Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комическое начало у Шекспира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимоотношения влюбленных, да и вообще мужчин и женщин в комедиях почти всегда предстают в форме поединков. Они состязаются во всем — в уме, острословии, находчивости, в чувствах. Надо сказать, что победа всегда принадлежит женщинам. Во всех словесных поединках они побеждают мужчин. Героини комедий Шекспира умны, остроумны, смелы не только в речах, они пускаются в бурное житейское море… Читать ещё >

Комическое начало у Шекспира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Комедийное творчество Вильяма Шекспира — явление исключительное в истории комедии [21,c.70]. Комедия Шекспира, усвоив опыт «романической» комедии 80-х — начала 90-х годов, в то же время явилась новой ступенью в истории английской ренессансной драмы. Только у Шекспира комедия, сохранив глубокое философское содержание, целостный гуманистический взгляд на мир, приобрела богатство и непосредственную живость самой реальности.

Поэтика шекспировских комедий, созданных в так называемый «оптимистический период» творчества, не столь универсальна, как поэтика хроник. Комедии второго периода обладают общим для них магистральным сюжетом, но различаются доминирующей реальностью. Их магистральный сюжет можно определить как разрешение конфликтов в отношениях персонажей в соответствии с законом естественной гармонии. По типу доминирующей реальности шекспировские комедии второго периода могут быть разделены на две группы: «городские» (или «комедии с социально-бытовым фоном») и «праздничные».

К «городским» комедиям относятся «Укрощение строптивой», «Виндзорские насмешницы», «Венецианский купец», «Два веронца». Доминирующая реальность здесь — Город как особое социальное пространство со своими традициями, институтами и нормами поведения (Верона, Венеция, Виндзор или Падуя).

Персонажи — прежде всего бюргеры, живущие в условиях этой реальности и подчиняющиеся ей. Конфликты в этом типе комедий чаще всего порождаются обстоятельствами городского быта, но развиваются и становятся подлинной коллизией в отношениях персонажей; разрешаются конфликты гармонизирующим вмешательством любви.

Еще одна черта, характерная для «городских» комедий, — обособление комического от поэтически-возвышенного. Носители комического начала — слуги, иронически или юмористически-простодушно комментирующие действие. Носители поэтического начала — влюбленные протагонисты.

В число «праздничных» комедий входят «Как вам это понравится?», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь». Действие этих комедий происходит в особых пространствах: условных, фантастических или сказочных.

Действующие лица «праздничных» комедий несамостоятельны в своих поступках, они лишены личностной полноценности, поскольку из всех качеств человеческой натуры играющая Природа выбирает только те, с помощью которых может вовлечь персонажей в свои забавы. В «праздничных» комедиях таким становится чувство любви, поскольку их персонажи, в отличие от действующих лиц «городских» комедий, не связаны комплексом социальных и бытовых условий, а могут жить только собственными эмоциями.

Основная коллизия в сюжете «праздничных» комедий — это конфликт видимости и сути, порождаемый играющей Природой в сознании персонажей. Его сущность в том, что герои либо принимают мнимую любовь за подлинную («Сон в летнюю ночь»), либо любят «вслепую», не зная истинной сути тех, в кого влюблены («Двенадцатая ночь»). Этот тип конфликта приводит к невозможному в «городских» комедиях соединению комического и поэтического начала в действиях одних и тех же персонажей [36].

Следует отметить, что классическая комедия является сатирической. Комедия Шекспира принадлежит другому типу комического. Шекспир смеется, но не осмеивает. Комедия Шекспира не была сатирической и этим резко отличалась от всего последующего развития жанра. Сатирическая комедия поучает, комедии Шекспира совершенно лишены наставительности. В характерах и ситуациях реалистической комедии можно узнать то, что встречается в жизни. Шекспировские комедии не похожи на жизнь. Происшествия, изображенные в них, невозможно представить себе как реальные.

Комедии Шекспира не ставят себе целью высмеять нарушения подразумеваемой общественной нормы, а стремятся показать гуманистический идеал во плоти. Поэтому традиционная система комедии не отвечает ее целям. В отличие от «классической» комедии она больше всего говорит о прекрасном в жизни.

Известный ученый-шекспировед Джон Перрот говорит, что комедии Шекспира очень разнообразны, они ни сатирические, ни социальные, ни личные. Американский шекспировед Фелликс Шеллинг называет комедии Шекспира романтическими и определяет их как комедии случая, а не комедии характеров: «Казалось, что комедии Шекспира — комедии положений, а не комедии характеров» [23,c.75].

Жизнерадостность и полнокровность бытия, присущие эпохе Возрождения, нашли в комедиях Шекспира самое яркое отражение. Юмор, остроумие и веселье до края наполняют большинство из них. Недаром Энгельс в одном из своих писем к Марксу написал: «В одном только первом акте «Виндзорских насмешниц» больше жизни и движения, чем во всей немецкой литературе. Вместе с тем комедии воплощают светлые и благородные чувства любви, дружбы, верности, щедрости, свободы.

Ранние комедии Шекспира делятся на две группы: фарсовые — «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Виндзорские насмешницы»; и лирические — «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего» и другие. Для первых характерны натурализм, грубоватость и гротеск в юморе. Комедии второго вида отличаются тонкостью чувств и преувеличенной нежностью [23,c.75−76].

Комедии Шекспира уникальны. Хотя фабула полностью или частично всегда восходит к каким-то более или менее древним корням, а характеры имеют прототипы в разных видах литературы и драмы, тем не менее комедий такого типа во всей литературе, предшествующей эпохе Шекспира, не существовало. Именно Возрождение породило тот тип комедии, который мы находим у Шекспира.

Источниками для сюжетов комедий служили новеллистика Возрождения начиная с Боккачо до Банделло, любовные эпизоды и вставные рассказы в поэмах Ариосто и Спенсера, часто перелагавшиеся в драматическую форму еще до Шекспира [18,c.163]. Шекспир брал свои сюжеты и из рассказов путешественников, моряков, солдат. Кроме того, Шекспир обращался и к итальянским комедиям, и к английской народной драме, и к балладе, и к рыцарскому роману.

В отличие от античных драматургов, которые клали в основу каждой пьесы определенный миф, Шекспир строит свои комедии на соединении двух и даже большего числа источников. Только соединение двух источников дает Шекспиру возможность широко и полно раскрыть свою тему. Одним из этих источников является народное творчество [24,c.127,131].

Как указывал А. Штейн, создавая свои комедии, Шекспир не трудился над сочинением сюжетов, у него было под рукой множество сюжетов, которые можно было обработать. Для Шекспира был характерен такой способ переработки чужих пьес, когда он, заимствуя фабулу и образы, создает целиком новый текст, где использует лишь две-три фразы или выражения старой пьесы, но при этом все содержание ее необычайно углубляет, украшает и наполняет совершенно новым смыслом. Основа комедийных ситуаций у Шекспира — случайные стечения обстоятельств, круто меняющих судьбы людей. Несмотря на капризы судьбы человек должен сам бороться за свое счастье [25].

Необходимо отметить, что комедии Шекспира не утверждают никакой «морали», но это не означает, что они лишены идейности. Гуманизм Шекспира проявляется не только в «идеях», то есть четко сформулированных принципах относительно тех или иных явлений жизни. Радостная, прекрасная жизнь — есть ли идея более высокая, чем эта? Ее-то и выражают комедии Шекспира. В этом их высшая эстетическая и величайшая идейная ценность.

Социальная жизнь, столь важная в хрониках, уступает место частной жизни, чувствам человека среди которых главные — дружба и любовь. Отсюда следует, что главные темы комедий Шекспира — любовь и дружба. В этом кругу и вращается развитие сюжетов. Комическое не задано сюжетом, не подготовлено завязкой, а возникает из поведения персонажей. Предметом комического у Шекспира являются не пороки, а самые обыкновенные качества людей.

Сюжет каждой из комедий можно свести к формуле: влюбленные, преодолев препятствия, приходят к счастью. Шекспир смотрит на любовь с гуманистических позиций. Гуманисты воспевали любовь как высшее выражение человеческой личности в ее лучших порывах. Концепция любви у Шекспира глубоко философична. В этом чувстве раскрываются лучшие свойства человека, торжествует природное, естественное в людях [21,c.80−81].

В комедиях Шекспира любовь — источник как драматических переживаний, так и веселого смеха. Действительно, в любви есть много комичного. Прежде всего комична причудливость этого чувства. Могут меняться объекты любви (как это было в «Сне в летнюю ночь»), любовь может вызывать странные и взбалмошные поступки, ибо она порывиста, непоследовательна, стихийная [24,c.127]. Влюбленные, представленные в комедии Шекспира, обладают чувством юмора.

Рядом с мотивами любви и дружбы всегда в комедиях есть злоба, зависть, клевета, ревность. Борьба страстей составляет одну из основ драматизма в комедиях. Строя многоплановое действие, Шекспир вводит персонажей, движимых низменными побуждениями. Поэтому фабула комедий обязательно включает элемент дисгармоничный, враждебный тем высоким началам любви и дружбы, утверждение которых составляет идейный фундамент этих пьес.

Основу сюжетов шекспировских комедий составляет семья — ее возникновение, распад и воссоединение. Движение сюжета происходит неизменно в одном направлении — к семейному единению и ладу. Комедии завершаются свадьбами и счастливым воссоединением семей [10, c.415−416].

Как указывал А. В. Бартошевич, помимо основной темы любви в ее бесконечных вариациях и дружбы, следует выделить еще две темы шекспировских комедий — темы природы и музыки. Понятие «природа» имело для гуманистов философское значение и заключало в себе идею о естественном, изначальном добре, заложенном в жизни и человеке. Окружавший человека мир природы составлял, по мнению гуманистов, образец жизни для истинного человека. Гуманистическая концепция природы нашла выражение в творчестве Шекспира.

Любовная интрига, обычно с переплетением нескольких линий, охватывает почти все действие, демонстрируя излюбленную идею эпохи о всеобщей и неодолимой власти Природы над человеческим сердцем. Благодаря любви обнаруживается удивительное разнообразие натур героев и героинь, у каждого любовь «проявляет» его натуру, более или менее скрытую в первых сценах. Природа — великая Натура, главная героиня любовной комедии, — бесконечно разнообразна в малых образах-натурах [26, c.71].

В комедиях Шекспира природа — та сила, которая помогает разумному решению всех жизненных неурядиц. Движение жизни как движение раскованной природы во всей её полноте и изобилии — уникальный источник комического у Шекспира, объясняющий, почему его комедия, в отличие от всей последующей европейской комедии, не имеет выраженного сатирического характера [27].

Комедия Шекспира зовет к человечности и душевной щедрости. Она враждебна буржуазному утилитаризму, обывательской расчетливости. Энергия и остроумие ее героев направлены не на одурачивание простофиль ради материальной выгоды; их цель — само веселье, сам жизнерадостный смех. Здесь скрыта суть Шекспировского комизма: самые беспардонные шутки площадного балагана, переходя в область веселой забавы, праздничной потехи, теряют в шекспировской комедии свою грубость [21,c.75].

Взаимоотношения влюбленных, да и вообще мужчин и женщин в комедиях почти всегда предстают в форме поединков. Они состязаются во всем — в уме, острословии, находчивости, в чувствах. Надо сказать, что победа всегда принадлежит женщинам. Во всех словесных поединках они побеждают мужчин. Героини комедий Шекспира умны, остроумны, смелы не только в речах, они пускаются в бурное житейское море в одиночку, умеют постоять за себя, — словом, активны и совсем не похожи на робких романтических дев. Находчивостью они тоже их превосходят, и в борьбе за счастье они гораздо активнее мужчин. Они и остроумнее, и умнее мужчин, а что касается силы чувства, то среди них нет ни одной, которая даже в помыслах изменила бы своему возлюбленному. Все они могут служить образцами верности в любви и дружбе [10,c.436].

Шекспир создал комедии положительных характеров. В комедиях других авторов комедии строятся на пороках и отрицательных чертах людей. У Шекспира не только герои положительны, но смешное в них тоже связано с их положительными качествами. Назначение героев и героинь комедий — быть счастливыми. Рядом с ними у Шекспира всегда есть персонажи, назначение которых — быть веселыми. Таковы его весельчаки по призванию и шуты по профессии.

Герои многих комедий Шекспирамолодые дворяне. Но их происхождение не играет в комедии существенной роли. Герой комедии Шекспира стоит выше сословных признаков. Это человек Ренессанса, изображенный в лучших своих чертах, такой, каким хотели видеть его гуманисты, — натура свободная, цельная и деятельная [18,c.126].

Герои комедий, преодолевая трудности на жизненном пути, с присущим им оптимизмом строят своем счастье, чем утверждается вера в человека и его возможности. Герои — энергичны, веселы, находчивы и остроумны.

Юмор у Шекспира чрезвычайно разнообразен — от тонкого остроумия до грубоватой шутки [22,c.67]. Юмор дает Шекспиру возможность ввести в сферу комического самые разные жизненные явления. Он находит смешное в серьезном, показывает комические стороны даже в любви. Влюбленный смешон потому, что в своей страсти теряет чувство юмора и самоконтроль.

В праздничном буйстве комедий Шекспира и безудержном смехе выражено радостное принятие жизни, оптимистическая вера в совершенство человека.

Комедии Шекспира проникнуты духом веселья. Это отличает их от подавляющего большинства комедий нового времени. Шекспиру веселье нужно ради веселья. Веселье не средство, а цель его комедий.

Смех Шекспира, если сравнивать его с современными ему драматургами, а также ближайшими предшественниками — гуманистами, пожалуй, мягче, незлобивее, чем у кого бы то ни было другого. Главное, чему учит смех Шекспира, — быть полноценным человеком, уметь радоваться жизни, брать от нее все богатства [21,c.71−72,77].

По мнению А. В. Бартошевича, смех Шекспира добр и снисходителен к человеческим слабостям и ошибкам. «Редко кто смеялся таким беззаботным и таким ясным смехом, как смеется Шекспир в своих комедиях», — писал Луначарский. Как отмечает Д. М. Вавринюк, герои комедий Шекспира попадают в различные смешные ситуации, возникающие вследствие ошибок, недоразумений, стечения обстоятельств или сознательной мистификации и интриг действующих лиц. В комедиях герои не только веселятся, но и веселят других, исцеляют тех, кто охвачен болезнью меланхолии [22,c.67].

Литература

английского Возрождения напоена духом карнавала, изобилует элементами обрядовых праздников. Комедии Шекспира не были исключением. А. В. Бартошевич замечает воздействие праздничной традиции на творчество Шекспира. Драматург обращается к обрядам и карнавальным обычаям. В некоторых комедиях Шекспира царит общая карнавальная атмосфера, чувствуется влияние фольклорной и обрядовой традиции. (Комедии «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь»). Праздничного в комедиях Шекспира действительно много. В пьесах немало непосредственных изображений разного рода празднеств, пиров, торжественных обрядов. Праздничные мотивы придают особую окраску комедиям Шекспира [21,c.74].

Источник смеха в комедиях — веселость самих персонажей, их постоянная готовность к шуткам и проказам, любовь к острословию и мастерская способность вести веселые словесные поединки. Наряду с любовью это вообще главное занятие персонажей комедий. Даже свои любовные чувства они маскируют или выражают посредством острот и каламбуров.

В комедиях Шекспира веселье облагорожено гуманистической любовью к человеку и жизни. Для всех последующих веков, когда цивилизация становилась все более бездушной, они остались великим и прекрасным образцом жизни как праздника с приключениями, всегда кончающимися радостно и хорошо.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой