Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Биографический очерк в журнале «Биография»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В журнале «Биография» используется также предметно-личностное интервью, темой которого выступает конкретный человек, который интересует читателей не сам по себе, а в связи с каким-то конкретным делом. При этом, если в предметном интервью персонажем может быть любой человек определенного статуса, то в предметно-личностном — только этот и никто другой. Классические примеры героев… Читать ещё >

Биографический очерк в журнале «Биография» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности развития жанра «биографический очерк» в журнале «Биография»

Журнал «Биография» был основан и начал выпускаться с 2004 года. Основное направление журнала — это жизнеописание знаменитых людей, интервью. У журнала есть свой лозунг: «любая жизнь — история». Так, редакция указывает на то, что профессионально связав прошлое с настоящим в захватывающую историю можно превратить любую биографию. Рубрики журнала являются постоянными и включают такие направления, как:

  • · шоу-бизнес
  • · обложка
  • · биография вещей
  • · литература
  • · история одной любви
  • · интервью месяца
  • · фотобиография
  • · загранпаспорт
  • · власть
  • · легенды XX века
  • · искусство
  • · семейный фотоальбом
  • · бизнес.

При общем увеличении числа биографий в современной прессе наблюдается еще одна интересная закономерность: их неравномерное распределение по разным типам периодических изданий.

Исследователи отмечают, что настоящий биографический очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т. е. в результате выявления характера героя. Таким образом, найти полноценный биографический очерк на страницах современной российской прессы довольно непросто.

Большинство биографий известных людей — предпринимателей, экономистов, банкиров, политиков и других деятелей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.

Многоплановость в изображении человека побудила многих исследователей выделить разнообразные подвиды очерков о людях. Например, биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет, юбилейный портретный очерк. Или: зарисовка, житейская история, эссе, очерк. Непосредственно для биографических журналов наших дней предлагается следующая жанровая классификация: биографические интервью, биографические, историкобиографические очерки, зарисовки, а также интервью — творческие портреты. Можно сказать, что практически все эти направления представлены в журнале «Биография» .

Но учитывая то, как быстро и гибко изменяется форма и содержание очерка в зависимости от ситуации в обществе, разделение его на подвиды, на наш взгляд, носит временный и условный характер. В чистом виде многие разновидности очерка встречаются нечасто. Поэтому мы предлагаем провести черту только между непосредственно портретным очерком и портретной зарисовкой.

Зарисовка является своеобразным «подступом» к очерку. Ее обычно называют малой формой очерка, сжатым отображением какого-либо момента. Зарисовка отражает то, что произошло в определенном месте в конкретный момент. Обычно это произведение оперативно, а достоверность описанного в нем подчеркивается свидетельством автора. От очерка портретную зарисовку отличает не столь глубокое раскрытие характера героя. Тем не менее автору удается создать образ того или иного человека.

Важным методом первичного сбора информации при составлении биографического очерка является интервью. При изучении биографии определенной личности большое количество информации можно почерпнуть из различных источников. Проще всего это сделать, если речь идет об известной личности — политике, актере, певце и т. д. Сложнее будет складываться ситуация, если информации о человеке в СМИ или интернете не так много, чтобы составить очерк. Однако и в то и в другом случае качество биографического очерка будет гораздо выше, если использовать метод интервью.

Использование большого количества разнообразных источников для составления биографического очерка, несомненно, сделает его более полным, содержательным и объективным. Однако использование метода интервью может придать очерку аутентичности и оживить работу свежими фактами и личными впечатлениями личности, которой этот очерк посвящен, а также ближайшим ее окружением.

При анализе жанра «биографический очерк» в журнале «Биография» были рассмотрены несколько биографических очерков, в большей части которых, использовался метод интервью как основной источник информации.

В личностном интервью темой является человек. В роли персонажей личностного интервью, как правило, выступают уже известные читателям люди — звезды шоу-бизнеса, спортсмены, политики. В разговоре могут быть затронуты любые факты и сферы жизни. Не важно, о чем конкретно идет речь, потому что цель журналиста — не добыть какую-то определенную информацию, а преодолеть «фасад» личности и показать, что представляет собой этот человек на самом деле, «очеловечить медийный образ» .

По структуре личностное интервью может напоминать психологический тест, когда последовательно раскрываются различные стороны личности респондента. Оптимальная стратегия журналиста — сочетание непрямых открытых вопросов (например: «Расскажите, пожалуйста, о…») и провокационных (например: «Почему вы все время себя хвалите?»). Завершается интервью, как правило, вопросом (или серией вопросов), которые ставят собеседника в тупик, заставляют оправдываться или показывают его читателям с самой неожиданной стороны.

В журнале «Биография» используется также предметно-личностное интервью, темой которого выступает конкретный человек, который интересует читателей не сам по себе, а в связи с каким-то конкретным делом. При этом, если в предметном интервью персонажем может быть любой человек определенного статуса, то в предметно-личностном — только этот и никто другой. Классические примеры героев предметно-личностного интервью — выигравший соревнования спортсмен, получивший премию ученый, освобожденный из плена заложник. Вопросы в таком интервью касаются исключительно предмета разговора.

По структуре предметно-личностное интервью может напоминать анкету, когда собеседника последовательно расспрашивают о том, как он двигался к своему сегодняшнему состоянию. Однако, чтобы интервью не превратилось в перечень банальных ответов, журналисту необходимо искать неожиданные аспекты темы, выявлять напряженные и комические эпизоды, которые пережил персонаж интервью при движении к своей цели.

В зависимости от функции, которую они выполняют в интервью, используемые типы вопросов подразделяются на предметные, управляющие и поведенческие.

Цель предметных вопросов — получение информации. Предметные вопросы бывают фактицирующими, оценивающими, интроспекционными, проективными и гипотетическими.

Фактицирующие вопросы — это вопросы о реальных событиях, например: «Что вы обсуждали во время последней встречи с президентом?» .

Оценивающие вопросы — это вопросы об отношении собеседника к кому-то или чему-то, например: «Что вы думаете о людях, которые не могут заработать себе на жизнь?» .

Интроспекционные вопросы — это вопросы о чувствах собеседника, например: «Что вы ощутили, когда он поднял пистолет и стал целиться в вас?» .

Проективные вопросы — это вопросы о возможном поведении собеседника в воображаемых ситуациях, например: «Что бы вы делали, если бы вашего ребенка захватили в заложники?» .

Гипотетические вопросы — это вопросы о возможных событиях и условиях их развития, например: «Когда Россия сможет позволить себе иметь профессиональную армию?» .

Управляющие вопросы служат для управления диалогом и делятся на открывающие, переходные, фильтрующие, утверждающие и когнитивные.

Более подробно рассмотреть, как именно интервью применяется при составлении биографического очерка в журнале «Биография», можно исследовав несколько номеров этого журнала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой