Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специфика информационного вещания на Российском телевидении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователь Игорь Панарин, обобщая имеющие знания, выделил уже пять основных функций — информационную, образовательную, пропагандистскую, социализации, критики и контроля. Панарин И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012 Однако особое внимание исследователь уделяет функциям пропаганды и контроля, делая акцент на то, что СМИ — это мощнейший инструмент, с помощью которого… Читать ещё >

Специфика информационного вещания на Российском телевидении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика информационной функции телевидения

Первой и главной функцией телевидения — тем, ради чего создавались и первые информационные издания, — была способность удовлетворить информационные способности индивида, общества, государства Телевизионная журналистика: учеб.-метод. комплекс, 4е издание / [авт.-сост.: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский]. М.: Изд-во МГУ; М.: Высшая школа, 2002.

Средства массовой информации и сейчас «устанавливают повестку дня — социальную, общественную и культурную, являются очень важным фактором публичности, который сохраняется, несмотря на атомизацию общества» Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ. // Национальные модели информационного общества. М., 2004.

Чтобы достичь поставленных задач средствам массовой информации следует выполнять огромное количество функций. Функции телевидения — это способность информировать, организовывать, воспитывать аудиторию телезрителей или отдельные ее социальные слои. Причем, функции имеют «своеобразия», обусловленные природой телевизионного вещания Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. М.: Изд-во повыш. Квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР, 1997.

Спектр этих функций очень широк и разнообразен. Ряд авторитетных исследователей функций СМИ приводил различную их классификацию, однако ставя в приоритет информационную функцию СМИ.

Например, функции СМИ подробно рассматривал и изучал Я. Н. Засурский. В своей работе «Информационное общество и СМИ» он выделяет такие основные функции, как информационную, аналитическую и развлекательную. Под информационной функцией он понимает доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества. При этом исследователь замечает, что с помощью этой функции СМИ подается, как правило, оперативная информация репортажного характера Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ. // Национальные модели информационного общества. М., 2004.

Американские исследователи также обращались к данной теме. Г. Лассуэл выделил такие четыре основные функции средств массовой информации, как сбор и распространение информации, «редактирование» (т.е. отбор и комментирование информации), формирование общественного мнения и распространение культуры. Smith B. L. Casey R. D. Propaganda, Communication and Public Order., 1946 Заметим, что функцию сбора и распространения информации в классификации этого исследователя можно соотнести с информационной.

Исследователь Игорь Панарин, обобщая имеющие знания, выделил уже пять основных функций — информационную, образовательную, пропагандистскую, социализации, критики и контроля. Панарин И. Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012 Однако особое внимание исследователь уделяет функциям пропаганды и контроля, делая акцент на то, что СМИ — это мощнейший инструмент, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Информационная же функция будет работать только в случае, когда зритель или читатель обратит внимание на определенное средство массовой информации. Таким образом, информационную функцию подкрепляет и увеличивает эффект воздействия именно манипулятивная функция СМИ.

Перечень функций, который предлагает другой теоретик журналистики — Е. П. Прохоров, несколько отличается: он особо выделяет коммуникативную функцию — функцию общения и налаживания контактов. Он не считает эту функцию вполне самостоятельной, а не «технической», вспомогательно обеспечивающей реализацию других функций.

Еще одна важная функция — формирование массового сознания (формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из сфер науки, культуры, проведения досуга). Замыкает систему рекламно-справочная функция — удовлетворение утилитарных запросов аудитории, которая и напоминает информационную. Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. М., 2003. В классификации Прохорова информационная функция не просто освещает события и факты, давая ответы на задаваемые вопросы, но и носит рекламный характер.

В теоретической литературе встречается далеко не идентичный перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия определяются степенью развернутости характеристик функций СМИ, отчасти — разным пониманием актуальности для современности тех или иных общественных задач, решаемых с помощью СМИ.

Заметим, что практически у всех исследователей функций СМИ, ключевой в классификации является именно информационная. По словам Я. Н. Засурского, доступ к информации, конечно, сейчас может осуществляться без помощи средств массовой информации, но доступ к общественной сфере без СМИ, видимо, невозможен Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ. // Национальные модели информационного общества. М., 2004.

Итак, за информированность общества отвечает информационная функция журналистики. Однако трактовать эту функцию телевидения можно по-разному.

Например, исследователь Т. В. Науменко предлагает под информационной функцией телевидения понимать определенную роль. В таком случае, можно утверждать, что этой функцией журналистики, как деятельности, является внедрение в массовое сознание продуктов специализированного сознания в форме оценок явлений и фактов, актуальных с точки зрения социальных субъектов. Функция журналистики и функции СМИ // CredoNew. — 2000. — № 2.

Другой исследователь, В. С. Комаровский за основу информационной функции берет доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества. Комаровский В. С. Государственная служба и СМИ. — Воронеж. Издательства ВГУ, 2003. С. 32.

А. Князев при интерпретации этой функции телевидения предлагает ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация» Князев А. А. Основы тележурналистики и репортажа: Уч. пособие, Издательства Бишкек, КРСУ, 2001.. Одно из определений этого понятия в словаре Ожегова дается, как сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-либо. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002 В большом толковом словаре С. А. Кузнецова понятие «информация» тесно связано с понятием «информировать», то есть разъяснять, излагать, сообщать С. А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. Таким образом, информационная функция журналистики призвана предоставлять обществу информацию, т. е. сведения, о событиях, людях, ситуациях.

Итак, можно следать вывод, что в целом информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей. При этом содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

Точка зрения каждого исследователя на информационную функцию СМИ обоснована, однако в этой работе за основу будет взята интерпретация информационной функции Александра Князева, потому что она является наиболее точной и аргументированной. Далее под информационной функцией телевидения будет подразумеваться способность сообщения информировать и объективно освещать событие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой