Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы воспитания и формирования культуры здоровья студентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обзор научных публикаций педагогов, тренеров, врачей, гигиенистов, валеологов отражает тревожный факт: в семьях, в школах, и дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания культуре здоровья и здорового образа жизни. Среди молодежи отмечается пассивное отношение к физической культуре. Специалисты-профессионалы, занимающиеся обучением и внедрением физкультурно-оздоровительных технологий… Читать ещё >

Проблемы воспитания и формирования культуры здоровья студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы воспитания и формирования культуры здоровья студентов.

Обзор научных публикаций педагогов, тренеров, врачей, гигиенистов, валеологов отражает тревожный факт: в семьях, в школах, и дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания культуре здоровья и здорового образа жизни. Среди молодежи отмечается пассивное отношение к физической культуре. Специалисты-профессионалы, занимающиеся обучением и внедрением физкультурно-оздоровительных технологий в учебных заведениях, нуждаются в интеграции научных и учебно-методических связей в области физической культуры, спорта и туризма. Ученым кафедры физического воспитания вузов разных регионов страны необходимы научные и культурные межвузовские связи для единения и развития творческой деятельности в едином научно-образовательном пространстве России [3].

Позитивно-пассивное отношение к физической культуре и спорту проявляют более 50% учащихся общеобразовательной школы. Школьники понимают положительную значимость занятий физической культурой и спортом для организма, но отводят себе роль болельщиков или пассивных наблюдателей. До 10% школьников выражают негативное отношение к занятиям ФК и С, предпочитая более интеллектуальные виды деятельности. До 20% школьников имеют медицинские справки, освобождающие их от уроков физкультуры. До 10% учащихся регулярно не посещают занятия в спортивных залах. В стенах университета эти тенденции возрастают [1].

Основная масса молодых людей, пришедших в вуз, имеют к физической культуре позитивно-пассивное отношение (более 60%) и посещают практические занятия в спортивных залах лишь чтобы получить зачет. Более 20% первокурсников имеют негативное отношение и лишь 12% студентов считают, что ФК и С является неотъемлемой частью их жизни [4].

Дефекты воспитания в семье, несовершенство форм воспитания и образования в предвузовский период роста, развития и становления личности проявляются отсутствием мотиваций к здоровью, к здоровому образу жизни. Негативно-пассивное отношение к академическим занятиям физической культурой приводит к тому, что часть студентов не выполняет научно-обоснованный объем двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимый для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к личному здоровью и физической культуре. Недооценка роли физической культуры проявляется серьезными последствиями на состояние здоровья и жизнедеятельности нации в целом.

Рассматривая научно-методические проблемы культуры здоровья студентов и оздоровительные технологии по физической культуре и спорту в учебных заведениях, следует шире и глубже понимать все объекты и субъекты исследования. Наши исследования среди студентов РГСУ (1200 первокурсников) показали, что низкий рейтинг здоровья проявляется в недостаточном уровне компетентности в личных показателях здоровья и физического состояния. Большинство опрошенных не смогли ответить на вопросы: индивидуальные показатели веса, роста, ЖЕЛ, ЧСС, АД, время восстановления организма после 20 приседаний. У многих имеются те или иные факторы риска в повседневном образе жизни и поведении. Усиливает прессинг на здоровье не соблюдение элементов гигиенического режима и здорового образа жизни. Первокурсники не владеют методикой конструирования рационального образа жизни.

Довольно большой процент опрошенных имеет низкую медицинскую активность, не владеют теоретическими основами физической культуры, не используют для поддержания здоровья и работоспособности немедикаментозные средства, стимулирующие и общеукрепляющие мероприятия (физические упражнения, закаливание) [1].

Все это говорит о низком уровне мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. При таком осознании значимости личного здоровья никакие мероприятия по сохранению здоровья не дадут ожидаемого результата. Надо усилить внимание воспитанию, дойти до сознания, восстановить духовное и нравственное здоровье личности. Пассивное или даже негативное отношение к физической культуре и спорту является следствием домашнего и школьного дефектов воспитания, того социума, тех людей, кто разработал и «формировал» подрастающее поколение.

Оздоровительный эффект всей системы занятий физической культурой определяется отношением к ней личности. При положительной мотивации создаются условия и предпосылки для достижения главной цели — укрепления здоровья, физического и психологического развития, на базе которых формируется возможность для оптимальной саморегуляции личности в образовании, в трудовой деятельности, в личной жизни. Но прежде необходимо, чтобы вся эта сложная, эволюционизирующая система, огромный багаж человеческой цивилизации были обеспечены политическими, законодательными, социально-экономическими, культурно-образовательными, информационными, социогенными гарантами.

В основу концепции модернизации российской высшей школы взято единство образовательного и культурно-воспитательного процесса, создание вузовской среды с доминантой приоритета воспитания, как ведущего направления управления процессом социализации, развития нравственности, духовности, культуры, в том числе физической и интеллектуальной культуры личности-всех тех качеств, которые получили определение, как феномен интеллигентности [4].

Университетская культурно-образовательная среда с ее материальной базой, квалифицированными кадрами, традициями позволяет эффективно формировать воспитание гармонично и всесторонне развитой личности с высоким уровнем культуры, образованности и духовного здоровья.

Модель воспитания личности новых поколений российской интеллигенции обсуждался на V областной научно-практической конференции в Ростовском государственном строительном университете. Ректор Университета в концепцию системы управления на разных этапах обучения в вузе ставит акценты на экономических, социальных и культурных аспектах; на создание интеллектуально-культурной среды в стенах вуза во время труда, быта, рекреации студентов. И это лишь часть вопросов, которые требуется наладить в современном университете [3]. Личностно-ориентированный подход заинтересованности самого студента в физическом, духовном и нравственном воспитании, осознанная тяга к истинным ценностям жизни создают условия для формирования интеллигентности, культурных мотиваций к освоению навыков здоровых межличностных отношений. Принцип «Табу», система запретов не дают должного эффекта воспитания среди учащейся молодежи и студенчества в XXI веке.

Учителя средних школ и лицеев, педагоги университетов и академий обращают внимание на объективный факт: в наши дни воспитательный процесс зависит от социальной характеристики учащихся и студентов, социально-экономической и культурной принадлежности региона и постоянного места жительства молодежи. Социальный портрет (сельские-городские, богатые-бедные, благополучные семьи, безотцовщина, беженцы, мигранты) студентов требует не единого, не валового подхода в воспитательной работе, а строго индивидуального: принцип адресного воспитания, нацеленного на конкретного человека.

Резкое расслоение общества по материально-экономическому уровню обеспеченности требует дифференцированного подхода к личности студента. Нервно-эмоциональная атмосфера, стрессы в молодежной среде требуют подчас усилий не только опыта педагога, но и врача. Особенно остро стоит вопрос воспитания среди студентов младших курсов, которые вдруг оказались в новом, не домашнем социуме. Адаптация к вузовской учебно-производственной деятельности и самостоятельной организации своего свободного времени, распоряжения личными финансами, построения межличностных отношений — для многих молодых людей стал экстремально напряженным. Целостность и гармоничность формирования профессиональных и личностно-гражданских качеств возможна лишь при наличии культурно-воспитательной базы, здоровой среды обитания, интеллектуального, социокультурного пространства для становления и развития личности будущего специалиста и гражданина.

Таким образом:

Образование должно быть качественно, однако, абсурды и парадоксы современной действительности ставят в тупик высококвалифицированных педагогов: чему и как учить, воспитывать? Остро стоит проблема квалификации кадров, современных методик, учебников, материальной базы.

Здоровая среда обитания в вузе, сформированный психологический климат взаимопонимания и взаимопомощи, помогают воспитывать в студентах лучшие человеческие качества, поддерживать традиции, не снижать уровень преподавания.

В университетах все чаще встает вопрос дефицита высококвалифицированных кадров, владеющих педагогическими, научными и методическими знаниями и опытом работы. К сожалению, на кафедрах растет число любителей почасовой оплаты, но не знающих и не любящих специфику работы с молодежью в современном вузе.

Важно сохранить среди профессорско-преподавательского состава ученых-ветеранов, педагогов, сотрудников, которые стояли у основания и формирования высшей школы, достигшей сегодня высокого уровня развития. Благодаря усилиям, которых сохранены лучшие традиции и успехи университетов в России.

Союз поколений, как крепкая, дружеская семья, сохранит и умножит лучшие традиции и передаст следующим поколениям чистые помыслы и плоды высококвалифицированного труда во благо обновленной России.

Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта. -Челябинск. — 1997. — 4.1. С. 15−35.

Воинов В.Б., Литвиненко О. В., Гаусова Л. К., Беляева Г. П. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики. // Валеология. -Ростов-на-Дону. — 2003. -№ 3.

Неведкович С.Д., Орлов В. А. Мониторинг резервов физического здоровья и работоспособности молодежи России. / Физическая культура и спорт Российской Федерации: сб. на-учн. статей. Вып. 1. -Воронеж, изд-во фирмы. — «Воронеж». -2000. С. 121−129.

Филимонова СИ. Физическая культура и спорт. Пространство, формирующее самореализацию личности. — М: Изд-во «Теория и практика физической культуры». — 2004. — 315 с.

  • 5. Фролов А. Ф., Литвинов В. А. Образ жизни и здоровье: Метод, указ. — Ростов-на-Дону. -2003.-26 с.
  • 6. Фролов А. Ф., Литвинов В. А., Проблемы здоровья и физической подготовленности студентов. // Валеология, Ростов-на-Дону. — 2004. — № 1. — С. 32−34.
  • 7. Шумейко В. И. Современные приоритеты и система организации культурно-воспитательной деятельности в Ростовском государственном строительном университете. — Ростов-на-Дону. — 2004. — 8 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой