Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы эмотивной лексики в повести Маши Трауб «О чём говорят младенцы»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуация 1.2: Герой боится встречи с неизвестным, непрогнозируемым будущим (часто при отсутствии необходимого опыта). Эта ситуация распространяется на эмоции и детей, и взрослых. Непрогнозируемое будущее чаще всего — это встреча с незнакомым человеком или персонажем, когда оказываешься в новой обстановке. Это могут быть и премены в домашней обстановке, которые начала мама. Так, Сима боится… Читать ещё >

Типы эмотивной лексики в повести Маши Трауб «О чём говорят младенцы» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В художественном тексте, чтобы показать эмоциональные реакции героев и их отношения, писатель прибегает к использованию различных способов демонстрации эмоций. В теоретической главе были рассмотрены языковые способы, к которым относятся лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) и графические их разновидности. В данном исследовании будет рассмотрен только лексический способ репрезентации эмоций. При этом мы исходим из того, что одна и та же эмоция может быть выражена различными лексическими единицами.

Лексика со значением эмоционального состояния

Анализируемый класс составляет большую часть всех эмотивных лексических единиц, представленных в тексте. Это связано с тем, что эмоциональные состояния являются непосредственной реакцией на многообразные реалии действительности: лица, предметы, события, явления, а именно такая, немного хаотичная жизнь семьи с двумя детьми представлена в повести М.Трауб. В ней происходит огромное количество событий, которые сменяют друг друга, как в калейдоскопе, и эти события находят непосредственный эмоциональный отклик в состоянии всех членов семьи без исключения. В повести нами выделяется лексика, которая выражает как отрицательные, так и положительные эмоции, с преобладанием первых. Именно поэтому сначала проведем анализ эмотивной лексики, которая выражает отрицательные эмоции. В составе класса отрицательных эмотивов со значением состояния в повести нами выделяется много микрополей: боязнь, страдание, страх, удивление, беспокойство, волнение, испуг, ужас, вина, обида. (Изарт, 1980).

Эмотивная лексика, представленная в повести, имеет различную частеречную принадлежность, однако наибольшую роль в анализируемом произведении играют различные лексико-семантические группы глаголов. В настоящем исследовании выделенные лексико-семантические группы представлены в соответствии с классификацией по словарю-справочнику под редакцией Т. В. Матвеевой (СС, 1988). Одна из наиболее активных групп — это группа, входящая в ЛСГ глаголов пребывания субъекта в эмоциональном состоянии. Базовое глагольно-именное сочетание испытывать эмоции. Эта (и еще несколько ЛСГ, которые будут рассмотрены позже) лексико-семантическая группа глаголов относится к подполю эмоциональное состояние (в составе ЛСГ поля состояния): бояться, испугаться, волноваться, беспокоиться, нервничать, обидеться, страдать. Эти глаголы выражают базовую эмоцию боязни, беспокойства, обиды и страдания. Это состояние передается в повести с помощью различных частей речи, однако доминируют при передаче этого состояния именно глаголы.

1. Глаголы бояться, испугаться выражают эмоции страха, боязни. Лексика, называющая эмоции страха, преобладает в повести над всеми лексическими единицами, называющими эмоции. Это не случайно, так как одна из основных идей повести — ответственность родителей за жизнь маленького ребенка, неизбежно порождающая среди прочих эмоций эмоцию страха. В выделенную нами цепочку входят лексические единицы с общим значением «испытывать чувство страха» (БТС: 577). Глаголы, выражающие чувство страха, используются в предложении в роли предикатов и реализуют в контекстах следующие значения: глагол бояться реализует два значения — «испытывать боязнь» и «испытывать чувство тревоги за кого-либо» (БТС: 52). В качестве синонима глагола «бояться», выступает лексема испугаться, значение которой указывает на внезапное чувство страха, вызываемое неожиданнными внешними причинами, т. е. в значении данного глагола появляется дополнительная сема внезапности (БТС: 145). Эмоция страха, таким образом, разнообразна как в плане ее протекания (долго — внезапно, резко), так и в плане выражения. Данная эмоции представлены эмотивными наречиями испуганно, пугливо, предикативным наречием страшно, однокоренными по отношению к названным глаголам-синонимам, в каждом из которых доминируют различные семантические признаки. Лексема страшно, как и глаголы, указывает на психическое состояние лица и реализует значение «состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-либо опасностью, бедой и т. п.» (БТС: 577). Это близкая к крайней степень интенсивности состояния страха, которое «приходит» извне и не контролируется субъектом. Самая высокая степень переживания эмоции страха выражается в повести с помощью номинативной лексемы ужас, которая представлена эмотивной по своей функции предложно-падежной формой существительного с ужасом. Ужас толкуется в словаре как «чувство, состояние очень сильного испуга, страха перед чем-либо необыкновенно страшным» (БТС: 682). " Испуганно", «пугливо», «с ужасом что-либо делать» в контекстах косвенно указывает на эмоциональное состояние героев, сопровождающее их действия или относящееся к последствиям таких действий. Это значит, что герои, намереваясь совершить какое-либо действие, демонстрируют при этом свой испуг, боязливость или ужас перед возможными последствиями своих действий. Таким образом, эмоции героев произведения могут носить глубокий и менее глубокий характер. Имеется в виду прямое называние эмоции и косвенное указание на неё.

В контексте эмоция боязни у героев повести проявляется в различных ситуациях. В работе предпринята попытка классифицировать данные ситуации и представить их в обобщеннном виде. Под ситуацией мы понимаем совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения.

Ситуация 1.1: Герой опасается сделать что-то неправильно из-за боязни причинить кому-либо боль или из-за незнания, как нужно действовать в определенной ситуации. Приведем следующие контексты: Вася (старший брат, уже школьник) знакомится со своей маленькой сестренкой. «Мама взяла Васину руку и положила на мою голову. - Чувствуешь? Пульсирует. — Чувствую. — Осторожно! — Вася держал руку и даже боялся дышать. — Это как сердце, только быстрее стучит» (с.30). В данном примере «бояться дышать» — фразеологический оборот, в котором глагол бояться употреблен в своем прямом значении, однако общее значение словосочетания следующее: Вася «боится дышать», потому что он боится сделать что-то неправильно, чтобы не причинить ни малейшего вреда или беспокойства своей маленькой сестрёнке Симе, которая недавно родилась. Глагол «бояться» в данном фразеологическом обороте использован для презентации эмоции боязни и волнения со стороны старших за маленького ребенка. Эта ситуация характерна для описания общего, одинаково трепетного отношения взрослых, в том числе и старшего брата, к маленькому беспомощному существу. Повествование в книге ведется от лица новорожденной Симы: «Когда меня брал на руки папа, я знала, что он меня немножко боится и не знает, что со мной делать. То есть знает, конечно, но все равно боится » (с.30) В многочисленных контекстах, описывающих обозначенную ситуацию, глагол бояться используется в значении «испытывать чувство тревоги за кого-либо», как в данном примере: папа «боится Симу», потому что «не знает, что с Симой делать». Это значит, что он опасается сделать что-то неправильно и навредить ребенку. Под тем же углом зрения можно рассматривать следующие контекты: так, Сима сама расссказывает о себе: «К тому же у меня еще не все в порядке с координацией движений, и я просто боюсь ткнуть себе пальцем в глаз «(с.35). В данном примере Сима боится совершить действие неправильно и ткнуть себе пальцем в глаз, т. е. причинить самой себе вред.

Ситуация 1.2: Герой боится встречи с неизвестным, непрогнозируемым будущим (часто при отсутствии необходимого опыта). Эта ситуация распространяется на эмоции и детей, и взрослых. Непрогнозируемое будущее чаще всего — это встреча с незнакомым человеком или персонажем, когда оказываешься в новой обстановке. Это могут быть и премены в домашней обстановке, которые начала мама. Так, Сима боится встречи с незнакомыми людьми: «Дело в том, что раньше я очень боялась незнакомых людей и начинала плакать и кричать. Сейчас их тоже боюсь» (с. 104). В данном примере, Сима боится незнакомых людей, потому что ее круг общения ограничен: это мама, папа и Вася. Выход за пределы этого круга ее пугает. «-А к Симе Дед Мороз придет? — спросил Вася. — Пока нет. Она испугается, — ответила мама.- А на елку мы пойдем? — Нет, ты же уже большой. — Это хорошо. Хоть какая-то польза от взросления» (с. 188). В данном примере Сима может испугаться, потому что она не знает, кто такой Дед Мороз, и она никогда не видела людей, одетых таким образом. Глагол испугаться в данном предложении использован для презентации эмоции испуга, которая естественна для малышей. Ребенок только начинает осваивать новый для него мир, и каждая новая, непонятная ситуация или встреча с незнакомым человеком, естественно, его пугает.

" Страшно" бывает не только с незнакомыми, и не только Симе. Вася — мальчик уже большой, но он тоже не всегда может предугадать, что принесет ему встреча с родной бабушкой. «С бабушками весело бывает, а иногда очень страшно. От них не знаешь, чего ждать. Вот с мамой — все понятно. У нее режим, воспитание, все по графику. А у бабушки всегда экспромт"(с.100). Васе неизвестны намерения бабушки, а также, чем она будет с ним заниматься. Страшно, боязно и другие эмотивные предикативные наречия часто появляются в контексте всего произведения, выражая чувство страха и боязни безотносительно к воле субъекта. Ситуации с Симой и Васей определяются постижением взрослого мира и приобретением опыта поведения и общения в незнакомой ситуации.

Ситуация 1.3: Непонимание мотивов в поведении других людей и их намерений. Так, стрессовые ситуации, в которых оказывается мама маленького ребенка, являются причиной ее невротическое состояния, которое пугает и мужа, и сына. С их точки зрения, она часто ведет себя неадекватно. Например, муж застает ночью жену на кухне, когда она вырезает бумажные цветы. чтобы наклеить их на холодильник: «- Маруся, с тобой все в порядке? — спросил испуганно папа, посмотрев на часы. Было три часа утра. — Да, а что? — удивилась мама. — Почему ты не спишь? — спросил папа, пугаясь еще больше. — Мне холодильник надоел, — ответила мама, — белый, раздражает» (с.238). Папу может пугать сразу и поведение сына, и реакция на это поведение жены. Так, Вася, который не хочет делать уроки и который все время что-то изобретает, нашел новый способ читать книгу: он открывает «Остров сокровищ», делая вид, что его читает, и одновременно слушает эту же аудиокнигу. «Что ты делаешь? - спрашивает с ужасом папа. — Читаю в формате 3D, — отвечает Вася.— Лучше так, чем никак, — говорит мама, вытаскивая у меня изо рта очередную фигурку от книжки-панорамки. — А Симу мы научим читать в пределах кулинарной книги. И хватит с нее. Счастливее будет.- Папа смотрит на маму с ужасом.» (с. 77) Когда у мамы депрессия, она начинает обустраивать дом. Ў¶Папа этого очень боится — он вообще боится всех изменений. И мамы в такие моменты тожеЎ· (с. 237). Сравните вледующий контекст: в школе Вася дружит с тремя девочками, но никак не может решить, кто ему больше нравится. Они все любят Васю и подталкивают его к окончательному решению. Однажды они даже побили его и пообещали ему вскоре отомстить. Мама прочитала записку от девочек и испугалась, потому что ничего не поняла, но бессознательно уже приготовилась к худшему. «Итогом дня стал подбитый глаз и обнаруженная в портфеле записка: Выбирай, или всё!» — А что — «всё»? - испугалась мама" (c. 92)

Итак, все боятся непонятного поведения другого (папа, мама, Вася и Сима). В таких ситуациях папа спрашивает испуганно; спрашивает, пугаясь еще больше; спрашивает с ужасом; смотрит с ужасом, наблюдает с ужасом и т. д. Кроме частотных в тексте повести эмотивных глаголов бояться и испугаться, распространены «эмотивные глагольные словосочетания» двух видов: глагол + наречие и глагол + имя существительное в творительном падеже. В этих словосочетаниях опорное слово — это нейтральный глагол, а зависимое слово — однокоренное эмотивному глаголу, реализующее на уровне предложения функцию обстоятельства образа действия. Это значит, что эмоциональное состояние героя сопутствует определенным его действиям. Как показывают контексты, одновременно, в пределах одного контекста, могут быть выражены различные эмоции: часто объединяются вместе эмоции испуга и удивления (" Неужели правда?- спросил он с ужасом" ), а также страха и раздражения («Сима, мне надоело! Что ты еще придумала? — со страхом сказала мама»).

Ситуация 1.4: Боязнь нежелательного, ненужного действия, которое может привести к плохим последствиям. В этой ситуации глагол бояться употребляется в своем втором значении: «испытывать чувство тревоги за кого-либо» (БТС: 93). Так, бабушка питала пристрастие к преферансу и часто много проигрывала. Мама хочет отучить бабушку от преферанса. Леша — друг бабушки, он помогает ей научиться работать на компьютере. «Мама боится, что Леша расскажет бабушке, что есть сайты знакомств и что через Интернет можно играть на бирже и в преферанс…» (с.157). Маша — маленькая дочь маминой подруги, которая пришла к ним в гости. Когда она увидела Симу, она подумала, что это такая маленькая кукла, с которой можно делать все, что хочешь: она замучила Симу, заставляя ее играть, Сима плакала. Чтобы Сима не страдала, мама дала Маше водяной пистолет, но Маша тут же все обои обстреляла. «Мне забрать у нее пистолет? Не надо. Там вода скоро кончится. Мама боялась, что, оставшись без пистолета, Маша опять вспомнит про «лялю» «(с.118). В двух последних примерах мама боится, потому что она предвидит негативные последствия возможных действий со стороны других, и эмоционально на это реагирует.

2. Эмоция беспокойства и волнения выражается с помощью глаголов волноваться, нервничать, беспокоиться. Эта лексика выражает базовую эмоцию беспокойства. У всех выделенных лексических единиц есть общее значение «пребывать в состоянии нервного возбуждения, напряжения». Название эмоций: волнение, беспокойство, тревожность. Глагол волноваться выражает «состояние нарушения душевного равновесия и нервное, неспокойное состояние, вызываемое различными причинами: ожиданием каких-либо неизвестных событий, участием в каких-либо ответственных мероприятиях» (ССРЯ: 99). Глагол нервничать выражает внутреннее раздражение, беспокойство, волнение (ССРЯ: 323). Глагол беспокоиться обозначает состояние нервного возбуждения, напряжения, душевного непокоя, вместе с тем указывает на «склонность опасаться чего-л.» (ССРЯ: 68). Эмоция беспокойства и волнения в контексте реализуется в трех ситуациях:

Ситуация 2.1, которая сближается с рассмотренной ситуацией 1.4: Прогноз возможных негативных последствий чьего-либо поведения или в результате каких-либо событий. Эта ситуация характерна при описании заботы и любви всех членов семьи друг к другу. В отношениях между папой и мамой лежит чувство любви. Так, когда папа звонит маме, а мама не может найти телефон и поэтому не отвечает, «папа волнуется, что мама не отвечает, и шлет одну эсэмэску за другой. Поэтому телефон пищит все время» (с.253). Когда мама была беременной, она боялась, что потеряет свою прекрасную фигуру и перестанет нравиться папе, поэтому она «больше беспокоилась о своей фигуре и весе, чем о полезности прогулок».

На протяжении всей жизни героев в повести мы наблюдаем, как они выражают различные эмоции не только с помощью языка, но и с помощью мимики, которая невербально выявляет эмоциональное состояние членов семьи. С одной стороны, мама ужасно нервничает (эмотивное наречие осуществляет функцию эмоционального сопровождения глагола нервничать), с другой стороны, у мамы нервный тик: «Вася сильно перенапрягся в школе. Из-за этого у мамы начался нервный тик на правом глазу, а у папы, который все это наблюдал, — межреберная невралгия. Мама ужасно нервничает» (с.236). В данном примере нервный тик — это мимическое проявление эмоции, у мамы «нервный тик», потому что она беспокоится за своего сына. Мы понимаем, что её эмоции сильнее, чем раньше, что она ужасно нервничает, потому что раньше она только беспокоилась за сына, а сейчас это беспокойство сопровождается еще и нерным тиком — физиологическим нервным расстройством. Сравните также: у мамы «еще долго дергается глаз» после посещения бабушки (с.43).

Ситуация 2.2: нарушение этических норм поведения по отношению к другому человеку. Это ситуация расширяет круг маминых эмоций при общении с родственниками, которые отметили ее пополневшуюся фигуру и оттопыренные уши новорожденной: Родственники были в гостях. «—Ой, какая ты кругленькая! — Симочка! А уши-то у тебя фамильные! Наши! Ничего, пластическая хирургия не стоит на месте! Стало понятно, почему мама так нервничала и почему она так не любит родственников — они сначала говорят, а потом думают» (с.165). В данном примере, мама нервничала, потому что родственники высказались не совсем этично. Они сказали маме плохие слова, их злые насмешки раздражают маму, поэтому глагол «нервничать» в данном предложении выражает эмоции волнения и раздражения.

Ситуация 2.3: Боязнь своей несостоятельности, несоответствия идеалу. Герой действительно хочет сделать что-то идеально хорошо, но боится, что не сможет стать таким, каким хочет, потому что ему недостает опыта, умений или знаний. Так, Вася только что учился играть на шахматы. «Вася совершенно не умеет проигрывать. От этого страдают все. Он сам — потому что начинает нервничать, мама — потому что не знает, как его успокоить, я — потому что про меня все забывают, папа — потому что не может слышать, когда в доме все кричат» (с. 81) В данном примере Вася начинает нервничать, потому что он хочет играть лечше остальных, хочет выиграть, но играет он не очень хорошо, поэтому он испытывает эмоцию волнения. В другой ситуации Вася будет сдавать экзамен, а мама помогает Васе готовиться. «Мама, а дети бывают умнее своих родителей? — спросил Вася осторожно. — Очень часто. Так должно быть. Это называется эволюция, — ответила мама. — А-а-а. Тогда ладно. А то я начал беспокоиться» (с.50). Вася волнуется, потому что он хочет хорошо сдать экзамен, и беспокоится по поводу своих умственных способностей, отталкиваясь от эталона, который для него воплощен в его родителях.

3. Базовую эмоцию обиды выражает глагол обидеться. Этот глагол, несомненно, отражает эмоциональное состояние героя, и одновременно сближается с эмотивными единицами, выражающими эмоциональное отношение к чему-либо. В данную группу входят лексические единицы с общим значением «испытывать обиду». Глагол «обидеться» толкуется в словаре как «почувствовать обиду; принять что-либо за обиду» (БТС: 573). Состояние обиды, испытываемое персонажами, передается различными частями речи. К глаголам примыкает наречие обиженно: обиженно спросил, обиженно ответил, обиженно сказал и др. Эмоция обиды возникает в повести исключительно в одной ситуации — Ситуация 3.1: неодобрение слов или поступков другого. Герои повести могут быть несогласны с критикой в свой адрес (или в адрес дорогих им людей) и обидеться на неё. Так, Вася должен был присматривать за сестрой и развлекать её, чтобы она не плакала. Он решил запихнуть её в стиральную машину. Мама застала его за этих занятием. " -Васечка, это же твоя сестра. Зачем ты с ней так?. — Ты же говоришь — чем бы дитя ни тешилось… - обиделся Вася" (с. 23) В данном примере, обиделся Вася на маму, потому что он не считает спрведливым её упрек. Вася не согласен с мамой, глагол обидеться в данном контексте выражает эмоцию обиды и раздражения при явном неодобрении слов мамы.

Приведем еще один пример. Когда Сима запихивает в рот страницы книг, папа кричит на нее. Это не нравится маме: «- Не говори ей „фу“, она же не собака, — обиделась мама» (с. 72). В данном примере мама обиделась на папу, потому что мама недовольна отношением папы к ребенку. Эмотивный глагол обидеться в повести может встретиться несколько раз на одной странице, поскольку мелочные и несерьезные обиды на слова другого отражают быт этой семьи, в которой все время случаются какие-то неприятности, а контролировать себя в такой обстановке трудно. Вот пример такого же рода: Вася сетует, что ничего хорошего в его жизни не было. Естественно, мама обижается: «- А тебе совсем вспомнить нечего?- обиделась мама"(с.187). В одном и том же контексте с помощью эмотивной лексики может быть выражено несколько эмоций. Например, в контексте, когда Симу забирают из роддома, и папа беспокоится, что с ней что-то не так, Вася демонстрирует не только эмоцию обиды, потому что его сестра может быть только красавицей, но и эмоцию раздражения: как папа мог это сказать о его сестре? «-Что у нее с глазками? — спросил папа, когда сел в машину. Один глаз у меня заплыл и не открывался.- Папа, она красавица, — обиженно сказал ВасяЎ· (с. 29).

Таким образом, эмоции в миниконтекстах (на уровне предложения или нескольких предложений) представлены эмотивной лексикой, выражающей различные чувства, испытываемые персонажем одновременно, в то время как повод для эмоционального отклика только один. Так, в контекстах могут соседствовать эмоции раздражения и обиды: «-Мама, ты костей не соберешь! — выкрикнул он, не сдержавшись. Та обиделась: Как ты со мной разговариваешь?»; возмущения и обиды: папа всерьез, до слез обиделся на жену, когда она в шутку назвала его живот пенсионерским пузиком и др.

4. Эмоция страдания в повести передается немногочисленными лексическими единицами: при помощи глаголов — языковых синонимов страдать и мучиться. Общее семантическое значение данных эмотивов «испытывать душевную боль, страдание». Лексическая единица страдать многозначна: «сильно переживать из-за любви к кому-л., любить кого-л.без взаимности и надежды на нее, тоскуя и томясь» (БТС: 601), а также «испытывать очень сильную физическую или нравственную боль». Оба эти значения представлены в повести. Эмотив мучиться толкуется в словаре как «испытывать тяжелое физическое или душевное состояние, испытывать физическую или нравственную боль» (БТС: 302). В значении данного эмотива акцентируется семантический признак длительности физических или нравственных мучений. Мы выделили три ситуации, в которых используется данная эмотивная лексика.

Ситуация 4.1 аналогична ситуации 2.3: боязнь своей несостоятельности, несоответствия идеалу. Эта ситуация повторяется при выражении разных эмоций: мы наблюдаем употребление глагола страдать в такой же ситуации. «- Все девочки ходят в колготках, — уговаривала меня мама. — И платье нужно выгулять, пока ты из него не выросла. Я же страдала от того, что пока не умею раздеваться сама» (с.105). Этот пример демонстрирует выражаемую Симой эмоцию страдания, потому что она слишком маленькая, у неё еще не все в порядке с координацией движений, она ещё не может делать некоторые вещи самостоятельно, как взрослые.

В следующем примере страдают все члены семьи: «Вася совершенно не умеет проигрывать. От этого страдают все. Он сам — потому что начинает нервничать, мама — потому что не знает, как его успокоить, я — потому что про меня все забывают.» (с. 81) В этом примере мы видим соединение нескольких ситуаций: боязнь несостоятельности, страдание-волнение за другого при выражении любви и требование заботы к себе. Так, Вася страдает, потому что он никак не может выиграть, мама страдает, потому что она беспокоится о сыне, Сима страдает, потому что никто не обращает внимания на неё. Они все чувствуют одинаковую эмоцию, но причины, вызывающие эту эмоцию, различны.

Ситуация 4.2: испытывать физическую боль или неудобства. Эта ситуация касается в первую очередь Симы. Так, в день Симиного рождения мама хочет сфотографироваться с «красивой» Симой, для чего сделала ей настоящую прическу. У Симы теперь на голове много заколок, платье тесное, и все это ей мешает. «Всем, кто видит эти фотографии, мама объясняет, что я мучилась всего пару минут, а потом она меня переодела. Ей, конечно же, никто не веритЎ· (с.108). Эмотивный глагол мучиться имеет прямую проекцию на физические страдания Симы, которой больно и неудобно в таком платье и с такой прической.

Ситуация 4.3: момент осознания своей вины, когда субъект сделал что-то неправильно. Эта ситуация частично совпадает с ситуацией 3.1 (неодобрение слов или поступков другого), но в данном случае неодобрение направлено не на другого, а на себя. Приведем только один из многочисленных примеров. «Вася бьет других детей, но потом сам страдает очень и плачет оттого, что сломал мальчику из старшего класса нос или рукуЎ· (с.52).В данном примере Вася страдает, потому что он осознал свою вину, понял, что бить других детей — неправильно и «успокоился». Вася раскаялся в своем поступке. В основе противопоставления испытываемых эмоций лежит признак качества переживаемой эмоции (плюс-минус: беспокоиться — быть спокойным, радость — грусть), а также признак силы переживаемой эмоции (больше — меньше).

Далее рассмотрим глаголы, выражающие положительные эмоции, которые относятся к ЛСГ глаголов пребывания субъекта в эмоциональном состоянии: радоватся, обрадоваться, веселиться. Базовое глагольно-именное сочетание вызывать эмоциональное состояние. Глаголы радоваться, обрадоваться, веселиться выражают базовую эмоцию радости. В данную группу входят лексические единицы с общим значением «испытывать радость». «Радоваться» имеет значение «испытывать радость, предаваться радости» (БТС: 497); «обрадоваться значит «прийти в состояние радости» (БТС: 423), а веселиться — «предаваться веселью, вызывать радостное настроение, выражающееся в склонности к забавам» (БТС: 324). В выделенных нами контекстах доминирует глагол радоваться. Для выражения положительных эмоций используются также эмотивное краткое прилагательное рад («о чувстве радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемом кем-либо») (БТС: 497), слова категории состояния весело и радостно (характеризующееся значением «беззаботно-радостное настроение, живость, бодрость» (ССРЯ: 125), а также междометие-эмотив ура (имеет самое общее значение «восклицательное междомедие, употребляющееся в качестве восклицания, выражающего восторг и радость») (ССРЯ: 624). Слова категории состояния так же, как и глаголы, прямо указывают на эмоциональное состояние субъекта.

Радость члены семьи выражают в разных ситуациях, но самой главной нам представляется ситуация 5.1: Ситуация позитивного общения (чаще всего с родными) при отсутствии видимых причин. Эта ситуация возникает, когда автор описывает веселое, непринужденное общение между членами семьи. Так, мама играет с Симой в прятки. «-Где Сима? Где наша девочка? Куда пропала? Я выбираюсь из пледа, чтобы она меня увидела. — Вот Сима! - радуется мама, а я прячусь снова. — Где Сима? Куда опять пропала?» (с. 223) В данном примере «мама радуется»во время общения-игры с ребенком, наслаждаясь этим процессом.

Общение мамы и Васи также проходит весело. «Когда мама пытается учить Васю — это всегда весело. — Мама, а у Льва Толстого было тринадцать детей, представляешь? — говорит Василий. — Нет, не представляю. Кошмарно много, — отвечает мама.» (с. 69) В данном примере, «это всегда весело» значит «весело общаться»: мама задает неожиданные вопросы и своеобразно, не так, как все, отвечает на Васины вопросы. Слово категории состояния весело показывает, что эмо-ции радости приходят сами по себе, в дружной семье эти эмоции просто существуют и не зависят от воли субъекта.

Разновидностью ситуации 5.1 является ситуация, в которой один из коммуникантов во время общения одобряет поступки другого: «Бабушка и Вася зажгли ракету и хлопушку. Постояли, посмотрели. — Нет, надо сразу все, — решила бабушка, — а то детский сад какой-то. - Ура!!! — закричал Вася» (с.178). В данном примере, " ура!!!" с тремя восклицательными знаками — это междометие-эмотив, демонстрирующее наивысшую степень радости ликования внука, который предвкушает красоту и силу фейерверка. Общение радостно тогда, когда желания близких совпадают и предугадываются.

Ситуация 5.2: Испытывать удовлетворение, когда удалось избежать чего-то нежелательного. Эта ситуация частично совпадает с ситуацией 1.4 (бояться нежелательного, ненужного действия). Мама, папа и Вася обсуждают, необходимо ли ходить в колготках. Каждый высказывает свое мнение. «-А в колготках не жарко? — спросил папа. — Зато красиво. — Вот сейчас я очень рад, что родился мальчиком и что у меня есть сестра, над которой ты можешь издеваться, — подал реплику ВасяЎ· (с. 105). В данном примере, Вася рад тому что, он не девочка и ему не надо носить колготки. Эмотивное краткое прилагательное «рад» в данном предложении выражает эмоции радости и везения, когда ты можешь избежать нелюбимого, трудного для тебя дела. Следующий пример подтверждает частотность подобной ситуации в повести.

Когда мама проводила в детстве лето в деревне, дома у соседей было пианино, которое осталось от их умершей дочки. «Они не хотели, чтобы кто-то стирал с клавиш память об их дочери. Не хотели, чтобы кто-то осквернял ее пианино. Бабушка об этом, естественно, не знала. А мама была только рада не заниматься» (с. 86). В данном примере, мама рада, потому что ей не нужно делать то, что она не любит делать.

Ситуация 5.3: Положительные эмоции при соответствии определенному стандарту, идеалу. Эта ситуация противоположна ситуации 2.3 (бояться своей несостоятельности, несоответствия идеалу.) При соответствии идеалу субъект выражает совершенно противопожные страху эмоции — эмоции радости. «И так раз двадцать. Мама никак не может понять, что я сижу под пледом и никуда не пропадаю. Но она так радуется, что я умею играть в прятки»(с.223). В данном примере, мама радуется тому, что ее ребенок демонстрирует стандартные умения детей ее возраста. В соответствие-несоответствие стандарту входят также и физиологические характеристики работы организма ребенка. Когда Вася недоволен своей сестрой почему-то, мама замечает: «- Зато у ребенка хорошо работает кишечник, радоваться надо. Вон, как покакала хорошо, — сказала мама» (с.209). Мама радуется, потому что у ребенка хорошо работает кишечник. Это значит, что у ребенка есть здоровье. А здоровье детей для родителей — самое радостное дело.

Таким образом, мы выделили основные повторяющиеся ситуации, в которых употребляется эмотивная лексика со значением состояния субъекта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой