Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Письменность народов мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые народы мира, разговаривающие на древних языках, до настоящего времени не имеют письменности. Например, у таких известных народов Центральной и Южной Америки, как ольмеки, майя и ацтеки, передача информации осуществлялась с помощью картинок — пиктограмм. Инки, мощная империя которых постиралась от Северного Эквадора до Центрального Чили, письменности не имели, а распоряжения и информацию… Читать ещё >

Письменность народов мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что некоторые языки имеют множество диалектов, что затрудняет общение лиц, даже владеющих одним языком. Например, жители северного и южного Китая с большим трудом понимают друг друга, как и арабоязычные жители Марокко и Ирака. Даже в пределах Германии нередко возникают трудности общения между берлинцами и баварцами, говорящими на разных диалектах. Только общая письменность облегчает взаимопонимание и создает возможность для широкого общения людей.

Письменность — это совокупность письменных средств общения, складывающихся из систем графики, алфавита и орфографии какоголибо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом. Понятие «письменность» происходит от слова «письмо». Первичными письменами были наскальные рисунки, несущие некую информацию, но это еще не письменность.

Письмо — это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. Если «язык» — это акустический метод передачи сведений, то «письмо» — это оптический метод передачи информации. Эти методы как средства передачи информации и общения совершенствовались в течение исторического развития человеческого общества совместно. Предписьменный период развития человечества характеризовался распространением графических рисунков — пиктограмм, которые со временем стилизовались и превращались в иероглифические и клинописные письмена, а позднее — в буквенные.

Некоторые народы мира, разговаривающие на древних языках, до настоящего времени не имеют письменности. Например, у таких известных народов Центральной и Южной Америки, как ольмеки, майя и ацтеки, передача информации осуществлялась с помощью картинок — пиктограмм. Инки, мощная империя которых постиралась от Северного Эквадора до Центрального Чили, письменности не имели, а распоряжения и информацию передавали посредством особой системы узелков на разноцветных нитях. Эти «узелковые письма», или «кипу», не имеют аналогов в других частях света.

Первая письменность, дошедшая до современности, считается шумерской. Ее возраст — около 3200 лет до н. э. Это была клинопись на глиняных дощечках. Позднее, около 2000 лет до н. э., появилось иероглифическое (картиночное) письмо в древнем Египте. Там был изобретен более удобный материал для письма — папирус, изготовленный из тростника. Во II в. н. э. в Китае была изобретена бумага, и быстро стало развиваться иероглифическое письмо. В современном китайском языке насчитывается более 50 тыс. иероглифов. Арабская письменность содержит алфавит из 28 знаков — букв.

Клинопись — древняя письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, которые выжимались на сырой глине или на дощечках. Шумерская клинопись возникла в 3—4 тыс. до н. э. Позже утвердилась в Вавилоне, Ассирии, Урарту. По происхождению клинопись — это идеографически-ребусное письмо, которое позже становится словесно-слоговым.

Иероглифическое письмо, существующее до настоящего времени, возникло как развитие и стилизация древних пиктограмм, рисуночных знаков. Считается, что древнейшая иероглифическая письменность возникла в древнем Египте в 4 тыс. до н э., а затем, во 2 тыс. до н. э., в Китае, Японии и Корее. Термин «иероглифы» применяется по отношению к различным неалфавитным письменностям, идеограммам.

Таким образом, существуют различные типа письма, например:

  • 1) идеографическое (ребусное) — шумерское, древне-египетское, китайское;
  • 2) словесно-слоговое — тибетское;
  • 3) силлабическое (слоговое) — индийское, японское;
  • 4) буквенно-звуковое (алфавитное) — латинское, английское, русское, арабское.

Для написания древних посланий использовались разные материалы. Шумеры использовали глину и таблички из нее. Древние Египтяне изобрели для этих целей папирус. В Индии ему соответствовали связки из прессованных пальмовых листьев. Около 1400 г до н э. папирусные свитки в Египте заменили кожаным пергаментом.

На рубеже нашей эры в Китае была изобретена бумага. В Европе древние послания писали на бересте. Берестяные грамоты уже в VI—X вв. широко использовались в Новгородской Руси. В древнеславянской письменности использовалась глаголица.

Однако некоторые языки тоже имеют разные письменные формы, что также затрудняет общение. Например, ранее единый сербско-хорватский язык имел две письменные формы: первая основана на славянском шрифте — кирилице (так пишут сербы), вторая — на латинице.

(так пишут хорваты). То же самое можно сказать и о языке хиндустан, имеющем две письменные формы — хинди в Индии и урду — в Пакистане. В основе таких различий обычно лежат принятые народом те или иные религиозные традиции. (Православные славяне пишут кирилицей, а католики и протестанты —латиницей.).

В настоящее время в мире существует примерно 65 алфавитов, два из которых — кирилица и латиница — известны наиболее широко на всех континентах, так как используются во многих индоевропейских языках.

Таким образом, язык, речь и письменность в настоящее время являются важнейшим средством общения между людьми. Языковые барьеры между народами являются серьезным препятствием для общения. Поэтому в образовательном цикле специалистов в области страноведения и международного туризма изучению языков должно уделяться самое большое внимание.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что изучает этнолингвистическое страноведение?
  • 2. Дайте определение понятиям «язык» и «речь».
  • 3. Назовите основные типы человеческих языков общения.
  • 4. Приведите примеры моноязычных и полиязычных стран и народов.
  • 5. Назовите количество существующих языковых семей, выделяемых лингвистами, и наиболее крупные из них.
  • 6. Перечислите языковые группы, входящие в индоевропейскую языковую семью.
  • 7. Покажите на карте страны, народы которых говорят на языках индоевропейской семьи.
  • 8. Перечислите и покажите на политической карте мира страны и народы, говорящие на языках славянской группы.
  • 9. Перечислите и покажите на политической карте мира страны и народы, говорящие на языках германской группы.
  • 10. Перечислите и покажите на политической карте мира страны и народы, говорящие на языках романской группы.
  • 11. Покажите на карте ареалы проживания народов, относящихся к финноугорской языковой группе.
  • 12. Покажите на карте ареалы проживания народов, относящихся к тюркской языковой группе.
  • 13. Покажите на карте ареалы проживания народов, относящихся к кавказской языковой семье.
  • 14. Назовите основные виды письма, существующие в мире.
  • 15. Приведите примеры языков межэтнического общения.
  • 16. Назовите известные вам виды письменности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой