Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Детерминанты произвольного, непроизвольного и послепроизвольного видов внимания в рамках визуальной коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве факторов, вызывающих непроизвольное внимание, могут выступать как особенности объекта внимания, так и отличительные черты личности как субъекта. Относительно объекта принято выделять условия новизны и силы раздражающего элемента, неожиданного появления раздражителя, степень его контрастности на основе иных объектов или форм, фактор движения относительно фоновых элементов, длительность… Читать ещё >

Детерминанты произвольного, непроизвольного и послепроизвольного видов внимания в рамках визуальной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Произвольное внимание представляет собой психологический механизм регулирования внимания на основе фактора осознанной цели, которую необходимо достичь по результатам деятельности. Связь с осуществлением процесса целеполагания подразумевает формирование в сознании человека устойчивой последовательности действий, которая подразделяется на формулирование и определение конкретной цели, формирование четкой последовательности действий в целостную систему, поиск методов реализации поставленной цели и прогнозирование результатов. В описанном случае допускается возможность самостоятельной коррекции человеком определенных элементов последовательности под контролем психического процесса произвольного внимания как метода познания. Результатом волевого усилия при данных обстоятельствах будет являться способность человека сосредоточить и направить внимание на некоторую деятельность, необходимую для достижения цели, с учетом возможной субъективной непривлекательности объекта внимания. За счет перечисленных характеристик произвольное внимание является проявлением высшей психической деятельности и свойственно только человеку.

Произвольное внимание в качестве высшей психической функции обладает особыми признаками, отличающими его от прочих функций, а именно:

  • 1. Опосредованный характер;
  • 2. Осознанность осуществляемого процесса внимания;
  • 3. Формирование и становление на протяжении всей жизни;
  • 4. Произвольность как управление поведением с учетом определенных норм и представлений;
  • 5. Стадиальный характер развития;

В рамках произвольного внимания выделяются две центральные линии развития: культурная и натуральная. В обоих случаях речь идет как о естественном физическом развитии человека с момента рождения, так и о процессе социализации. Становление культурной линии произвольного внимания приводит к вырабатыванию собственного внимания и способности управлять им. Результатом натуральной линии в свою очередь является возникновение непроизвольного внимания.

В рамках исследования визуальной коммуникации и стратегий управления вниманием по средствам веб-дизайна особое значение имеет непроизвольное внимание за счет физиологической основы, проявляющейся в возникновении универсальных биологических реакций. Речь идет о функционировании ориентировочного рефлекса, представляющего собой ответную реакцию на изменения любого порядка, происходящие в окружающем мире. Описанная реакция имеет физиологическое основание, заключенное в нейрофизиологическом механизме, работа которого завязана на процессах, протекающих в нервной системе при анализе и обработке информации с целью формирования нервной модели стимула — конфигурации некоторого следа, оставленного в нервной системе раздражителем с зафиксированными параметрами, как результата повторения данного раздражителя.

Изменение описанных параметром активизирует деятельность нейронов внимания, регистрирующих новую информацию в соответствии с имеющейся моделью, вызывая тем самым ориентировочный рефлекс. Безусловно, наибольшее отражение получают раздражители, субъективно воспринимаемые человеком, как наиболее существенные и актуальные в условиях сложившихся обстоятельств. Таким образом, можно сделать логичный вывод о том, что чем слабее изменение стимула, тем меньше ответная реакция на него, и, наоборот, при условии наличия сильного стимула, реакция будет аналогично сильной. Однако описанная тенденция не всегда справедлива относительно социогенных потребностей личности: даже малозначительный раздражающий фактор, направленный на принципиальные потребности, может вызвать мощную реакцию в ответ.

В качестве факторов, вызывающих непроизвольное внимание, могут выступать как особенности объекта внимания, так и отличительные черты личности как субъекта. Относительно объекта принято выделять условия новизны и силы раздражающего элемента, неожиданного появления раздражителя, степень его контрастности на основе иных объектов или форм, фактор движения относительно фоновых элементов, длительность временного отрезка, на протяжении которого осуществляется воздействие, а также прерывистость этого воздействия. Факторы субъекта, способные спровоцировать активизацию процессов непроизвольного внимания, подразумевают зависимость субъекта от собственных эмоциональных или чувственных реакций на объект, представлений об актуальности или степени интересности объекта, наличия временной или стабильной апперцепции, от соответствия поступающей от объекта информации критериям согласованности, выдвигаемым субъектом.

Таким образом, непроизвольное внимание в первую очередь реализует функцию моментальной и верной ориентации человека в изменчивых условиях современного мира с выделением ключевых элементов в зависимости от поставленной цели и формированием реакции на них.

Возникновение познавательного интереса к деятельности или объекту соотносится с потребностью в познании, нашедшей отражение в конкретных элементах окружающей действительности и подкрепленной положительным эмоциональным стимулом. Послепроизвольное внимание возникает на базе произвольного за счет организационного влияния потребностей и мотивов на непосредственную активизацию внимания. Рассматриваемый вид подразумевает фиксацию внимания на некотором объекте за счет высокой степени увлеченности, на фоне которой происходит минимизация роли элементов, несвязанных напрямую с изучаемым объектом. В данном случае волевое усилие, направленное на удерживание внимания, утрачивает принципиальную значимость, которую можно было наблюдать в раннее описанных видах, и заменяется искренней заинтересованностью субъекта в объекте или деятельности.

Послепроизвольное внимание характеризуется высокой степенью избирательности объекта и исключительной ориентацией на него. Иными словами, в описываемом процессе отсутствует вероятность спонтанного переноса интереса с одного элемента на другой, не наблюдается появление каких-либо реакций на дополнительные раздражители и постороннее воздействие. Отмечается менее оперативное срабатывание ориентировочного рефлекса как совокупности реакций организма на новый раздражитель. Таким образом, изменений во внешней среде, достаточных для разрушения внимания произвольного, будет мало для оказания подобного эффекта на внимание послепроизвольное. Смещение приоритета с центрального объекта внимания возможно лишь при условии замены послепроизвольного внимания запуском механизмов непроизвольного, вызванного нестандартной ситуацией в формате сильного внезапного раздражителя. Описанные факторы говорят о высокой степени экономичности данного вида внимания и представляют его в качестве наиболее оптимального для осуществления успешного процесса познания.

Послепроизвольное внимание, как и непроизвольное, не регулируется дополнительными сторонними стимулами, которые свойственны для внимания произвольного, а именно самостоятельным контролем личности, подчинению приказам, инструкциям или указаниям со стороны. Единственным возможным стимулом в данном случае является подлинный интерес субъекта к объекту, который невозможно заменить иной категорией. Таким образом, раскрывается личностно-смысловой характер послепроизвольного внимания как процесса познания.

Однако в системе описанных видов внимания послепроизвольное внимание неизменно связано с произвольным и наступает в четкой хронологической последовательности после него. Послепроизвольное внимание описывается наличием осознаваемой и точно поставленной цели, присутствием сформированного образа желаемого результата как идеального конечного воплощения осуществляемой деятельности.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод об основных факторах, влияющих на фокусирование внимание на определенных объектах и предметах окружающей действительности, центральными из которых являются категории внутреннего личностного и внешнего стимулов, опираясь на которые веб-дизайнер получает дополнительные возможность успешного управления внимаем пользователя в процессе визуальной коммуникации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой