Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы организации: самостоятельной работы на уроках русского языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве другой формы организации самостоятельной работы выдвигается групповая форма. При такой организации письменных работ учащиеся делятся на группы по несколько человек для выполнения той или иной задачи. Задание дается группе, а не отдельному ученику. Групповая форма работы регулирует сотрудничество учащихся и добивается этим не только дидактических, но и воспитательных целей. Группы для… Читать ещё >

Формы организации: самостоятельной работы на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа-это в основном разнообразные упражнения. Поэтому очень важно, чтобы учитель хорошо осознавал функции каждого типа упражнений, его место в системе работы.

В зависимости от форм обучения можно выделить несколько форм организации самостоятельных работ Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальность «Педагогика и методика начального обучения"// М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под редакцией М. С. Соловейчик. — 3-е издание. — М.: «Академия», 1997. — 383с:

  • 1) индивидуальные — каждый учащийся выполняет отдельное задание;
  • 2) групповые. (для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3−6 чел.);
  • 3) фронтальные (общеклассные) — учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение на заданную тему;
  • 4) парные — при проведении опытов, на занятиях в лингафонном кабинете.

Индивидуальная форма организации самостоятельных работ имеет преимущества перед другими формами. Она состоит в том, что лучше способствует вовлечению в работу исключительно всех учеников. Каждый из них получает конкретное задание, которое предполагает выполнение определенной письменной работы. В этом случае можно проверить степень участия ученика в выполнении этого задания. Эта форма организации позволяет работать в индивидуальном темпе, каждый ученик может выполнять задания в собственном стиле в соответствии со своими умениями и способностями.

В качестве другой формы организации самостоятельной работы выдвигается групповая форма. При такой организации письменных работ учащиеся делятся на группы по несколько человек для выполнения той или иной задачи. Задание дается группе, а не отдельному ученику. Групповая форма работы регулирует сотрудничество учащихся и добивается этим не только дидактических, но и воспитательных целей. Группы для самостоятельной работы могут быть структурированы различным образом. Во-первых, это группы, которые формируются на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе достаются более сложные задания, а более слабой менее сложные задания. Во-вторых, группа может быть сформирована на основе пожеланий самих учащихся. В таком случае работают ученики со сходными интересами и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создает особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Однако вместе с тем в групповой форме организации работы таится и известная опасность для активности учащихся: более сильные и старательные из них начинают заглушать инициативу более пассивных и слабых учащихся и сами решают за них задания. Группы из двух человек наиболее эффективны при взаимопроверке. Каждый учащийся выполняет самостоятельно задание, данное всему классу, а затем организуется взаимопроверка.

В качестве третьей формы организации самостоятельных работ является фронтальная форма. Очень важным этапом при фронтальной форме является обоснование каждого шага решения. Одним из значимых компонентов фронтальной формы является сопоставление разных способов решения, выявление наиболее рациональных из них.

В процессе обучения возможно объединение нескольких самостоятельных форм организации работ. Например, сочетание групповой и фронтальной форм организации работы над новой темой помогает создать ту деятельность учащихся, на основе которой они сами приходят к новым для них выводам.

Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа может привести к следующим результатам:

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитического характера.

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

3. Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную ситуацию.

4. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и других компетенций.

Высшая степень овладения умением самостоятельно работать — это способность организовать собственное индивидуальное продвижение по изучению учебных предметов, т. е. выход на собственную образовательную программу.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

  • — Обучающие.
  • — Тренировочные.
  • — Закрепляющие.
  • — Повторительные.
  • — Развивающие.
  • — Творческие.
  • — Контрольные.

Рассмотрим более подробно каждый из видов:

  • 1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке.
  • 2. Тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств.
  • 3. Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал.
  • 4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы.
  • 5. Самостоятельные работы развивающего характера. Это могут быть задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках это могут быть самостоятельные работы, в которые включены задания исследовательского характера.
  • 6. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях. В творческие самостоятельные работы можно включить задания, при выполнении которых необходимо найти несколько способов их решений.
  • 7. Контрольные самостоятельные работы. Их главной функцией является функция контроля.

Существует еще одна классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений по специальность «Педагогика и методика начального обучения"// М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под редакцией М. С. Соловейчик. — 3-е издание. — М.: «Академия», 1997. — 383с:

  • 1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  • 2) закрепление и уточнение знаний;
  • 3) выработка учения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • 4) формирование учений и навыков практического характера;
  • 5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

К основным видам самостоятельных работ по русскому языку можно отнести следующие:

Работа с книгой.

Упражнения.

Выполнение практических и лабораторных работ.

Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

Подготовка докладов, рефератов.

Домашние опыты, наблюдения.

Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

  • — практические работы;
  • — контрольные работы;
  • — тематические зачеты;
  • — защита и написание рефератов;
  • — решение проблемных задач прикладного характера и другие.

Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а, прежде всего, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной работы учащихся: наличие задания учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность, умственное напряжение учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой