Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование двигательных действий в процессе физического воспитания дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

III стадия — стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребёнок уже овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может творчески применять, выработанный навык… Читать ещё >

Формирование двигательных действий в процессе физического воспитания дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности [27, стр.168−169]. В физическом воспитании обучение движениям осуществляется путём непосредственного руководства воспитателя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка — его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития [13, стр. 35].

Методика направленного использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями детей, условиями проведения занятий.

Основу двигательной активности детей до 2 лет должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакалкой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте — игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Занятия физическими упражнениями проводятся 2—3 раза в неделю [12, стр.63].

На занятиях с детьми 2—3 лет большое значение придается методам использования слова и наглядного действия [22, стр.211]. Это объясняется интенсивным развитием речи ребёнка и его способности подражать. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, широко используются образные задания, имитации («бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем, как медведи» и т. п.). Физическая нагрузка в этом возрасте не должна быть ни чрезмерно легкой, ни слишком тяжелой. Степень её воздействия на организм легко проконтролировать по пульсу. Разница в его частоте между началом и концом занятия должна быть в пределах 10 ударов. Если она больше — нагрузка чрезмерна. Неизменившаяся частота пульса свидетельствует о недостаточности нагрузки. Игровая деятельность детей третьего года жизни становится сложнее и разнообразнее. Большое место занимают сюжетные и ролевые игры [9, стр.112].

В 3−4-летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 130—140 уд./мин, в 5−7-летнем — не менее 140—150 уд./мин. Последовательно применяются более сложные формы, ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия и др. [12, стр.65].

При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении же движения ребёнок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребёнок хочет сразу видеть результат своего действия [4, стр.28].

Содержание обучения составляют физические упражнения, в том числе подвижные игры, подобранные в соответствии с программой. При обучении взрослый передает ребёнку социальный опыт целенаправленной деятельности, в содержание которого входит и опыт овладения движениями, содействующий их развитию и совершенствованию.

Составными компонентами социального опыта, которые обязательны и в работе с дошкольниками, при учёте их возрастных особенностей, являются некоторые знания, необходимые ребенку в его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности, вооружающие его при обучении движениям, умение или навык как единство знания о способе деятельности и реализации. Третий компонент — опыт творческой деятельности.

«Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий все в разжеванном виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Поэтому социалистическому обществу совсем небезразлично, когда подрастающее поколение начинает приучаться к творческой деятельности» [22, стр.204].

Исследования в этой области физического воспитания (Л. М. Коровина и Э.Я. Степаненкова) показали успешность развития творческой деятельности детей дошкольного возраста в процессе подвижных игр и физических упражнений [3, стр.24].

Последний компонент социального опыта — эмоционально-ценностное отношение людей к миру и друг к другу — опыт эмоциональной воспитанности. Он предполагает «оценочно-эмоциональное отношение к научным знаниям, к нравственным нормам, к эстетическим проявлениям действительности. И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности» [12, С.64]. Этот компонент требует особого внимания и неуклонного формирования, влияния личности воспитателя и всей окружающей обстановки.

В процессе формирования двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый (родители, воспитатель) последовательно ставит перед ним новые двигательные задачи. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств [8, стр.56].

Процесс формирования правильных двигательных навыков у детей дошкольного возраста представляет собой фундамент для дальнейшего развития и совершенствования их в школьные годы.

В этом закономерном процессе различают три стадии (по А.В. Кенеман):

I стадия — формирование первоначального умения — короткая по времени, когда дети знакомятся с новым движением, характерна широким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдаются неуверенность в движениях, общая напряжённость мускулатуры, наличие лишних движений, неточности в пространстве и во времени.

Это происходит вследствие распространившегося иррадиирующего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора.

II стадия — более продолжительная по времени. Она отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения отдельных двигательных рефлексов и всей их системы в целом.

Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцированного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим ребёнок проявляет большую осознанность задач и собственных действий.

Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. Исследования показывают, что в процессе общего прогресса качества двигательного действия во время обучения такие колебания бывают в начале обучения. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей — динамический стереотип.

III стадия — стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребёнок уже овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может творчески применять, выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этой, стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения [12, стр.83−84].

Двигательные навыки могут находиться во взаимодействии. Приобретенный навык по механизму переноса может помочь образованию нового умения или навыка. Перенос заключается в применении способов или приемов к новым объектам, процессам (катание на коньках — катание на роликовых коньках).

Усвоение нового требует от ребенка определённых физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование (а для ребенка новая более сложная задача) является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития [4, стр.94].

Постепенное решение ребёнком в процессе упражнений новых двигательных задач и появляющиеся в связи с этим большие возможности изменяют характер и качество движений. То, что было наиболее характерным для начала данного возрастного периода, в процессе обучения новому как бы свертывается, и движения приобретают новое качество [14, С.10−11]. Так, ходьба ребенка в начале и в конце второго года жизни совершенно различна. Это явление представляется как диалектическое отрицание старого новым, которое является объективным моментом, движущим началом всякого развития и разрешением возникающих противоречий. «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования» [26, С.73]. Такой сложный процесс развития происходит непрерывно, определяясь взаимосвязанностью внешних и внутренних условий.

Преодоление трудностей и решение новых задач вызывают у ребёнка эмоционально-положительное состояние. Оно порождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышечных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Подкрепление проявленных усилий способствует возникновению стремления к ещё большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть всё время под наблюдением воспитателя. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребёнком новой двигательной задачи, с другой — вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении её на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов, эмоций [2, стр.96].

Обучение требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной — при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми; словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений [5, стр.124].

Обучение детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребёнка, развитием его морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности, справедливости [20, стр.84].

Весь процесс обучения правильным движениям воспитывает у детей эстетические чувства. Красота движений, четкость построений, которыми постепенно овладевают дети, доступная им творческая выразительность игровых образов, использование стихотворных текстов в играх, игровых зачинов, считалок — все это служит задаче воспитания эстетического вкуса детей [3, стр.215]. Большое значение имеет внешнее оформление физкультурных костюмов детей и воспитателя, физкультурных пособий и т. д.

Организация процесса обучения предоставляет возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях.

Воспитатель систематически предъявляет детям требования самим выглядеть аккуратно и заботиться о чистоте физкультурных пособий (аккуратно свернутые флажки, разглаженные ленты и платочки и т. д.). Об этом в первую очередь заботятся дежурные, раскладывая необходимые предметы. Вместе с тем они предусматривают такой порядок расположения предметов и пособий, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Периодически дети моют шары, мячи и т. д., протирают крупные пособия. В такой уборке участвуют все дети под руководством воспитателя.

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Всё это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности [13, стр.72].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой