Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Поэтический путь Г.Р. Державина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Всю поэзию Державин подразделял на две части: «ода» и «песня». Если для лирического стихотворения — «оды» — в качестве определяющего свойства Державин выдвигал вдохновение и считал, что для него извинительны «погрешности», «как на Солнце пятна», то отличительным признаком «песни», по Державину, является поэтическое мастерство. И, надо сказать, мастерство Державина-поэта в анакреонтике проявляется… Читать ещё >

Поэтический путь Г.Р. Державина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личность Г. Р. Державина являет собой в высшей степени яркий и полнокровный образ русского писателя XVIII столетия. Благодаря своей активной и разнообразной общественной деятельности, он значительно выше поднимается над массой своих современников не только как поэт, но и как человек, который рельефно выделяется на общем фоне своими высокими моральными и интеллектуальными качествами, что делает его одним из наиболее колоритных характеров эпохи.

Всю поэзию Державин подразделял на две части: «ода» и «песня». Если для лирического стихотворения — «оды» — в качестве определяющего свойства Державин выдвигал вдохновение и считал, что для него извинительны «погрешности», «как на Солнце пятна», то отличительным признаком «песни», по Державину, является поэтическое мастерство. И, надо сказать, мастерство Державина-поэта в анакреонтике проявляется с особой наглядностью, ибо в этих небольших стихотворениях совсем нет места ни развернутой публицистике, ни связанной с нею риторике.

Необычайная экономность художественных средств, предельная точность и ясность, отточенность языка и стиха делают очень многие стихотворения этого цикла маленькими шедеврами. Но было бы неверным полагать, что Державин сочинял эти стихи только для демонстрации своего поэтического мастерства, — нет, он ставил перед собой куда более серьезные цели. «По любви к отечественному слову, — подчеркивал поэт, выпуская сборник „Анакреонтических песен“ отдельным изданием в 1804 г., — желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся» Державин Г. Р. Сочинения с объяснительными примечаниями Я. К. Грота: В 9 т. СПб., 1864 — 1884. Т.6. .

Мы, уже хорошо знакомые с лирическим героем Державина — поэтом-гражданином, борцом за правду, — теперь увидели во всей многогранности тот же образ со стороны его частной жизни, его личных пристрастий, склонностей, даже «шалостей» .

И, наконец, в полной мере обе ипостаси державинского лирического героя слились в один полнокровный реалистический характер в крупнейшем произведении последнего периода творчества Державина — стихотворении «Евгению. Жизнь Званская» (1807).

В противовес романтической «поэзии страдания» Державин выдвинул поэзию «жизни действительной». До пушкинского «Евгении Онегина» державинская «Жизнь Званская» — наиболее яркое произведение, возводящее в поэзию повседневную жизнь человека. Державин показал, что поэзия есть не только в природе или возвышенных переживаниях: она может быть и в бытовых «раздобарах», и в чтении газет и журналов, и в чае у вечернего костра, и в раздаче кренделей крестьянским ребятишкам.

Главный герой стихотворения одновременно и тип, и яркая индивидуальность: в конечном счете, это сам Державин, но, вместе с тем, и типичный помещик определенного склада, живущий в типичных обстоятельствах, со своими резко выраженными индивидуальным" интересами, наклонностями, привычками, складом мышления, оценками, отношением к миру и т. д. Это соединение индивидуального и типичного, данного в определенных типичных обстоятельствах, — свидетельство того, что в русской позлил родился реализм, причем родился в результате длительной эволюции творчества именно Державина.

Очень важно то обстоятельство, что Державин попытался усвоить из творческого метода Жуковского наиболее ценное — внимание к внутреннему миру человека. Правда, изображение внутреннего мира для Жуковского — это углубление в изолированные от внешнего мира, связанные с воспоминаниями сложные душевные переживания. Внутренний мир героя у Державина — переживания человека, рождающиеся из постоянного общения с внешним миром. Но сам принцип изображения внутреннего мира человека Державин воспринял от Жуковского, как сам Жуковский научился у него вниманию к частному человеку и красочной живописи природы Западов А. В. Гаврила Романович Державин. — М.; Л, 1999. .

Неоднородный сложный сплав, который представляет собой поэзия Державина, дал возможность находить в ней черты, родственные своему творчеству, таким совершенно различным художникам, как Батюшков, Рылеев, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Некрасов, поэты-символисты и акмеисты начала XX столетия, Багрицкий и многие другие. Однако и они, достигнув новых вершин в поэзии, не смогли полностью исчерпать всех возможностей, заложенных в творчестве Державина. Ораторские интонации его стиха были в новых условиях развиты зачинателем советской поэзии Маяковским, в творчестве которого нашли свое дальнейшее развитие и некоторые другие стороны стиля, языка, ритмики державинской поэзии.

Державин — поэт, новатор, гуманист, просветитель, гражданин, патриот — по праву был назван Белинским отцом русских поэтов Белинский В. Г. Полн. собр. соч., Т. 1. — М, 1953.

В практически всех стихотворениях Державина, и серьезных, и шутливых, можно встретить упоминания о различных людях, о свойственных им чертах характера, привычках, о взаимоотношениях с ними поэта. Стихи Державина населены его друзьями, знакомыми, но, прежде всего, в них присутствует сам поэт со своими взглядами, мыслями, настроениями.

Авторское отношение к изображаемому составляет важную и характерную черту творчества Державина.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой