовательных услуг.

Анализируя подходы авторов относительно определения сущности образовательных услуг, обобщая их, можно конкретизировать определение образовательной услуги: «Образовательная услуга — это процесс передачи знаний в рамках определенной социально-экономической системы с помощью оказания общественно значимых услуг, которые являются объектами купли-продажи на рынке, имеют свои специфические характеристики, являясь результатом научно-педагогического труда».

Рынок образовательных услуг, на котором встречаются и взаимодействуют объекты и субъекты, функционирует как на общегосударственном, так и на региональном уровнях. Данное функционирование имеет как общие черты, так и свои специфические особенности, связанные с некоторыми различиями в социальном и экономическом региональном развитии регионов Украины.

Опираясь на конкретизированное определение образовательной услуги, подразумевающее, что услугу необходимо рассматривать как синтез двух подходов, (как действие и как товар, который является объектом купли-продажи на рынке) актуально сосредоточиться на изучении регионального рынка образовательных услуг.

Присоединяясь к точке зрения ученых, являющихся приверженцами постулата о том, что региональное развитие взаимодействует с образовательными услугами, наиболее перспективным является исследование, каким образом региональное развитие может согласовываться с развитием регионального рынка образовательных услуг.

  • 1. Андреев А. Определения в понятиях / Андреев А. — М., 1998. — 91 с. — (Высшее образование в России).
  • 2. Луговий В.І. Управління освітою / Луговий В. — К.: УАДУ, 1997. — 302 с.
  • 3. Каленюк І.С. Кредитні джерела інвестування освіти / Каленюк І. — К., 1998. — 158 с.
  • 4. Азар В. И. Вопросы совершенствования ценообразования на услуги: сборник научных трудов / В. Азар, И. Плетникова. — М.: Госкомцен, Ниицен, 1976. — 105 с.
  • 5. Джабраилов С. З. Понятие, виды, значение и правовое регулирование торговли услугами в РФ / Джабраилов С. З. — М.: Инион Ран, 1998. — 87 с.
  • 6. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Филип Котлер; [пер. с англ.]. — [9-е изд.]. — Питер, 1999. — 887 с.
  • 7. Колесников И. В. Проблема задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг / Колесников И. В., Пузанов А. С., Сиваев С. В. — М.: Фонд «Институт экономики города», 1998. 201 с.
  • 8. Шинкоренко Т. П. Структурные изменения в экономике Украины: сравнение с общемировыми тенденціями / Т. Шинкоренко / Економіка і прогнозування. — 2006. — № 1. — 99 с.
  • 9. Clark C. The Condition of Economic progress / Clark C McMillan, London, 1940. — 96 с
  • 10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Белл Д. — М.: Academia, 1999. — 956 с.
  • 11. Яковец Ю. Формирование постиндустриальной научной парадигмы в России. Общество и экономика / Яковец Ю. — М., 1999. — № 3 4. — 197 с.
  • 12. Ченцов А. А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг: автореферат дис. / А. Ченцов. — М., 1998. — 22 с.
  • 13. Закон України «Про освіту» зі змінами та доповненнями вiд 23.05.1991, № 1060-XII [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua]
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой