Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Парадокс творчества. 
Наука и религия: гносеологические очерки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Парадокс творчества (нового) как вечный религиозно-философский парадокс представлен двумя взаимоисключающими утверждениями: 1) новое всегда возникает из старого, следовательно, оно уже потенциально содержится в старом и не может быть без оговорок и буквально признано новым; 2) новое — в истинном смысле этого слова — никогда не возникает из старого и, следовательно, появляется чудесным образом… Читать ещё >

Парадокс творчества. Наука и религия: гносеологические очерки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Парадокс творчества (нового) как вечный религиозно-философский парадокс представлен двумя взаимоисключающими утверждениями: 1) новое всегда возникает из старого, следовательно, оно уже потенциально содержится в старом и не может быть без оговорок и буквально признано новым; 2) новое — в истинном смысле этого слова — никогда не возникает из старого и, следовательно, появляется чудесным образом из ничего (Ю. М. Бохеньский, В. В. Орлов). В этих высказываниях тезис и антитезис одинаково основательны. Ссылаясь на факты новообразований в мире и истории человечества, теизм решает парадокс нового в пользу второго тезиса. Первый тезис, согласуясь с пантеизмом и частично с панентеизмом, также подтверждается множеством фактов и, следовательно, правомерен.

Пантеизм, панентеизм, теизм и деизм содержат в себе четыре различающихся образа Бога и Его творчества. Различие этих человеческих представлений о Боге важно иметь в виду теоретически и практически, в том числе и тогда, когда мы анализируем определение религии как связи Бога и человека. Доверять ли своему внутреннему чувству, что Бог внутри меня? Но кто может быть абсолютно уверенным в том, что это чувство не внушено лукавым, не является наваждением? Или все-таки прежде всего надо доверять словам пророков и черпать веру в Писаниях? Пантеизм ориентирует на первое, а теизм — на второе решение вопроса.

Богословские книги и справочники не всегда нисходят до освещения различий между пантеистическими и теистическими установками верующих людей и не всегда объясняют логические причины религиозного плюрализма. Правда, и рядовые верующие мало интересуются психологическими и логическими основами своей веры, резонно полагая, что тот, кто слишком интересуется понятием Бога, просто плохо знает Бога. Возможно, они правы. Мудрствование о Боге не должно быть самоцелью, знание о Боге нужно превращать в знание Бога, в связь с ним. Вместе с тем понимание логических оснований расхождения между собой религиозных убеждений и предпочтений в какой-то степени оберегает верующего от вражды к инаковерующему.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой