Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Средства выражения субъективной модальности в рассказах И.А. Бунина (вводные конструкции)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассказы рассматривались при описании структуры повествования Вантенков И. П. Структура повествования в рассказах И. А. Бунина (1890−1916 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Киев, 1979., эволюции повествования Каменецкая Т. Я. Эволюция повествования в произведениях И. А. Бунина 1910 — 1920;х годов. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Екатеринбург, 2008. И. А. Бунина… Читать ещё >

Введение. Средства выражения субъективной модальности в рассказах И.А. Бунина (вводные конструкции) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы определяется тем, что анализ выразителей субъективной модальности (вводных конструкций) дается с опорой на понятия коммуникативной грамматики, грамматики говорящего. Их функции и семантика рассматриваются в приложении к характеристике субъектов повествования. Принимается во внимание субъектная перспектива текста. Анализ вводных конструкций как средств выражения модальных значений соотносится с описанием языковых средств выражения образа автора в тексте.

С выявлением языковых средств, «материализующих роль говорящего в тексте"Золотова Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. М., 1998. С. 20., эксплицирующих точку зрения повествователя и помогающих определить субъект сознания, связан лингвистический аспект изучения образа автора. Через средства языка В. В. Виноградов анализирует стиль «Пиковой дамы» Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1936. Т. 2. С. 74 — 147., через анализ эгоцентриков дается характеристика типов повествователя и форм нарратива Е. В. Падучевой Падучева Е. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.

Анализ средств выражения субъективной модальности относительно типов повествования и повествователя используется при описании авторской модальности Девина О. В. Авторская модальность в произведениях А. Т. Твардовского. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Калининград, 2012., Зорина Е. С. Авторская модальность как организующая категория художественного повествования (на материале сборника рассказов В. Набокова «Весна в Фиальте»). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филол. н. СПб., 2005. и образа автора Андреева Е. В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А. П. Чехова: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. СПб, 2004., Глухова О. П. Средства и способы выражения субъективной модальности в текстовом пространстве Ю. Полякова: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Кемерово, 2010., Степанов С. П. Субъективация повествования и способы организации текста (на материале повествовательной прозы Чехова) — Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. СПб, 2002.

Вводные конструкции рассматриваются в составе средств выражения субъективной модальности Думанишева Ж. Б. Языковые средства репрезентации субъективной модальности в романе Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» .Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Майкоп, 2011. как способы выражения авторства Казаковская В. В. Способы выражения авторства в структуре предложения, Мухин Н. Ю. Вводные компоненты как средство выражения и установления авторства текста, используются при интерпретации смысла художественного текста Вяткина С. В. От анализа вводных конструкций к интерпретации смысла художественного текста (Ф. М. Достоевский и М. Петросян) .

Представляется логичным проследить зависимость особенностей употребления разных функционально-семантических групп вводных конструкций, выражающих субъективно-модальные значения, от типа нарратива, типа повествователя, характера события или ситуации, по отношению к которым употребляется вводное слово, и сопоставить результаты с выделяемыми в исследователями типами повествователя в творчестве И. А. Бунина.

Объектом исследования являются 77 рассказов И. А. Бунина, приведенных в собрании сочинений в шести томах (тома 2 — 4) Бунин И. А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 2. Произведения 1887 — 1909 г. / Статья-послесловие О. Михайлова; Коммент. В. Титовой. М., 1987. (Далее ссылки на это издание делаются в тексте; римская цифра обозначает номер части, арабская — номер страницы.), Бунин И. А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 3. Повести и рассказы 1907 — 1914. / Редкол.: Ю. Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич; Подгот. Текста и коммент. А. Баборейко; Статья-послесловие Л. Крутиковой. М., 1987. (Далее ссылки на это издание делаются в тексте; римская цифра обозначает номер части, арабская — номер страницы.), Бунин И. А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. Произведения 1914 — 1931. / Редкол.: Ю. Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич; Статья-послеслов. и коммент. А. Саакянц. М., 1988. (Далее ссылки на это издание делаются в тексте; римская цифра обозначает номер части, арабская — номер страницы.), в которых употребляются вводные конструкции.

Предметом исследования являются вводные конструкции разных функционально-семантических групп в рассказах И. А. Бунина.

Целью работы является описание особенностей употребления и функционирования вводных конструкций в рассказах И. А. Бунина.

Задачи:

  • 1. Определить место вводных конструкций среди средств выражения субъективной модальности.
  • 2. На основе анализа лексико-грамматических источников определить состав функционально-семантических групп вводных конструкций.
  • 3. Методом сплошной выборки выявить в рассказах И. А. Бунина вводные конструкции и контексты их употребления.
  • 4. Охарактеризовать контексты употребления вводных конструкций.
  • 5. Проследить зависимость употребления вводных конструкций от типа повествователя в рассказе.
  • 7. Сопоставить особенности употребления вводных конструкций в разных типах повествования.
  • 8. Соотнести полученный результат с особенностями идиостиля И. А. Бунина на основании функционирования вводных конструкций в рассказах.

Материал исследования представлен 704 употреблениями вводных конструкций в 77 рассказах И. А. Бунина, написанных в период с 1892 по 1932 гг.

Методы описания: описательный, контекстуальный, функционально-семантический, статистический.

Новизна работы заключается в рассмотрении особенностей употребления вводных конструкций на материале рассказов И. А. Бунина.

Рассказы рассматривались при описании структуры повествования Вантенков И. П. Структура повествования в рассказах И. А. Бунина (1890−1916 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Киев, 1979., эволюции повествования Каменецкая Т. Я. Эволюция повествования в произведениях И. А. Бунина 1910 — 1920;х годов. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Екатеринбург, 2008. И. А. Бунина. Основное внимание уделялось описанию типов нарратива, особенностей их употребления. Вводные конструкции рассматриваются в составе средств создания определенного типа повествования (несобственно-авторская речь) Рыжова Н. В. Речевые средства создания образа автора в прозе И. А. Бунина: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1991.

Также вводные конструкции рассматривались в составе эгоцентрических элементов рассказов при описании особенностей авторского повествования прозы И. А. Бунина Грунина Л. П. Особенности авторского повествования прозы И. А. Бунина (нарративность и эгоцентричность): проблема нарушения границ чужого сознания // Этногерменевтика: Грамматические и семантические проблемы. Вып.1 Кемерово, 1998. С. 41−46.

Лингвистические средства создания образа автора в творчестве Бунина подробно рассматривались на другом материале («Темные аллеи» Глинина О. Г. «Темные аллеи» И. А. Бунина как художественное единство: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Волгоград, 1999., «Жизнь Арсеньева» Вихрян О. Е. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1990.).

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы могут помочь при дальнейшем изучении идиостиля И. А. Бунина. Возможно соотнесение особенностей функционирования вводных конструкций в различных повествовательных формах с другими группами средств выражения субъективной модальности, эгоцентриками, способствующее описанию речевых средств выражения авторской модальности И. А. Бунина.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой