Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состояние и основные проблемы воспитания детей в современных условиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формы нарушения поведения детей различны. Их поведение может быть преступным, отклоняющимся от норм психического развития. Такие явления в детской среде, как алкоголизм, наркомания, агрессивность, побеги из дома, бродяжничество, стали практически обыденными в нашей жизни. Меньше всего, я думаю, сегодня нужно говорить о факторах, способствующих нарушениям, которые мы не в силах устранить. Они… Читать ещё >

Состояние и основные проблемы воспитания детей в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Категория «трудных» подростков очень обширна и разнородна и нет возможности в рамках одной встречи схватить все варианты проблем, которые вызывают наибольшее беспокойство родителей, учителей, правоохранительных органов, специалистов, работающих с этими детьми.

Формы нарушения поведения детей различны. Их поведение может быть преступным, отклоняющимся от норм психического развития. Такие явления в детской среде, как алкоголизм, наркомания, агрессивность, побеги из дома, бродяжничество, стали практически обыденными в нашей жизни. Меньше всего, я думаю, сегодня нужно говорить о факторах, способствующих нарушениям, которые мы не в силах устранить. Они общеизвестны. Это и экономические потрясения, неблагоприятные социальные условия. Скорее всего, нужно говорить о проблемах, находящихся в сфере нашего влияния. Одна из основных — воспитание ребёнка в семье. Семья переживает глубокий кризис: растёт число деформированных семей, снижается её воспитательный потенциал, всё больше появляется семей с постоянно негативной атмосферой, в которых полностью теряется контакт родителей с детьми и отсутствует контроль за их поведением. [6].

Говоря о «трудных» детях, мы имеем в виду тех из них, которым нужна помощь взрослых. Дети, имеющие проблемы в различных сферах жизни, претерпевают многочисленные негативные изменения в развитии личности. Очень часто бывает так, что при любых стараниях ребёнку трудно помочь. Его исправление проблематично. Это тоже необходимо принять, как фактическую неизбежность. По данным статистики около 1/3 детей, имеющих проблемы с поведением, не подлежит коррекции. Причина здесь не всегда заключается в недостатках воспитания или негативных социальных факторах. Всё распространённей сегодня становится отклонения в поведении детей в так называемых «благополучных» семьях. Семья ребёнка — не единственное, что определяет, каким он вырастит. Ключевую роль в нарушении поведения ребёнка играют его личностные характеристики. Различные формы агрессивного поведения, склонность к употреблению наркотических веществ, алкоголя, сексуальные нарушения могут носить генетический характер. Общеизвестно, что некоторые дети в большей степени склонны к осложнениям в воспитании, что в какой-то мере сняло несправедливые обвинения общественности родителей, воспитывающих «трудных» детей, за неумение решать семейные проблемы.

Тем не менее, данный факт совсем не говорит о том, что воспитание проблемного ребенка совсем безнадежное дело. Он, скорее всего, свидетельствует о необходимости заботиться более тщательным о психическом и физическом здоровье детей с целью предупреждения риска нарушений в развитии личности.

К группе риска можно отнести детей:

с высокой степенью способности реагировать на воздействие из вне, так называемый ребенок-" спичка";

способных замыкаться в себе при изменениях ситуации, ребенок-" улитка";

у которых обычно плохое настроение ребенок-" нытик";

с трудом умеющих приспосабливаться к новым ситуациям ребенок-" черепаха".

Эти дети крайне подвержены стрессам, особенно при завышении родительских ожиданий. При наличии сверхстрессоров длительных негативных факторов у многих поведение становится саморазрушительным, связанным с алкоголизмом, наркоманией, самоубийствами, стойкими асоциальными проявлениями в различных формах. На фоне таких тяжелых отклонений школьные проблемы детей могут казаться незначительными, хотя именно отсюда зачастую начинается страшный ряд негативных последствий, деформирующих личность ребенка.

Чаще всего проблемы детей напрямую зависят от воспитания в семье. Здесь очень много факторов риска, способствующих развитию нарушений в поведении детей, особенно подросткового возраста. В каждой отдельно взятой ситуации успех по устранению негативных проявлений зависит от определения круга проблем ребенка, обозначения тех мер помощи, которые необходимы именно ему. Анализ причин девиации поведения обязателен в каждом конкретном случае. Важно определить:

наибольшие искажения в духовном мире ребенка, ведущие причины нарушения поведения;

неблагоприятные условия и влияния, поддерживающие трудновоспитуемость в данный момент;

неблагоприятные воздействия, устраняемые с помощью семьи и общественности;

неблагоприятные обстоятельства, против которых может бороться сам ребенок;

педагогические ошибки, недопустимые по отношению к данному ребенку, исправление тех, которые уже допущены.

Особое место в этой работе принадлежит семье. Именно здесь зачастую лежат глубинные причины проблем детей. Известно, что они губительны, однако широко распространены в семейном воспитании. Я имею в виду:

нахождение сил и времени родителей воспитанию детей (либо чрезмерно много, либо очень мало);

удовлетворение потребностей детей (либо потакание во всем, либо жесткий минимум);

количество требований, предъявляемых к детям (либо очень много, либо неоправданно мало);

строгость наказаний (либо попустительство, либо жесткость) и др.

Очень часто отклонения в поведении обусловлены нарушениями в личности самих родителей, характер их взаимоотношений друг с другом. Они могут быть связаны: с проявлением негативных личностных характеристик, неадекватным уровнем притязаний, нарушением общения, воспитательной неуверенностью, боязнью потерять ребенка, неразвитостью родительских чувств, переносом на детей своих собственных нежелательных качеств и т. п.

Дисгармоничная семья — существенный фактор нарушений поведения детей. Обычно в такой семье начинается дебют психических расстройств ребенка. Зачастую несвоевременное обращение родителей за квалифицированной помощью к специалистам приводит к стойкому нарушения поведения детей, уже отягощенных хроническими заболеваниями.

Недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, нередко низкий уровень общей культуры, педагогическая безграмотность многих родителей — далеко не полный перечень проблем, стоящих пред людьми, занимающихся коррекцией поведения детей. Устранять эти недостатки — главная профилактическая задача, которую я вижу на сегодняшний день.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой