Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Начальное обучение. 
Методика обучения игре на фортепиано

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ритмические способности весьма неподатливы при воздействии на них извне, то есть со стороны педагога. Но отечественная педагогика придерживается того положения, что нет таких способностей, которые не могли бы развиться. Ритмические способности очень тесно связаны с психикой. Уравновешенные люди ритмичнее тех, кто легко поддаётся эмоциональным колебаниям. Возбужденное или спокойное состояние… Читать ещё >

Начальное обучение. Методика обучения игре на фортепиано (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Музыкальные способности

Проблема диагностики музыкальных способностей у детей, поступающих в музыкальную школу, — одна из самых актуальных в музыкальной педагогике и психологии. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: являются ли они врожденными свойствами человека или развиваются в результате воспитания и обучения. Способности — это психические свойства личности, необходимые для выполнения определенной деятельности. Каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей, определяющих успех протекания той или иной деятельности. Способности могут быть общими и специальными. Специальными, в данном случае, могут быть музыкальные способности. Для успешного занятия музыкальной деятельностью, будущему музыканту необходимо обладать набором таких качеств, совокупность которых может говорить о музыкальной одаренности. Вот эти качества:

  • 1. слух
  • 2. память
  • 3. ритм
  • 4. эмоциональная отзывчивость

Последнее качество можно назвать музыкальностью. Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, можно назвать ряд качеств, проявляющих себя именно в музыкальной деятельности: творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, развитое мышление. Качественное сочетание общих и специальных способностей образуют более широкое по сравнению с музыкальностью понятие музыкальная одаренность.

Все способности имеют обязательные врожденные задатки, различные у разных людей по своему качеству и количеству. Но любые способности поддаются развитию, то есть их следует рассматривать как процесс, зависящий от многих условий. Способность человека к труду и обучению является базой для развития его способностей. Важным представляется вывод, сделанный Б. А. Тепловым о признании динамичности, развиваемости способностей. «Не в том дело, — пишет ученый, — что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Поэтому при диагностике способностей бессмысленны какие-либо испытания, тесты, не зависящие от практики, обученности, развития.

То, что музыкальные способности проявляют себя достаточно рано, позволяет уже к началу обучения как-то выявить «исходные данные», с которыми ребенок приходит в музыкальную школу. Правильно было бы узнавать у родителей, были ли у них основания для определения ребенка в музыкальную школу. Прекрасным «диагностом» детских музыкальных способностей был знаменитый одесский педагогскрипач П. С. Столярский, но и он проверял ребенка дважды, даже если видел его полную непригодность для обучения.

Одарённому человеку часто свойственна разносторонняя одаренность, проявление разных способностей. Например, актерские способности были присущи Шопену и Гоголю, музыкальные — Шевченко и Грибоедову, способность к живописи — Шопену, Веберу, Шевченко. Музыкальные способности сложны и многогранны. Задача родителей и педагогов помочь развиться природным задаткам, не увлекаясь при этом односторонним развитием. Г. Г. Нейгауз говорил:

«Чем глубже интеллект, чем шире эмоциональные связи и ассоциации, тем ярче индивидуальность художника, тем большую радость приносит он людям, тем легче совершенствуется его техника, потому что он твердо знает, чего хочет».

Слух — эта составная часть музыкальных способностей всегда называется первой, даже людьми, далекими от музыки. Музыкальный слух профессиональный, то есть пригодный для занятия музыкой как профессией, разделяется на два типа: абсолютный и относительный.

Абсолютный слух обладает памятью на абсолютную высоту звука, а так же нескольких звуков, взятых одновременно, без соотношения их с другими, высота которых ему неизвестна. Он может проявляться очень рано, если ребенок растет в благоприятной среде. Но возможно проявление его и позже.

Распространенность абсолютного слуха среди музыкантов невелика и составляет 6−7%. Вместе с тем наблюдается значительное число обладателей абсолютного слуха среди выдающихся музыкантов. Известно также, что практически все великие композиторы, дирижеры, исполнители имели и имеют абсолютный слух. Абсолютный слух может быть неполным — не на все ноты, а только на избранные. Дети с абсолютным слухом лучше воспринимают «полярные» — далеко отстоящие звуки — и плохо различают полутона. Лучше всего он проявляется при узнавании звуков среднего диапазона, хуже распознаются звуки очень высокие или очень низкие. Абсолютный слух выше относительного. Как профессиональное свойство, абсолютный слух, естественно, удобнее для самого музыканта, однако не считается основной музыкальной способностью. Абсолютный слух необходим только симфоническим дирижерам. Для всех остальных музыкальных профессий основной музыкальной способностью является слух относительный. В совокупности с другими компонентами музыкальных способностей хороший и хорошо развитый относительный слух может быть достаточен для профессионала высокой квалификации. Относительный музыкальный слух — это способность узнавать высоту звука по сравнению с уже известным. В долговременной памяти скрипача обычно хранится «ля», а у пианиста «до» первой октавы. Такой памяти (на стандартный тон) в большинстве случаев бывает достаточно, чтобы имитировать абсолютный слух, сравнивая другие звуки с эталоном.

Особым свойством музыкального слуха является внутренний слух. Он вторичен, так как опирается на слуховой опыт, на те сведения, которые он получил от слуха внешнего. Бетховен в последние годы своей жизни пользовался исключительно внутренним слухом. Исключительно яркое творческое воображение помогло гениальному композитору преодолеть невосполнимую, казалось бы, для музыканта потерю слуха. РимскийКорсаков считал абсолютный слух высшей музыкальной способностью. Шуман советовал молодым музыкантам развить себя настолько, чтобы понимать музыку, читая её глазами. Одним из наиболее эффективных средств для этого надо считать слушание музыки с нотами в руках.

Развитию поддаются только те способности, которыми человек занимается сам. Развитие слуха требует активного участия и желания самого ученика в процессе обучения.

Память — необходимый компонент любых способностей. Музыкальная память — необходимый компонент способностей музыкальных. Она состоит из трех этапов: запоминания, хранения и воспроизведения. Запоминается лучше то, что вызывает в нас какой-то эмоциональный отклик. Неожиданное, яркое запоминается лучше, чем обычное, привычное, будничное. Вот почему так вреден для детской памяти постоянно звучащий в доме музыкальный «фон» — всегда включенные телевизоры, радиоприемники, магнитофоны. В данном случае сами музыкальные способности, и музыкальная память в том числе, подвергаются ненужной перегрузке. Тишина, хотя бы в какие — то определенные промежутки времени, должна быть неотъемлемой частью жизни семьи, где растет эмоциональный, музыкальный, может быть музыкально одаренный ребенок. Тогда прослушивание пластинки, музыкальной передачи по радио или телевидению не оставит его равнодушным, вызовет интерес и эмоциональный отклик, то есть произведет на него такое впечатление, которое ему запомниться. В данном случае речь идет о непроизвольной памяти.

Произвольное запоминание связано с постановкой определенной задачи, с её пониманием и вниманием к этой задаче. Понимание того, что именно нужно запомнить является первым шагом на пути достижения цели. Сознательному запоминанию музыкального текста способствует анализ произведения, производимый педагогом с целью научить ученика самостоятельно выполнять такую работу, имея дело с другими музыкальными произведениями.

Память многоканальна, и задача педагога — научить ученика пользоваться всеми видами памяти. Такими видами являются:

слуховая память (помогает и запоминать текст в момент разучивания, и удерживать в памяти надолго те произведения, которые составляют профессиональный багаж музыканта);

зрительная память (зрительная память на ноты часто помогает исполнителю воспроизвести забытый текст);

двигательная память (память на движения, на автоматизм движений, ставших привычкой), эмоциональная память (память на переживания, на отношение к музыкальному произведению, которое ученик слушает или играет).

Ритм — есть всякая временная организация в музыке, способ существования эмоциональной психической энергии. Ритмические способности по сравнению с музыкальным слухом первичные. Проявляются они значительно раньше, чем слух. В очень раннем возрасте ребенок играет в игру «ладушки», реагируя на музыку песенки ритмичным движением. В человеке изначально заложено желание двигаться под музыку, поэтому существует целая система музыкально — ритмического воспитания, основанная на движениях под музыку. Танцуют, то есть ритмично движутся под музыку, все, а не только люди, обладающие музыкальным слухом. Неритмичных людей на свете всего 0,8%.

Ритмические способности весьма неподатливы при воздействии на них извне, то есть со стороны педагога. Но отечественная педагогика придерживается того положения, что нет таких способностей, которые не могли бы развиться. Ритмические способности очень тесно связаны с психикой. Уравновешенные люди ритмичнее тех, кто легко поддаётся эмоциональным колебаниям. Возбужденное или спокойное состояние психики ученика в данный момент отражается и на его ритмических возможностях в момент исполнения. При занятиях с маленьким учеником работу над ритмом никоим образом нельзя перекладывать на него самого, заставляя его дома считать вслух. При затруднениях ученика с ритмом педагог должен взять эту работу на себя, и в классе помогать ему играть ровно, воспитывая в начинающем музыканте ритмическое чувство.

Музыкальность (эмоциональная отзывчивость) — способность к эмоциональному отклику на музыку. Музыкальность очень трудно обнаружить за один раз общения с начинающими учиться музыке, она сложно обнаруживает себя на вступительных экзаменах в музыкальную школу. Музыкальность может проявить себя позже, в процессе обучения музыке. Эмоциональный отклик на музыку — это музыкальность; определенность симпатий и антипатий в музыке, а не безликая «всеядность» — это музыкальность; желание узнать как можно больше музыки, больше её слушать — это музыкальность. Стремление выразить себя в музыке — это тоже музыкальность. Для развития музыкальности особенно важна разнообразная деятельность человека, не имеющая отношения к музыке. Пение ребенка — очень верный показатель его музыкальности. Её опорой является слух, слуховые способности. Но проявление этих способностей требует хотя бы небольшого опыта самого ребенка. Движения под музыку, игра на простейших музыкальных инструментах (дудочках, металлофонах и ксилофонах) способствует развитию эмоциональной восприимчивости ребенка, а, следовательно, формирует его музыкальность.

Рекомендуемая литература:

  • 1. Н. С. Мясоедова «Музыкальные способности и педагогика». М. ,"Прест", 1997 г.
  • 2. К. В. Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей». М., Педагогика, 1988

Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия на начальном этапе обучения Начальное обучение — едва ли не самый ответственный и сложный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Педагог должен знать и понимать мир детей, их интересы, а так же обладать глубокими методическими знаниями.

Первые уроки, первая встреча — это самый подходящий момент для установления душевной близости, контакта с учеником. Уроки музыки нельзя начинать с обучения ремеслу. Музыка для ребёнка — это музыкальная сказка, музыкальная передача по радио, а в музыкальной школе с первого урока ему говорят про ноты, длительности, аппликатуру, просят играть бесконечные упражнения. А где же здесь музыка и стоит ли она таких терзаний? — думает ребенок. Занятия становятся мучительны для него, и интерес к музыке угасает. Поэтому очень важно научить ребенка слушать и понимать музыку, чтобы пробудить в нём желание самому исполнять её.

Вот как говорил об этом Г. Г. Нейгауз:

«Прежде чем учиться играть на инструменте, ребенок или взрослый должен духовно владеть какой-то музыкой: хранить её в своей душе, уме, слышать своим ухом», ведь научить игре на инструменте легче, чем научить понимать её.

Огромное значение в процессе начального обучения приобретает организация урока — это наиболее уязвимое звено в работе малоопытных педагогов. Урок не должен быть ни однообразен, ни перегружен заданиями. Материал, который дается в течение урока, обязательно должен быть усвоен. Частая смена заданий, чередование более трудных и более легких тем является обязательным условием проведения урока с начинающими учениками.

Но как бы ни был разнообразен урок по заданиям, он должен быть направлен на развитие слуха: ладового, высотного, гармонического, тембрового, динамического.

Порядок и вид заданий могут бесконечно варьироваться. Приведем примеры возможных заданий первых уроков для начинающих музыкантов:

Слушание музыки, определение её характера, жанра, содержания. К музыке приближает ученика слово, однако не надо подсказывать ученику, навязывать своё восприятие музыки. Проиграв пьесу, попросите рассказать сказку, нарисовать рисунок, охарактеризовать настроение пьесы. Словами трудно выразить музыку, но тот, кто её чувствует, всегда найдет и словесное выражение.

Знакомство с жанрами: маршем, танцем, песней. Музыка, предназначенная для прослушивания, должна быть разнообразна по характеру, стилю. Можно использовать отрывки из опер, балетов, музыку современных композиторов.

Проверка запоминания услышанной ранее музыки. Необходимо помнить о том, что ученик со слабой музыкальной памятью не в состоянии отличить марш Прокофьева от марша Чайковского.

Воспитание чувства ритма. Ученик должен научиться шагать, маршировать, танцевать под музыку, поскольку воспитание чувства ритма необходимо вести не от объяснения длительностей, такта, сильной доли, а стараться развивать его врожденное чувство ритма, которое у неподготовленных учеников не является выявленным.

Воспроизведение голосом звуков, мотивов. Мотив воспроизводится лучше, чем отдельные звуки. Иногда ученик не может петь звуки не потому, что не слышит их, а потому, что не владеет голосом и имеет ограниченный диапазон. Однако точного воспроизведения звука в пределах удобного для ученика диапазона необходимо обязательно добиваться.

Знакомство с интервалами. Знакомство с интервалами лучше начинать с резких интервалов — секунды и октавы. Ребенку легче петь терцию, кварту, а секунду, октаву петь сложнее. Воспитывать активное восприятие интервалов лучше на музыкальных примерах:

«Старинная французская песенка» П. И. Чайковского — интервал кварта.

«В лесу родилась ёлочка» — интервал секста и т. д.

Знакомство с ладом. Звучание мажора и минора легче усваиваются в сравнении. Мажорный вариант детской песенки звучит с одним текстом: «на зеленом лугу, их, вох, раз нашел я дуду, их, вох», в то время как минорный вариант предполагает другой текст: «на зеленом лугу, их, вох, потерял я дуду, их, вох».

Умение найти услышанный звук на клавиатуре. Звук (или несколько) воспроизводится голосом, запоминается, и только потом отыскивается на клавиатуре. До этого понятия выше-ниже, т. е. понятия звуковысотности, должны быть уже усвоены.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой